Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешние функции государства




Государство является главным субъектом политико-правовых отношений и на международной арене выступает представителем не просто населения, проживающего на определенной территории, но и общества, объединяющего конкретных личностей в социальную среду. В связи с этим, внешние функции государства имеют особое значение как для самого государства, так и для общества.

Внешние функции государства зависят от факторов географического, экономического, политического, исторического и иного характера. Они меняются под влиянием изменений геополитической обстановки в мире, факторов объединения и распада различных государств, изменения территориальной организации населения. Одни функции полностью уходят в прошлое, другие трансформируются, третьи возникают вновь.

С развалом Советского Союза и образованием на его основе независимых государств изменились и внешние функции Российской Федерации. Россия приобрела статус суверенного и независимого государства, что повлекло приобретение самостоятельных государственных функций. Основные внешние функции России совпадают с внешними функциями большинства государств мира.

Оборона страны. С развалом СССР ушли в прошлое времена «холодной войны», ядерной конфронтации и ряд других проблем внешнеполитического характера. Но необходимость обороны страны не отпадет ни при каких обстоятельствах. «Однополярный» мир, образовавшийся на исходе XX в., требует от России большого внимания к проблемам обеспечения обороноспособности страны. Произошло расширение НАТО (= НАТО — это военный политический союз, созданный по инициативе США на основе Североатлантического договора, подписанного в апреле 1949 года в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией, с целью обеспечения безопасности миролюбивых государств, поддержания всеобщего мира.)

на восток, эта международная военизированная организация вплотную приблизилась к границам России. Во многих республиках бывшего СССР сохраняется нестабильная политическая обстановка, возникают очаги локальных конфликтов и располагаются военные базы НАТО. Для обеспечения функции обороны в России функционируют Вооруженные силы. Они существуют для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач по обеспечению международной безопасности.

Правовой основой функции обеспечения обороны страны является Конституция РФ, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др. Федеральный закон «Об обороне» является базовым нормативным актом, определяющим основы организации и обеспечения обороны страны; закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, права и обязанности граждан. В нем определяется порядок применения специальных средств, для обеспечения обороны страны, ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере обороны. Законодательство о военной службе закрепляет принципы и порядок осуществления военной службы в РФ и правовой статус военнослужащих.

Обеспечение мира и международной безопасности. Для реального обеспечения обороны страны и государственной безопасности недостаточно иметь боеспособные Вооруженные силы в пределах территории России. Необходимо активно участвовать в деятельности по обеспечению международной безопасности. Данная функция осуществляется в нескольких направлениях.

Главное направление — недопущение глобальной мировой войны. Существует ряд государств, которые до сих пор проповедуют агрессивную внешнюю политику, либо в условиях антидемократического или нестабильного политического режима обладают оружием массового поражения или стремятся его получить. Это создает реальную угрозу для мировой безопасности и требует от всех государств значительных усилий для поддержания мира, прежде всего, политическими средствами. Необходимо обеспечивать надлежащее выполнение международных конвенций о запрещении и ограничении распространения оружия массового поражения.

Другим не менее важным направлением является активное участие в деятельности международных организаций. Основная задача в этом процессе — укрепление ООН (Организация Объединенных Наций (ООН) — это универсальная международная организация безопасности, созданная в 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Китая, Англии и Франции) с целью: поддержать международный мир и безопасность; принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру; подавлять акты агрессии; мирными средствами разрешать международные споры; развивать дружественные отношения между народами; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.).

В условиях нестабильной политической ситуации ООН призвана сыграть роль организации, координирующей решение проблем международной безопасности. ООН в силу исторических традиций — самый всеохватывающий институт международного сотрудничества и международной безопасности. Помимо ООН, Россия активно участвует в деятельности Совета Европы и других организаций.

Для обеспечения реализации данной функции Россия предоставляет свои Вооруженные силы в качестве миротворческих контингентов для участия в урегулировании международных конфликтов по решению Совета Безопасности ООН и в соответствии с межгосударственными соглашениями. Правовой основой этого служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В настоящее время Россия участвует в миротворческих операциях на территории Грузии, Таджикистана и в ряде других стран.

Укрепление сотрудничества и связей со странами СНГ. С образованием Содружества Независимых Государств возникла новая внешняя функции — укрепление сотрудничества со вновь образованными странами на границах России. Это сфера взаимных интересов России и других государств. В тот период было необходимо сохранить сложившиеся многолетние связи между республиками. В связи с тем, что республики бывшего СССР неоднородны по своей политической и экономической структуре, в рамках осуществления данной функции возникало и возникает множество проблем. Россия для решения этих проблем предлагает меры по укреплению экономического сотрудничества, созданию системы коллективной безопасности, совместной охраны границ, обеспечения соблюдения прав человека и национальных меньшинств на всем постсоветском пространстве.

Помимо СНГ, которая во многом не оправдала своих целей и задач ввиду искусственности своего образования, на территории бывшего СССР были созданы и другие межгосударственные объединения. Самым ярким примером может служить договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года. Но процесс реализации этого договора сложен и связан с множеством факторов, наличие которых до сих пор не позволило создать единое государство. Помимо этого, было сформировано межгосударственное экономическое объединение России, Казахстана, Киргизии.

Интеграция в мировую экономику и социально-культурную сферу. Все большее значение в последнее время приобретает интеграция России в мировую экономическую систему. В настоящее время экономические преобразования России открывают новые возможности для реализации интересов России в различных областях экономики, культуры, бизнеса, торговли, социального развития. Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве с Европейским союзом. Россия выступает за более активное взаимодействие со всеми развитыми странами в области экономического и социально-гуманитарного сотрудничества. Происходит налаживание партнерских отношений не только с европейскими странами, но и со странами азиатского и тихоокеанского региона, США. Большое значение имеет тот факт, что Россия из разряда должников постепенно переходит в состав кредиторов слаборазвитых и развивающихся стран мира, возвращая долги Международному валютному фонду и ряду других финансовых организаций. Подобные процессы оказали серьезное влияние на всю сферу международного сотрудничества. Россия участвует в работе большинства международных экономических и культурных организаций. Правовой основой этого является Конституция РФ и федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» и др.

Особое значение имеет участие России в решении глобальных проблем человечества — освоении космоса, защите мирового океана, борьбе с эпидемиями, предотвращении и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Борьба с международным терроризмом. Об этой глобальной международной проблеме серьезно заговорили после событий 11 сентября 2001 г. в США, когда атаке международных террористов подверглись несколько стратегически важных объектов, погибло большое количество людей. Причем для России это и внутренняя, и внешняя проблема, что отражается на соответствующих государственных функциях. В РФ приняты федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ужесточена ответственность за террористическую деятельность. Россия вынуждена принимать ряд серьезных мер по противодействию терроризма. Проблемным регионом РФ в этом плане является Чеченская республика, где уже много лет продолжается контртеррористическая операция. На международном уровне Россия также активно участвует в антитеррористической деятельности, сотрудничает с государствами — участниками борьбы с терроризмом в совместных мероприятиях, принимает самые жесткие меры вплоть до физического уничтожения террористов как на территории РФ, так и за ее пределами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...