Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный статус и социальная роль личности.




Тема 7: Социология личности.

1. Понятие личности в социологии.

2. Социальный статус и социальная роль личности.

3. Социализация личности.

4. Девиантное поведение личности.

Понятие личности в социологии

 

Индивид – (с лат. неделимый, конечный,особь) - единичный представитель человеческого рода Homo Sapiens. Человек как один из людей, как носитель общих свойств рода. Каждый человек с момента его рождения является индивидом.

Индивидуальность – это человек с наличием у него единичных, особенных, неповторимых, своеобразных свойств (биологических, нейрофизиологических, психологических, социальных).

Человек – самое широкое понятие.

Это высшая ступень биологической эволюции. Элемент живой природы.

Одновременно имеет двойственную природу. Это биосоциальное существо.

Биологическое – живое и животное.

Живое противостоит неживому, мертвому.

Живое в человеке – телесная физическая структура, темперамент (точнее особенности нервной системы), физиологические основания психических процессов, переживания.

Животное – подсознательное в человеке (инстинкты).

Социальное противостоит животному, но вбирает в себя животное начало, преобразует его.

Биосоциальная природа человека способствует тому, что человек развивается как по социальным, так и по природным законам.

Человек – сплав биологического и социального.

Они не накладываются друг на друга, социальное – качественно новый уровень, результат взаимодействия социального и биологического, преобразование биологического в процессе социальной жизни, усвоение социального опыта.

Человек – субъект социальной действительности, в которой взаимодействуют люди.

Личность

лат.persona - 1) маска актера; 2) личность

Более 500 определений личности. В русском языке более 1,5 тысяч слов, характеризующих ее черты.

Первоначально термин «личность» означал маску, которую надевает актер древнего театра.

Затем – самого актера и его роль в представлении.

В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок (1847 г. - отношение одного к другому. Колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление, не должно употреблять личности).

В японской культуре очень страшно потерять лицо (личность).

Позже стало складываться понятие о личности как сознательном индивиде, занимающем определенное положение в обществе.

Личность – понятие, которое отражает социальную природу (надприродную) сущность человека.

Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Обладает развитым самосознанием.

Человеком рождаются, личностью становятся. Личность - итог развития индивида.

Личность формируется в системе объективных отношений (экономических, моральных, политических и т.д.) в процессе социальной жизни.

Факторы формирования личности:

- биологические предпосылки,

- физическая среда (особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют схожие групповые признаки личностей). Влияние опосредованное.

- социализация, социальная среда, мир культуры. Главные факторы.

Одновременно сама личность проявляет свои отношения к условиям жизни, к другим, деятельности, преобразует их.

Представляет целостную совокупность различных взаимосвязанных черт (важно изучать их сочетание: например, целеустремленность + ответственность + нравственность; настойчивость + эгоизм).

Сочетание устойчивости и изменчивости черт. Устойчивые черты позволяют предвидеть ее социальное поведение.

Структура личности

К.К. Платонов

Четырех-компонентная психологическая структура человека:

1. Направленность личности – убеждения, мировоззрение интересы, стремления – биологического почти нет.

2. Опыт – умения, привычки, знания. – больше биологического, чем социального.

3. Особенности психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, воля, чувства) – больше биологического, чем социального.

4. Биопсихические свойства – темперамент, половозрастные свойства – социального почти нет.

Важный компонент социальные ориентации и установки личности формируются при усвоении социального опыта. В основе ценность.

Ценность – понятие, с помощью которого характеризуется значение для общества и индивидов определенных явлений действительности.

Ценностная ориентация – результат освоения ценности. Существует в виде установок.

Установка – готовность, предрасположенность действовать на основе потребности в определенной ситуации. В качестве синонима термина «установка» используют термин «диспозиция» (В.А. Ядов).

Уровни (виды) установок (диспозиций):

1. Низший уровень составляют элементарные фиксированные установки - формируются на основе физических потребностей. В ре­зультате повторения становятся фиксированными. Данные установки могут быть бессознательными, а также сознательными, когда при­вычное действие наталкивается на преграду и субъект вынужден пе­рейти к мышлению, осознанию.

2. социальные фиксированные установ­ки (аттитьюд) - отношения личности как члена группы к социальным объектам. При включении в группу. Социальные установки образуются на основе оценки субъектом отдельных соци­альных объектов или их свойств и отдельных социальных ситуаций.

3. общая доминирующая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности. Например, доминирование интересов в сфе­ры профессиональной деятельности, досуга, семьи. Направленность личности более устойчива, чем социальные установки на отдельные социаль­ные объекты и ситуации.

4. Высший уровень - система ценностных ориен­тации на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

Фрейд З. -австрийский психиатр (психосексуальное начало – либидо).

В структуре личности:

1. Ид (оно) – в основе - бессознательное - носитель инстинктов – принцип удовольствия.

2. Я (эго) – сознание – принцип реальности, учет внешнего мира и внутреннего.

3. Супер-эго – сверхсознание (Сверх-Я) – носитель моральных стандартов общества. Цензор.

Типологии личности

Социальный тип личности определяется, прежде всего, характером общества, культуры.

Стимулирует определенные ценности, отношения, поведения, черты личности, характер.

Рыночные отношения - > прагматизм, хитрость, рациональность, карьера.

Семья – эмоциональность, привязанность, заботливость, поиск гармонии любой ценой.

Прямой зависимости между способностями, темпераментом и типом личности нет.

Личности различны:

- по уровню активности (количественная характеристика),

- по характеру и направленности активности (разрушающая – созидательная).

М. Вебер – в основу типологии личности положил специальные социальные действия (степень рациональности): целерациональное, ценностнорациональное, аффективное, традиционное).

К. Маркс – формационную и классовую принадлежность (от рабовладельца и раба и т.д.)

Э. Фромм – в зависимости от социального характера – то общее, что присуще группе, общности.

Основание типологии – приспособление к условиям:

- рецептивный – приспосабливающийся к условиям

- эксплуататорский

- накопительский

- рыночный.

Л.Н. Гумилев – в зависимости от энергии, которая способствует адаптации во имя самосохранения:

1. – обладает достаточной энергией для жизни и удовлетворения потребностей.

2. имеет большую энергию, работает для высоких, идеальных целей (пассионарии).

3. субпассионарии – не стремятся к активной трудовой деятельности, живут за счет других.

В.А. Ядов

- идеальный – не привязан к конкретным условиям.

- базисный – соответствует объективным условиям современного этапа общественного развития.

- модальный тип – преобладающий в данном обществе.

Классификации по признакам социальной общности – классовые, профессиональные.

К.Г. Юнг – психологические типы личности:

- экстраверт – направляет энергию во внешний мир. Интересуют другие, общение, внешнее.

- интроверт – либидо (энергия во внутрь). Мысли, фантазии, чувства, самопознание. Небольшой круг общения.

Речь идет о доминирующей тенденции.

Еще одна типология личности Юнга – в основе четыре параметра: мышление, чувства, ощущение, интуиция.

1. Мыслительный тип – создание интеллектуальных форм, сопоставление с ними собственного опыта, соотнесение (мужчины).

2. Чувственный – (женщины) – развитие межличностных отношений, эмоциональность, чувственность, отзывчивость.

3. Сенсорный – жизнь по принципу «здесь и сейчас», приспосабливается к сиюминутной реальности.

4. Интуитивный – живет видениями, представлениями чувственными, схватывает тонкие связи и отношения.

В жизни сложнее: интроверт-экстраверт + эти 4 типа = 8 типов.

Социальный статус и социальная роль личности.

 

Социальный статус – положение личности в обществе, связан с ее правами и обязанностями.

Аспекты статуса:

- престиж (престижный-непрестижный),

- ранг - место данного статуса в социальной иерархии: высокий, средний, низкий,

- содержание совокупность прав и обязанностей - учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной. Они могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными).

Совокупность статусов личности - статусный набор (понятие ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон).

Статусный набор каждого человека индивидуален, в течение жизни меняется.

Виды статусов:

1. Ключевой, или главный (интегральный статус) - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

2. Социально-демографические статусы:

- Половые статусы - мужчина / женщина.

- Возрастные статусы - ребенок / взрослый / старик.

- Расовые статусы - три основные расы европеоид, негроид, монголоид.

- Статусы по здоровью - инвалидность. Норма - 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.

Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития.

3. Социальный (групповой) – положение в обществе (в группе)

- личный – положение в малой группе (семье, студенческая группа). Любимый сын. Межличностный статус.

Социальные статусы:

- Экономический статус – благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

- Политический статус – принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям).

- Профессиональный статус – для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

Территориальные статусы - живущие в деревне, мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства.

Эпизодические - существуют очень короткое время (пешеход, пассажир), они также называются неосновными.

3. - Предписанный (аскриптивный, прирожденный, наследуемый)) - пол, национальность, раса, положение семьи, место рождения. Биологическое наследование. Социальное наследование (титул дворянина).

- Достигаемый (достигнутый, дескриптивный, приобретенный) статусы - его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты.

Впервые употребил понятия «достигаемый» и «приписываемый статус» в современном понимании выдающийся американский антрополог и социолог Ральф Линтон (1936).

- Смешанный статус - обладают одновременно свойствами и приписываемого и достигаемого статусов: профессия юриста и династическое предопределение этой профессии.

Социальный статус

- проявляется в поведении - накладывает на его носителя определенные обязательства – совокупность ограничений,

- упорядочивает, регламентирует отношения, внутренние (установки, ценности, мотивы),

- отражается во внешнем облике (одежда, манеры),

- создает определенных социальных ожиданий (Р.Линтон).

Статусное поведение проявляется в трех сферах:

1. приобретение статуса;

2. поведение в статусном положении;

3. потеря статуса.

Возможна статусная несовместимость – занятие различных рангов в различных иерархиях. Статусная несовместимость – черта современного общества, обладающего большой подвижностью. Она влияет на межличностные отношения.

Так, глава преступного синдиката обладает большим богатством и властью, но имеет низкий профессиональный престиж.

Спортсмен – богатство и престиж, но не имеет социальной власти.

Женщина-юрист или врач-негр – это комбинация низко го приписываемого статуса и высокого достигаемого статуса.

Для человека со статусной несовместимостью проблема заключается в том, чтобы его принимали в соответствии с его высокой статусной ролью (юрист, врач), а проблема для тех, кто сталкивается с ним, – как реагировать на его низкий статус и не обидеть его.

«Сокращение межстатусной дистанции» - описывает характер отношений между двумя и более индивидами – носителями разных, но функционально связанных статусов (сближение-отдаление от другого человека). Приводит к так называемой фамильярности – подчеркнуто невежливому обращению одного человека к другому, не соответствующему занимаемым статусам.

В соответствии с социальным статусом выполняет в обществе определенную социальную роль.

Социальная роль – это тип поведения личности, связан с ее социальным статусом, соответствует определенным социальным ожиданиям.

Основы теории ролей заложены Р. Линтоном.

Выводит человека в широкое пространство социальных взаимодействий.

Социальная роль не тождественна личностной характеристики.

Ролевые ожидания требуют унификации человеческого поведения.

Т. Парсонс пять характеристик ролей:

1. эмоциональность – одни эмоциональны, другие сдержанны.

2. способ получения - предписанный, достигнутый.

3. масштаб – четко определен (ограничение в пространстве и во времени – студент), другие – размыты (членство в группах по интересам)

4. формализация – строго установленные правила, менее строгие – солдат – член общественной организации.

5. мотивация (у разных ролей – разная: на личную выгоду, на общественные интересы).

Содержание роли составляют следующие элементы:

- социальные действия - единичный акт социального поведения, состоящий из отдельных движений. Например, в системе родительско-детских ролей.

- социальные нормы - предписанные правила поведения. Пешеход.

- социальные ожидания (экспектации) – ожидания-требования к носителю роли со стороны окружающих. Хороший руководитель.

Формы выражения роли:

1. исполнение роли – требует выполнения определенных функций, норм. Правильное выполнение роли функционально.

2. идентификация с ролью (отождествление),

3. обучение (освоение) ролям – в процессе социализации.

С личностно значимыми ролями больше себя идентифицирует (ролевая идентификация)

С другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

Личность выполняет разные роли:

семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические, ситуационные.

Роли различаются в разных группах, культурах.

Ролевой набор (Р. Мертон) – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...