Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.




Раздел 3. Теория государства

Тема 3.1. Понятие государства. Функции государства

 

Понятие и основные признаки государства.

 

История человечества насчитывает несколько миллионов лет и вбирает в себя множество эволюционных и революционных этапов своего развития. Процесс замены родового строя государством также происходил длительное время. В различных частях земного шара он проходил по-разному.

Прежде всего, для определения государства важно отличить его от публичной власти родового строя, для чего один из основателей марксизма Ф. Энгельс выделил следующие признаки государства:

1. 1. Деление населения по территориальному признаку. При существовании родового строя деление населения происходило по кровно-родственному признаку. Человек кровно принадлежал к роду или принимался в члены рода на общем собрании рода. Все члены рода проживали совместно, осуществляя хозяйственные и военные функции. Общественное разделение труда, усложнение социальных связей повлекло расселение людей по различным территориям. Этому способствовали миграции населения и завоевательные войны. Не имея возможности участвовать в управлении делами рода ввиду территориальной удаленности, люди стали объединяться в территориальные общины, формируя государственно-организованное общество. Появились административно-территориальные единицы. У человека появилось постоянное место жительства, на территории которого он мог реально осуществлять свои права и интересы, выполнять обязанности. Территориальный порядок организации населения складывался в результате острых противоречий, сопровождался переделом территорий и кровопролитными войнами.

 

Т.о. В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

 

2. 2. Наличие публичной власти, не совпадающей с населением.

Публичная власть — это власть, которая:

а) распространяется на все общество;

б) выступает от имени всего общества;

в) действует в интересах всего общества;

г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

 

Публичная власть представляет собой организующую государство силу, которая внешне выражена через аппарат управления. Именно управленческий аппарат, состоящий из профессионалов, является олицетворением политической власти в обществе. Государство органически не может представлять интересы всего населения, потому оно представляет интересы какой-либо группы или, по теории марксизма, господствующего класса. Публичная власть лежит в основе государства, не позволяет анархическим силам разложить государство изнутри. Однако она может служить инструментом для подавления воли народа, ущемления его прав и законных интересов. В этом случае мы говорим об авторитаризации власти, централизме.

Публичная власть осуществляется через сложный механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и организаций, необходимых для выполнения задач и функций государства.

 

Аппарат управления существует не только в государстве, но и в других коллективных образованиях, например международных организациях, общественных объединениях. Но только государство с помощью аппарата реализует власть. Аппарат наделен государственно-властными полномочиями, предполагающими юридическую способность издавать правовые акты обязательной силы и обеспечивать их исполнение.

1. 3. Налоги являются обязательным признаком государства. Государство материально зависимо от общества. Для осуществления своих функций государству требуются значительные расходы. Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги.

Признаки государства, отличающие его от власти родового строя, характеризуют процесс исторического развития государства, его формирование. На определенном этапе истории именно образование государства позволило обществу выйти на новый виток, модернизировать общественные отношения и обеспечить значительный прогресс в общественной жизни.

В настоящее время в юридической науке выделяют также ряд признаков государства, которые отличают его от других организаций общества, показывают его исключительную организующую роль в обществе:

 

15. Понятие государства.

Основные признаки государства

       
   


Наличие территории Наличие публичной власти

 

Наличие права (законодательства) Суверенитет

 

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

 

 
 


Признаки государства

 
 


организация политической власти – состоит в том, что: 1) эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в том числе правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление; 2) она внешне и официально представляет все общество; 3) ее цель – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей

 

суверенитет – выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами

 

 

территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Отделяется от территорий других государств государственной границей

 

 

налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата

 

 

легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства

 

1. 1. Государственный суверенитет. Понятие государственного суверенитета приобрело особое значение в Средневековье, когда период феодальной раздробленности сменился централизацией. Государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий церкви на управление всеми государственными и общественными делами.

Государственный суверенитет — это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан. Любые решения, юридически противоречащие законам государства, признаются незаконными и не подлежат исполнению, они должны быть отменены.

Самостоятельность государственной власти означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Государственная власть осуществляется внутри страны только уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Они наделяются государственными полномочиями соответствующими правовыми актами, но должны использовать полномочия во благо государства и общества, не должны злоупотреблять ими. Общественным объединениям и гражданам, другим негосударственным организациям не разрешается вмешиваться в дела государства. Но граждане могут участвовать в управлении государством путем реализации избирательных прав, поступая на государственную службу, участвуя в отправлении правосудия. Независимость государственной власти на международной арене означает право государства самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и международными организациями, является неотъемлемым признаком государства, без нее государство является колонией, частью другого суверенного государства.

Суверенитет

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

 

Ряд авторов выделяют в качестве самостоятельного признака единство государственной власти, предполагающее правовое и организационное единство системы органов государственной власти.

Определенные проблемы вызывает содержание суверенитета в федеративном государстве. Во многих конституциях, в том числе и в Конституции РФ, закреплено, что субъекты или один из субъектов Федерации имеют статус государства. Возникает вопрос, обладают ли суверенитетом такие субъекты Федерации? Одни авторы стоят на позициях наличия у субъектов Федерации ограниченного суверенитета, не имеющего признака независимости государственной власти. Другие считают, что суверенитет следует рассматривать как цельное свойство государства и государственной власти. Потому суверенными будут являться только государства, полностью обладающие признаками верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти. Думается, эта точка зрения верна. Не может быть суверенного государства в составе другого суверенного государства. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений по вопросу толкования Конституции РФ подтвердил эту позицию.

1. 2. Гражданство государства. Население, объединенное по территориальному признаку, официально юридически связано с государством по признаку гражданства. Долгое время гражданство определялось как распространение суверенной воли государства на конкретное лицо. Подобным образом в настоящее время определяется подданство — распространение суверенной воли монарха на его подданных. Гражданство предполагает взаимные права и обязанности. Под гражданством понимается правовая связь лица с государством, содержанием которой являются их взаимные права, обязанности и ответственность, основанная на признании и уважении прав и свобод личности. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ является единым и равным, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

2. 3. Государство издает законы и подзаконные акты. Только государство вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный характер. В отличие от государства негосударственные организации имеют право издавать акты, обязательные для исполнения только членами этих организаций. Например, органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения жителями соответствующего муниципального образования. Общественные объединения, предприятия и учреждения могут издавать локальные акты, имеющие юридическое значение для работников и членов этих организаций. Государственно-правовые акты обязательны для всех, так как правотворчество — исключительная прерогатива государства. Особую роль играют международные правовые акты. Если они признаются и ратифицируются государством, то значит имеют высшую юридическую силу по отношению к внутригосударственному законодательству.

3. 4. Государство обладает карательным аппаратом. Для управления обществом государство вынуждено прибегать к принуждению. Именно государственным принуждением, возможностью и способностью его применения государство отличается от других организаций. Государство обладает целой системой принудительных органов, которые в юридической науке получили название правоохранительных органов. К ним относятся суд, прокуратура, милиция и другие органы. Они призваны стоять на страже законности и правопорядка, охранять права граждан и государства от посягательств, содействовать гражданам в реализации их прав. Правоохранительные органы наделены полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений, а в установленных законом случаях и наказанию виновных в их совершении. Карательные органы, что очень важно, должны действовать строго в рамках своей компетенции, пределы которой закреплены законом, обеспечивать охрану достоинства личности. Опасно создание чрезвычайных карательных органов. Российская история имеет горький опыт их деятельности, приведший к многочисленным нарушениям прав граждан, массовому истреблению населения. В этой связи необходимо придерживаться принципа законности в деятельности правоохранительных органов.

4. 5. Государство имеет вооруженные силы. Только государство обладает развернутой системой обеспечения обороны и безопасности государства. Ее основы составляют вооруженные силы — многочисленная военизированная организация, подчиненная главе государства, прямо предназначенная для охраны государства от посягательств, обеспечения территориальной целостности и государственной безопасности.

5. 6. Взаимосвязь государства и права. Тесная связь государства и права обобщается всеми вышеуказанными признаками государства. Не существует государства без права, как не существует права без государства. Право юридически закрепляет государство, нормативно регулирует общественные отношения с участием государства.

Взятые в совокупности признаки государства подчеркивают его особое место в политической системе общества. Общесоциальное определение государства основывается именно на этом:

Государство — это политическая организация общества, необходимая для выполнения задач и функций, вытекающих из природы общества.

 

Существует также классовое определение государства, основанное на марксистской теории государства. По мнению ее сторонников, государство представляет собой машину для управления делами классового общества в интересах экономически господствующего класса.

Безусловно, данные определения не исключают других точек зрения на понятие государства, которые можно встретить в литературе.

Государственная власть

Одним из неотъемлемых и определяющих признаков государства является политическая (государственная) власть. Чтобы разобраться в сущности политической власти необходимо вернуться к истокам и рассмотреть сущность власти как общественной категории.

Власть — возможность и способность подчинять своей воле волю других людей и их коллективов.

Власть присуща любой организованной общности людей. Власть возникла в догосударственном обществе. Это была власть рода, затем объединенная во власть племени. По мере развития общества власть рода трансформировалась во власть семьи и власть общины. Тогда же возникла и политическая (государственная) власть. В современном обществе существует экономическая власть, церковная власть, власть общественных объединений (партийная) власть.

Каждый вид общественной власти имеет свои особенности и существует в специфических условиях. Но все они обладают общими признаками:

1. 1. Власть основана на авторитете. Еще Ф. Энгельс писал, что авторитет имеет двойное значение, с одной стороны навязывание воли властвующего, с другой — подчинение ему. В современной юридической науке ряд авторов (М. И. Байтин) именно авторитет признают главным свойством власти.

2. 2. Принуждение является неотъемлемым элементом содержания власти. Любая общественная власть не существует без принуждения. Принуждение имеет различное содержание и форму. Без принуждения власть не эффективна, она не может обеспечить подчинение подвластного властвующему субъекту.

3. 3. Властеотношения носят волевой характер. Отношения по поводу общественной власти складываются на основе подчинения воли одного лица или других лиц воле другого. Структурой властеотношений является формула «господство-подчинение». Власть, прежде всего, воздействует на волю, она направлена на внутреннее отношение людей к обществу, объективированное в их поведение. В последнее время все чаще говорят о новой формуле власти — «руководство — подчинение». Она основана не на прямом подчинении, а на координации властных функций. Властвующий субъект руководит работой подвластного, стимулируя его к должному поведению.

Основываясь на вышеуказанных признаках, можно сформулировать понятие общественной власти — обусловленное условиями и факторами общественной жизни средство функционирования социальной общности, содержанием которого является отношение по подчинению воли отдельных лиц и их коллективов руководящей в обществе воле.

Особый вид общественной власти — политическая (государственная) власть. Как мы уже отмечали, политическая власть важнейший признак государства, отличающий его от власти родового строя.

В науке давно возник спор, являются ли политическая и государственная власть синонимами.

Некоторые авторы находятся на позициях различного понимания политической и государственной власти. Они полагают, что политическая власть более широкая категория, чем государственная власть. По их мнению, политическая власть осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: политическими партиями, массовыми общественными движениями, профсоюзами. Отдельные авторы (Ю. А. Дмитриев) противопоставляют эти понятия, утверждая, что государственная власть осуществляется, реализуется в общественных отношениях с участием государства и его органов, а политическая власть в отношениях с участием различных элементов гражданского общества.

Большинство ученых, на наш взгляд, справедливо говорят о тождественности этих понятий. Политика, в переводе с греческого — искусство управления государством. Поэтому политическая власть в прямом смысле этого слова власть государственная.

Помимо общих признаков общественной власти, государственная власть обладает отличительными признаками, отделяющими ее от власти родового строя и других разновидностей общественной власти.

1. 1. Государственная власть носит групповой, или классовый характер. Она выражает интересы определенной группы людей, а не всего общества. В родовом строе власть выражала интересы всех членов коллектива.

2. 2. Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата управления. Только государственная власть осуществляется через специально обученный профессиональный коллектив служащих, именуемый аппаратом управления, или государственным аппаратом.

3. 3. Государственная власть опирается на государственное принуждение. В отличие от других видов общественной власти, основанных на общественном мнении и подкрепляемых общественным принуждением, государственная власть опирается на основанное на законе государственное принуждение. Для этого государственная власть создает специальные карательные органы — аппарат принуждения.

4. 4. Государственная власть в качестве материальной основы обладает бюджетом, пополняемым за счет налогов. Налоги не были известны власти родового строя и не являются основой для деятельности иных видов общественной власти. В качестве аналогии в некоторых социальных общностях используются взносы, например партийные или религиозные. Но в отличие от налогов они носят добровольный характер.

5. 5. Государственная власть распространяется на территориально организованное население. Территория является пространственным пределом распространения власти.

Как мы видим, большинство отличительных признаков государственной власти совпадает с признаками государства. Однако это не означает тождественности этих понятий. Государственная (политическая) власть является главным признаком государства, через нее опосредуются все другие признаки, отличающие государство как от власти родового строя, так и от иных организаций общества.

На основе вышеизложенного можно сформулировать определение государственной власти. Государственная власть — разновидность общественной власти, осуществляемая государством как непосредственно, так и выступающими от его имени и по его поручению субъектами.

Сущность государства.

Характеристика государства была бы неполной, если ограничиться одними его признаками. Подробное рассмотрение государства возможно лишь при детальном рассмотрении его сущности.

Сущность государства это — историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное и устойчивое явление. Выше мы говорили о государстве как о политической организации общества. Главным признаком государства, через который определяется его сущность, является политическая власть.

Достаточно долгое время, в течение всего советского периода истории нашего государства, существовал только один марксистский подход к сущности государства.

Государство рассматривалось как машина для подавления одного класса другим. Примерно таким же образом понималась и политическая власть. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «политическая власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого». В. И. Ленин стоял на тех же позициях и считал, что сущность государства, его социальное предназначение состоит в поддержании господства одного класса над другим. Все другие понятия государства, особенности его происхождения и сущности, основанные на марксистской теории, подчеркивали, прежде всего, его классовую природу.

В настоящее время подобный подход к сущности государства справедливо критикуется большинством авторов как однобокий и не раскрывающий всего многообразия сущностных характеристик государства. Марксистский подход содержал одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощал ее и сводил к насилию одного класса над другим, выражавшееся через принуждение. Строго говоря, вся сущность государства по-марксистски — это борьба на внутреннем и внешнем фронтах.

Другие подходы к пониманию сущности государства в большинстве своем приходят к тому, что государство — результат социального компромисса, а сущность государства — достижение всеобщего блага. Данные суждения рассматривают, прежде всего, общесоциальную сущность государства.

Общечеловеческая сущность государства состоит в обеспечении социального согласия, смягчения и преодоления противоречий, поиске форм сотрудничества различных слоев населения.

Сведение воедино классового и общесоциального подходов породило в юридической науке концепцию двуединой сущности государства как общесоциального регулятора общественных отношений и классового инструмента, используемого исходя из разумного сочетания и компромиссов интересов господствующего класса и интересов всего общества в целом.

Сущность государства проявляется особенно ярко и характерно при определении типа государства, соответствующего конкретному историческому этапу его развития.

Первые попытки провести типологию государств проводил еще Аристотель, который полагал, что основным критерием разграничения государств является количество властвующих. Он выделял правление одного, правление немногих, правление большинства. При этом каждый из подобных типов государства имел правильные и неправильные формы. Правильные государства, по его мнению, направлены на достижение всеобщего блага, а неправильные преследуют лишь частные цели.

В дальнейшем различные концепции типологии государств предлагали Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер и др.

В современной юридической науке выделяют два основных подхода к типологии государства.

Долгое время превалирующим был формационный подход. Он выражал марксистскую сущность государства. История развития государства рассматривалась как непрерывный процесс смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства.

По сути тип государства выражал его экономическую основу, классовую сущность и социальное назначение. Согласно формационному подходу выделялось четыре основных типа государства:

- рабовладельческий,

- феодальный,

- буржуазный,

- социалистический.

Каждый из типов государства имел определенную классовую сущность и строился на противопоставлении двух основных классов.

В основе рабовладельческого государства было противостояние рабовладельцев и рабов.

Феодальное государство предусматривало борьбу между феодалами и крестьянами.

Буржуазное государство существовало в рамках антагонизма буржуазии с рабочими и крестьянством.

Все три данных типа государств охватывались родовым понятием эксплуататорского государства.

В противовес этому, классики марксизма говорили о существовании социалистического государства — государства всеобщего равенства и братства. Социалистическое государство характеризовалось как «полугосударство», в котором многие классовые признаки отмирают.

Следуя этой теории, государство в своем развитии должно пройти последовательно все этапы, все типы государства. Переход от буржуазного к социалистическому государству должен идти революционным путем, путем «слома» старого и построения нового строя.

Необходимо признать, что марксистская теория происхождения и сущности государства, основанная на последовательной смене общественно-экономической формации в ряде случаев доказала свою состоятельность. В особенности при характеристике буржуазного государства в XVIII–XIX вв., когда сформировалось реальное противостояние буржуазии и пролетариата. Классовая борьба во многих европейских государствах обострилась до предела, что способствовало созданию революционной ситуации, в отдельных случаях перераставшей в вооруженные конфликты и смену власти. Октябрьская революция 1917 г. объяснялась с позиций перехода от государства буржуазного типа к социалистическому государству.

Однако в процессе исторического развития выявились серьезные противоречия и несоответствия в применении формационного подхода. Так, многие государства не прошли в своем развитии всех исторических типов. Ряд государств Азии и Африки до сих пор, если использовать соответствующую терминологию, находятся на стадии феодального государства. В некоторых из них, например Монголии, в процессе распада феодального строя искусственно насаждался социалистический тип государства.

Многие государства Западной Европы и Америки в своем развитии намного опередили другие страны, при формальном сохранении буржуазного типа общественно-экономической формации. Частная собственность, серьезные материальные стимулы послужили мощным стержнем для развития предпринимательства, усиления экономического богатства и процветания.

США, Швеция, Англия, Франция и другие развитые страны постепенно от буржуазного государства как инструмента насилия над рабочим классом перешли к построению социального государства. Для этого взамен преодоления общественных противоречий используются инструменты достижения социального компромисса. Все большее значение в этих странах приобретают демократия, плюрализм, разделение властей и другие признаки демократического правового государства.

Таким образом, использование лишь формационного подхода не отражает всех особенностей сущности и содержания государства. Все плюсы и минусы марксистской теории показывают необходимость использования других подходов.

Другим, более популярным в настоящее время подходом, является цивилизационный подход. Он основывается на известной в настоящее время концепции смены цивилизаций. В ней существуют два основных направления.

Английский историк А.Тойнби известен как автор концепции замкнутой цивилизации. Под цивилизацией он понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с этим определением в мировой истории выделялось более 20 цивилизаций, существующих достаточно обособленно друг от друга. Одной из этих цивилизаций является славянская цивилизация, которая имеет свои отличительные признаки и определяет сущность современного российского государства и ряд других государств на постсоветском пространстве.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

 

Второе направление в цивилизационном подходе называется технологическим направлением, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг. Простейшая классификация государства по данному критерию основывается на теории «менеджеризма» и включает три типа государства и общества: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Существует также теория стадий экономического роста, автором которой является известный американский социолог Уолт Ростоу. Он бросил вызов марксисткой теории экономического развития государства и предложил пять стадий развития государства и общества:

1. 1) традиционное общество, основанное на преобладании сельского хозяйства и примитивного ремесла;

2. 2) переходное общество, в котором закладываются основы экономического роста и роста промышленности;

3. 3) общество, переживающее процесс сдвига, характеризующееся резким ростом промышленности и сельского хозяйства;

4. 4) созревающее общество, показывающее значительные темпы экономического роста;

5. 5) высокоразвитое общество — четко структурированная экономика, «высокий уровень массового потребления».

При характеристике цивилизационного подхода наблюдается смешение сущности государства и общества. Они рассматриваются как неразрывно связанные категории, часто термин «государство» подменяется понятием «общество».

Государственно-организованное и цивилизованное общество не знает острых противоречий между государством и гражданским обществом. Оно основано на теории социального компромисса, принципах социального государства и служит целям всеобщего блага.

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

—классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствую­щего класса;

—общесоциальный, в рамках которого государство можно опре­делить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...