Теоретико-методологический учебный модуль
Теория изобразительной деятельности детей 1. Основное содержание программы по изобразительному искусству, разработанной под руководством В.С. Кузина. Учебники, рабочие тетради. 2. Основное содержание программы по изобразительному искусству и художественному труду, разработанной под руководством Б.М. Неменского. 3. Основное содержание программы по изобразительному искусству и художественному труду, разработанной под руководством Т.Я. Шпикаловой. 4. Сравнительный анализ школьных программ по изобразительному искусству. 5. Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет в системе общеобразовательных учебных учреждений. 6. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. 7. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству. 8. Формирование художественно-образного видения школьников на уроках изобразительного искусства. 9. Система оценки знаний и умений учащихся на уроках изобразительного искусства 10. Особенности использования различных графических художественных материалов на уроках изобразительного искусства в школе 11. Особенности использования различных живописных художественных материалов на уроках изобразительного искусства в школе 12. Педагогический рисунок. Его роль на уроках изобразительного искусства 13. Особенности изобразительной деятельности учащихся младшего школьного возраста. 14. Особенности изобразительной деятельности школьников подросткового возраста. 15. Учет возрастных особенностей в преподавания изобразительного искусства в школе. 16. Индивидуальные проявления детей в изобразительной деятельности 17. Преемственность в обучении изобразительному искусству дошкольников и младших школьников
18. Словесные методы как важный фактор формирования художественного образа в изобразительной деятельности детей. 19. Законы композиции в связи с изобразительной деятельностью детей. 20. Процесс создания композиции в изобразительном искусстве и в тематических рисунках школьников 21. Свойства цвета и их изучение на уроках изобразительного искусства 22. Линия в изобразительной деятельности детей 23. Использование сложной нащупывающей линии в изобразительной деятельности детей 24. Воспроизведение цвета в изобразительной деятельности детей 25. Использование различных техник акварельной живописи в изобразительной деятельности детей 26. Принцип загораживания в изобразительной деятельности детей. 27. Закономерности естественного развития ребенка в изобразительной деятельности и в условиях активного обучающего начала. 28. Линейно-конструктивное построение изображения в рисунках детей 29. Тональное изображение объема предметов графическими средствами в изобразительной деятельности школьников 30. Цветотональное изображение объема предметов живописными материалами 31. Фризовые и развернуто-плановые построения композиций в детских рисунках 32. Линейные построения композиций детских рисунков и проблемы их последующего цветового решения. 33. Методика срезов Е.И. Игнатьева в изучении в изобразительной деятельности детей 34. Внутренний план действий в изобразительной деятельности детей 35. Критерии оценки детских работ. 36. Проявление художественного творческого воображения и мышления в изобразительной деятельности 37. Условия развития способностей в изобразительной деятельности детей
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАНИЙ (примерное содержание экзаменационных билетов): ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. Художник-педагог А.Сапожников и его научно-методические положения в преподавании рисования. 2. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. 3. Специфика рисования с натуры, по памяти и воображению. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2 1.Бакушинский А.В. о развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке. 2. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. 3. Цвет предметный и обусловленный. Константность и аконстантность восприятия. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3 1. Конкурсы работ по рисованию и педагогические курсы при Императорской Академии художеств. 2. Рисование с натуры как основной вид занятий на уроках изобразительного искусства. 3. Творческие процессы создания тематической композиции детьми и профессиональными художниками.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕНОМУ ЭКЗАМЕНУ Основная литература: 1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., Просвещение, 2006. 2. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод. пособие: Для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. — М., 2006. 4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс: Метод. пособие /Под. ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. 5. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов - М.: Академический проект, 2003. 6. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии /Н.И. Запрудский. – Минск, 2006. 7. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов. /С.Е. Игнатьев. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 8. Изобразительное искусство, 5-9 классы: Программы общеобразоват. учреждений /Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2005 9. Изобразительное искусство, 6 класс: Учеб. для общеобр. учреждений /Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2008 10. Изобразительное искусство, 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2009 11. Изобразительное искусство: Рисунок, 1-11 кл. Живопись,1-11 кл. Основы живописи, 5-9 кл. Основы дизайна, 5-9 кл. Основы народ. и декорат.-прикл. искусства, 1-8 кл.; Для шк. (кл.) с углубл. изуч. изобр. Иск. - 4-е изд., - М.: Дрофа, 2002.
12. История развития художественного образования (зарубежная и русская школы): Учебно-метод. пособие /Cост. Г.А. Поровская – Великий Новгород: НовГУ, 2005. 13. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов вузов /Т.Г. Казакова. – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 14. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. Т. 2. М.: ГИЛЕЯ, - 2008. 15. Картавцева О.Д. Методика обучения изобразительному искусству. Ростов н/Д, 2009. 16. Козлов В.И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие – М., МПГУ, 2006. 17. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М., 2008. 18. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб.пособие для вузов / В.Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010. 19. Ломов С.П. Дидактика художественного образования: монография/С.П. Ломов – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 20. Ломов С.П. Живопись. Учебник. 3-е изд. Перераб. И доп. М.: Агар, 2008. 21. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008. 22. Методика воспитательной работы: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Л.А. Байкова [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004. 23. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Гребенкина и др. под. ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., испр. и перераб. - М.: изд. центр «Академия», 2007. 24. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. ценр «Академия», 2003. 25. Настольная книга для преподавателя /авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – Минск, 2005. 26. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Под ред. Б.М. Неменского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. 27. Неменский Б.М. Педагогика искусства /Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
28. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / [Е.А. Ермолинская, Е.И Коротеева, Е.С. Медкова и др.]; под ред. Е.П. Кабковой. – М.: Просвещение, 2009. 29. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе /Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. 30. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: Современные подходы.- М., 2004. 31. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. - М.: Просвещение, 1981. 32. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. И сов.школы рисунка. - М.: Просвещение, 1982. 33. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов художественно-графических факультетов институтов. – М.: Агар, 2007. 34. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс (инновационная модель) /Л.Б. Рылова. – Ижевск: ИД «ERGO», 2006. 35. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 2009. 36. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. Учебно-методическое пособие для системы общего и высшего профессионального образования – М.: ИХО РАО, 2011. 37.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2008. 38. Сокольникова Н.М. История методов обучения изобразительному искусству. Учебное пособие. – М.: МГГУ, 2006. 39. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.М. Сокольникова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 40. Сокольникова Н.М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 41. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. М. - Ростов н/Д. - 2003. 42. Третьяков П.И., Шамова Т. И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе.- М.; Тюмень, 1994. 43. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство, 5 класс: Учеб.для общеобразов. Учреждений /Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2008. 44. Эстетическое воспитание в средней школе: Материалы для занятий в общеобр. школ. для уч-ся 9-11 кл. / Авт.-сост. И.А. Тисленкова. - Волгоград: Учитель, 2007. Дополнительная литература: 1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Метод. пособие.- Творч. центр, М., 2006. 2. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. Кн.1. 2. – М.: Владос, 1999.
3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр /В.М. Букатов. – М., 1997. 4. Буткевич Л.М. История орнамента. — М., 2004. 5. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика – 2003 - № 10, с. 51-54. 6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред. Т.Я. Шпикаловой и Г.А. Поровской. – М.: Гум.-изд. центр «ВЛАДОС»., 2000. 7. Волков И.П. Художественна студия в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007. 9. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция. — Ростов н/Д, 2010. 10. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. – М., Просвещение, 1996. 11. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы: программы общеобразоват. учреждений / под ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд.– М.: Просвещение, 2010. 12. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл. Кн. для учителя / Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др.; – М., 1995. 13.Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся /М.В. Сластникова, Н.В.Усова, Е.И. Вереитинова. – Волгоград: Учитель, 2012. 14. Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений /В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007. 15. Изобразительное искусство.1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников/сост. З.А. Степанчук и др. – Волгоград: Учитель, 2009. 16. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. — М., 2002. 17. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. — Ростов н/Д, 2004. 18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984. 19. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- Москва, ВЛАДОС.- 2005. 20. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования/ В.П. Копцев – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. 21. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. - М., 2006. 22. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998. 23. Кузин В.С. Психология живописи: Учеб. Пособие для вузов. – 4 изд.,исп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 24. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию /С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина; ТЦ «Учитель». – М.– Ростов н/Д, 2000. 25. Лемешев С. К. Сам себе дизайнер. — М., 2004. 26. Лонгвиненко Г. М. Декоративная композиция. — М., 2006. 27. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1—4 кл. /[Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под науч. рук. и ред. Б.М. Неменского]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2006. 28. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. — М., 2007. 29. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1987 30. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы. СПб., 2007. 31. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000. 32. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: 1-4 классы. В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2008. 33. Изобразительное искусство. 5-9 класс.: программа для общеобразовательных учреждений. / В.С.Кузина, С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева и др.- М.: Дрофа, 2007. 34. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – (Современное образование). 35. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы. Под ред. Б.М. Неменского. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2007. 36. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5-9 классы. Под ред. Т.Я. Шпикалова, В.И. Колякина, Л.В. Неретина и др. – М.: Просвещение, 2008. 37. Программы дополнительного художественного образования детей / Редактор-составитель Н.И.Кучер.- М.: Просвещение, 2005. 38. Программы общеобразовательных учреждений: Основы народного и декоративно-прикладного искусства (5–7 классы). Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2009. 39. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Л.В. Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. - ШУЯ, ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть», 2006. 40. Природный материал и фантазия. 5-9 классы: программа, рекомендации, разработки занятий/ авт. сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2009. 41. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. 1 - 11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5 - 9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1- 8 кл. 4-е изд., стереотип / Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И. - М.: Дрофа, 2002. 44. Программы дополнительного художественного образования детей./ Копцева Т.А., Гросул Н.В. и др.. – М.: Просвещение, 2009. 43. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 44. Рожков М.И., Болбородова Л.В. Теория и методика воспитания.: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений.- М.: Изд-во: Владос- пресс, 2004. 45. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. – Омск: ОГПУ, 2002. 46. Симонов В.П. Системный подход и анализ урока //Сов. педагогика, 1988, №4. 47. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. М., 1980. 48. Школа изобразительного искусства. 3-е изд. испр. и доп. М., 1995. 49. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К. Шабанов, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. 50. Шпикалова Т.Я. Творения российских мастеров. — М., 2006. 51. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование. – 2003 - № 5. с. 55 – 61. 52. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 – 14 лет. – М.: Владос, 2003. 53. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». — М., 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|