Виды специальных административно-правовых режимов
⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 В зависимости от подведомственности Специальные Административно-правовые Режимы могут быть разделены на три группы: · федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; · региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации; · местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий). Если в качестве критерия разграничения выбрать объект-носитель режима, то выделяются: · территориальные режимы - режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей; · объектные режимы - режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режимы ИВС, СИЗО, ИТУ; · режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение – режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим; · функционально-деятельностные режимы – режимы деятельности органов МЧС РФ, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы. САПР можно различать по предмету регулирования: · природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов),
· режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию) · режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение). По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на: · ординарные · экстраординарные. Экстраординарные режимы – это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий. Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются: · использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций; · введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов; · предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима; · введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления. Законодательство Российской Федерации предусматривает три типа экстраординарных режимов: · чрезвычайное; · военное; · "особое" положение. Чрезвычайное положение Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.
Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на: 1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера: · особый режим въезда и выезда, · ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; · усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; · запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; · запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр; 2. Социально-политические и контркриминогенные: · комендантский час; · предварительная цензура; · приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; · "сплошная" проверка документов в местах скопления граждан; · ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; · выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет; 3. Природно-техногенные: · временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; · введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; · установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; · мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; · отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;
· в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ. Военное и "особое" положение Согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Военное положение (ВП) – особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению. Режим ВП должен решить следующие задачи: · гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности, не подлежащих ограничению даже в военное время; · мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии; · реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ее работу на принципы строгой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов вышестоящим, реализации основных жизнеобеспечивающих функций, военной дисциплины; · установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны. Особый режим Согласно Федеральному закону "О борьбе с терроризмом" особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и другие. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|