Социальный статус и социальная роль личности.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 7: Социология личности. 1. Понятие личности в социологии. 2. Социальный статус и социальная роль личности. 3. Социализация личности. 4. Девиантное поведение личности. Понятие личности в социологии
Индивид – (с лат. неделимый, конечный,особь) - единичный представитель человеческого рода Homo Sapiens. Человек как один из людей, как носитель общих свойств рода. Каждый человек с момента его рождения является индивидом. Индивидуальность – это человек с наличием у него единичных, особенных, неповторимых, своеобразных свойств (биологических, нейрофизиологических, психологических, социальных). Человек – самое широкое понятие. Это высшая ступень биологической эволюции. Элемент живой природы. Одновременно имеет двойственную природу. Это биосоциальное существо. Биологическое – живое и животное. Живое противостоит неживому, мертвому. Живое в человеке – телесная физическая структура, темперамент (точнее особенности нервной системы), физиологические основания психических процессов, переживания. Животное – подсознательное в человеке (инстинкты). Социальное противостоит животному, но вбирает в себя животное начало, преобразует его. Биосоциальная природа человека способствует тому, что человек развивается как по социальным, так и по природным законам. Человек – сплав биологического и социального. Они не накладываются друг на друга, социальное – качественно новый уровень, результат взаимодействия социального и биологического, преобразование биологического в процессе социальной жизни, усвоение социального опыта. Человек – субъект социальной действительности, в которой взаимодействуют люди.
Личность лат.persona - 1) маска актера; 2) личность Более 500 определений личности. В русском языке более 1,5 тысяч слов, характеризующих ее черты. Первоначально термин «личность» означал маску, которую надевает актер древнего театра. Затем – самого актера и его роль в представлении. В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок (1847 г. - отношение одного к другому. Колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление, не должно употреблять личности). В японской культуре очень страшно потерять лицо (личность). Позже стало складываться понятие о личности как сознательном индивиде, занимающем определенное положение в обществе. Личность – понятие, которое отражает социальную природу (надприродную) сущность человека. Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Обладает развитым самосознанием. Человеком рождаются, личностью становятся. Личность - итог развития индивида. Личность формируется в системе объективных отношений (экономических, моральных, политических и т.д.) в процессе социальной жизни. Факторы формирования личности: - биологические предпосылки, - физическая среда (особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют схожие групповые признаки личностей). Влияние опосредованное. - социализация, социальная среда, мир культуры. Главные факторы. Одновременно сама личность проявляет свои отношения к условиям жизни, к другим, деятельности, преобразует их. Представляет целостную совокупность различных взаимосвязанных черт (важно изучать их сочетание: например, целеустремленность + ответственность + нравственность; настойчивость + эгоизм). Сочетание устойчивости и изменчивости черт. Устойчивые черты позволяют предвидеть ее социальное поведение.
Структура личности К.К. Платонов Четырех-компонентная психологическая структура человека: 1. Направленность личности – убеждения, мировоззрение интересы, стремления – биологического почти нет. 2. Опыт – умения, привычки, знания. – больше биологического, чем социального. 3. Особенности психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, воля, чувства) – больше биологического, чем социального. 4. Биопсихические свойства – темперамент, половозрастные свойства – социального почти нет. Важный компонент социальные ориентации и установки личности формируются при усвоении социального опыта. В основе ценность. Ценность – понятие, с помощью которого характеризуется значение для общества и индивидов определенных явлений действительности. Ценностная ориентация – результат освоения ценности. Существует в виде установок. Установка – готовность, предрасположенность действовать на основе потребности в определенной ситуации. В качестве синонима термина «установка» используют термин «диспозиция» (В.А. Ядов). Уровни (виды) установок (диспозиций): 1. Низший уровень составляют элементарные фиксированные установки - формируются на основе физических потребностей. В результате повторения становятся фиксированными. Данные установки могут быть бессознательными, а также сознательными, когда привычное действие наталкивается на преграду и субъект вынужден перейти к мышлению, осознанию. 2. социальные фиксированные установки (аттитьюд) - отношения личности как члена группы к социальным объектам. При включении в группу. Социальные установки образуются на основе оценки субъектом отдельных социальных объектов или их свойств и отдельных социальных ситуаций. 3. общая доминирующая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности. Например, доминирование интересов в сферы профессиональной деятельности, досуга, семьи. Направленность личности более устойчива, чем социальные установки на отдельные социальные объекты и ситуации. 4. Высший уровень - система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Фрейд З. -австрийский психиатр (психосексуальное начало – либидо).
В структуре личности: 1. Ид (оно) – в основе - бессознательное - носитель инстинктов – принцип удовольствия. 2. Я (эго) – сознание – принцип реальности, учет внешнего мира и внутреннего. 3. Супер-эго – сверхсознание (Сверх-Я) – носитель моральных стандартов общества. Цензор. Типологии личности Социальный тип личности определяется, прежде всего, характером общества, культуры. Стимулирует определенные ценности, отношения, поведения, черты личности, характер. Рыночные отношения - > прагматизм, хитрость, рациональность, карьера. Семья – эмоциональность, привязанность, заботливость, поиск гармонии любой ценой. Прямой зависимости между способностями, темпераментом и типом личности нет. Личности различны: - по уровню активности (количественная характеристика), - по характеру и направленности активности (разрушающая – созидательная). М. Вебер – в основу типологии личности положил специальные социальные действия (степень рациональности): целерациональное, ценностнорациональное, аффективное, традиционное). К. Маркс – формационную и классовую принадлежность (от рабовладельца и раба и т.д.) Э. Фромм – в зависимости от социального характера – то общее, что присуще группе, общности. Основание типологии – приспособление к условиям: - рецептивный – приспосабливающийся к условиям - эксплуататорский - накопительский - рыночный. Л.Н. Гумилев – в зависимости от энергии, которая способствует адаптации во имя самосохранения: 1. – обладает достаточной энергией для жизни и удовлетворения потребностей. 2. имеет большую энергию, работает для высоких, идеальных целей (пассионарии). 3. субпассионарии – не стремятся к активной трудовой деятельности, живут за счет других. В.А. Ядов – - идеальный – не привязан к конкретным условиям. - базисный – соответствует объективным условиям современного этапа общественного развития. - модальный тип – преобладающий в данном обществе. Классификации по признакам социальной общности – классовые, профессиональные. К.Г. Юнг – психологические типы личности:
- экстраверт – направляет энергию во внешний мир. Интересуют другие, общение, внешнее. - интроверт – либидо (энергия во внутрь). Мысли, фантазии, чувства, самопознание. Небольшой круг общения. Речь идет о доминирующей тенденции. Еще одна типология личности Юнга – в основе четыре параметра: мышление, чувства, ощущение, интуиция. 1. Мыслительный тип – создание интеллектуальных форм, сопоставление с ними собственного опыта, соотнесение (мужчины). 2. Чувственный – (женщины) – развитие межличностных отношений, эмоциональность, чувственность, отзывчивость. 3. Сенсорный – жизнь по принципу «здесь и сейчас», приспосабливается к сиюминутной реальности. 4. Интуитивный – живет видениями, представлениями чувственными, схватывает тонкие связи и отношения. В жизни сложнее: интроверт-экстраверт + эти 4 типа = 8 типов. Социальный статус и социальная роль личности.
Социальный статус – положение личности в обществе, связан с ее правами и обязанностями. Аспекты статуса: - престиж (престижный-непрестижный), - ранг - место данного статуса в социальной иерархии: высокий, средний, низкий, - содержание совокупность прав и обязанностей - учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной. Они могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными). Совокупность статусов личности - статусный набор (понятие ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон). Статусный набор каждого человека индивидуален, в течение жизни меняется. Виды статусов: 1. Ключевой, или главный (интегральный статус) - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. 2. Социально-демографические статусы: - Половые статусы - мужчина / женщина. - Возрастные статусы - ребенок / взрослый / старик. - Расовые статусы - три основные расы европеоид, негроид, монголоид. - Статусы по здоровью - инвалидность. Норма - 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения. Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. 3. Социальный (групповой) – положение в обществе (в группе) - личный – положение в малой группе (семье, студенческая группа). Любимый сын. Межличностный статус. Социальные статусы: - Экономический статус – благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор). - Политический статус – принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям).
- Профессиональный статус – для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов). Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия. Территориальные статусы - живущие в деревне, мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства. Эпизодические - существуют очень короткое время (пешеход, пассажир), они также называются неосновными. 3. - Предписанный (аскриптивный, прирожденный, наследуемый)) - пол, национальность, раса, положение семьи, место рождения. Биологическое наследование. Социальное наследование (титул дворянина). - Достигаемый (достигнутый, дескриптивный, приобретенный) статусы - его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Впервые употребил понятия «достигаемый» и «приписываемый статус» в современном понимании выдающийся американский антрополог и социолог Ральф Линтон (1936). - Смешанный статус - обладают одновременно свойствами и приписываемого и достигаемого статусов: профессия юриста и династическое предопределение этой профессии. Социальный статус - проявляется в поведении - накладывает на его носителя определенные обязательства – совокупность ограничений, - упорядочивает, регламентирует отношения, внутренние (установки, ценности, мотивы), - отражается во внешнем облике (одежда, манеры), - создает определенных социальных ожиданий (Р.Линтон). Статусное поведение проявляется в трех сферах: 1. приобретение статуса; 2. поведение в статусном положении; 3. потеря статуса. Возможна статусная несовместимость – занятие различных рангов в различных иерархиях. Статусная несовместимость – черта современного общества, обладающего большой подвижностью. Она влияет на межличностные отношения. Так, глава преступного синдиката обладает большим богатством и властью, но имеет низкий профессиональный престиж. Спортсмен – богатство и престиж, но не имеет социальной власти. Женщина-юрист или врач-негр – это комбинация низко го приписываемого статуса и высокого достигаемого статуса. Для человека со статусной несовместимостью проблема заключается в том, чтобы его принимали в соответствии с его высокой статусной ролью (юрист, врач), а проблема для тех, кто сталкивается с ним, – как реагировать на его низкий статус и не обидеть его. «Сокращение межстатусной дистанции» - описывает характер отношений между двумя и более индивидами – носителями разных, но функционально связанных статусов (сближение-отдаление от другого человека). Приводит к так называемой фамильярности – подчеркнуто невежливому обращению одного человека к другому, не соответствующему занимаемым статусам. В соответствии с социальным статусом выполняет в обществе определенную социальную роль. Социальная роль – это тип поведения личности, связан с ее социальным статусом, соответствует определенным социальным ожиданиям. Основы теории ролей заложены Р. Линтоном. Выводит человека в широкое пространство социальных взаимодействий. Социальная роль не тождественна личностной характеристики. Ролевые ожидания требуют унификации человеческого поведения. Т. Парсонс пять характеристик ролей: 1. эмоциональность – одни эмоциональны, другие сдержанны. 2. способ получения - предписанный, достигнутый. 3. масштаб – четко определен (ограничение в пространстве и во времени – студент), другие – размыты (членство в группах по интересам) 4. формализация – строго установленные правила, менее строгие – солдат – член общественной организации. 5. мотивация (у разных ролей – разная: на личную выгоду, на общественные интересы). Содержание роли составляют следующие элементы: - социальные действия - единичный акт социального поведения, состоящий из отдельных движений. Например, в системе родительско-детских ролей. - социальные нормы - предписанные правила поведения. Пешеход. - социальные ожидания (экспектации) – ожидания-требования к носителю роли со стороны окружающих. Хороший руководитель. Формы выражения роли: 1. исполнение роли – требует выполнения определенных функций, норм. Правильное выполнение роли функционально. 2. идентификация с ролью (отождествление), 3. обучение (освоение) ролям – в процессе социализации. С личностно значимыми ролями больше себя идентифицирует (ролевая идентификация) С другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Личность выполняет разные роли: семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические, ситуационные. Роли различаются в разных группах, культурах. Ролевой набор (Р. Мертон) – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|