Монополизация экономики и антимонопольная политика.
Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования. Монополизм в экономике означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Технологическая и техническая основа монополизма — это прежде всего специализация и связанная с ней концентрация производства. Монопольно высокая прибыль на товарном рынке обеспечивается, с одной стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, а с другой — ограничением конкуренции. Монополии получают более выгодные условия реализации продукции на товарном рынке, возможность закупать сырье у мелких и средних фирм по монопольным ценам, открывать кредиты, а значит, и перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах. Монополизация рынка достигается путем концентрации производства или продаж какого-либо товара сравнительно небольшим числом крупных хозяйствующих субъектов (фирм). Уровень производственной концентрации определяет положение, которое занимают на рынке крупные поставщики товаров или услуг. Развитию монополизма, как правило, способствуют: — решения органов власти и управления, ограничивающие экономическую самостоятельность производителей; — отсутствие у предприятий стимулов к техническому прогрессу, насыщению товарного рынка и повышению качества продукции; — приоритет групповых интересов, предъявление поставщиками необоснованных, не предусмотренных договором требований к потребителям;
— завышение цен; — навязывание своих условий при заключении договоров; — поставку «с нагрузкой», когда потребитель вынужден приобретать ненужную ему продукцию, затоварившую склады поставщика; — поставку россыпью, когда потребитель вместо поставщика должен проводить сборку на месте. Наконец, крайней формой монопольного диктата выступает отказ поставщика заключить договор, ссылаясь на Монополистическая деятельность — действия хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющие ущерб потребителям.
К чему же приводит необоснованное повышение цен монополистами? В условиях становления рыночных отношений, при ограниченных возможностях перелива капитала и отсутствии его первоначального накопления для перевооружения производства, создания и развития новых производственных мощностей и альтернативных производств любой производитель дефицитной продукции рассматривается на товарном рынке как монополист. Поэтому антимонопольная деятельность не ограничивается борьбой с «явными» монополиями, а предполагает поддержку предпринимательства с помощью мер по стимулированию увеличения объемов производства дефицитной продукции, способствующего насыщению рынка продуктами и услугами. Предполагается использовать для этого предусмотренные законом экономические и организационные возможности. Цели антимонопольной деятельности государства в общем виде могут быть сформулированы как: — насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита; — развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование цивилизованных рыночных отношений; — ограничение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;
— борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией; — поддержка новых, прежде всего негосударственных экономических структур; — защита прав потребителей.
Роль конкуренции заключается в ослаблении позиций государства в качестве экономического агента, прямо регулирующего хозяйствование. Целенаправленно проводя такую макроэкономическую политику, которая предполагает использование конкуренции, государство создает инфраструктуру, кадровую базу реформы. Оно поддерживает исследования и разработки, современные технологии, обеспечивает предпринимателей информацией, направляющей их на перспективные отрасли, и облегчает выход на рынки новым хозяйствующим субъектам. Государство предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях и налоговые льготы; использует компенсационные, информационные и просветительные меры, ориентированные на потребителя и создающие такую реакцию рыночного спроса, которая способствует вознаграждению или наказанию производителей. Особое место при проведении макроэкономической политики занимает поддержка государственными антимонопольными органами новых экономических структур. Эта поддержка выражается прежде всего в финансовой помощи данным структурам, которая предполагает распределение полученных, как правило, от приватизации и поступивших в фонд демонополизации денежных средств по следующим направлениям: — предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок; — помощь малому и среднему бизнесу, создание параллельных структур в сферах производства и обращения с высоким уровнем монополизации; — финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; — подготовка кадров предпринимателей и работников государственных органов для работы в рыночных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|