Ролевой конфликт и ролевые дисфункции
Роль называют функцией, невыполнение их – дисфункция (в силу субъективных причин, в частности, нежелания, отсутствие мотивации или неумения. Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функциональным явлением. Но длительная отлучка женщины воспринимается как дисфункция. Ролевой конфликт – вызывается противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Виды ролевого конфликта: Внутриролевой конфликт - противоречие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа. Межролевой конфликт - возникающего, например, между ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кормильца, которую неспособен выполнить муж. Ролевое напряжение. Социализация личности.
Присвоение общественного опыта и превращение его в индивидуальный происходит в результате социализации. В наиболее общепринятом понимании социализация – это процесс становления личности, аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей групп, общества, к которым он принадлежит. Маленький ребенок с рождения живет в мире людей, предметов, созданных людьми. Без общения с людьми он не может научиться говорить по-человечески, пользоваться вещами и предметами, открывать замысел, усваивать человеческие нормы, ценности (!920 г. Индия. Психолог Рид Синг. Нашел в лесу у волков 1,5 л. Амалу и 8 л. Камалу. Амала через 1 год умерла. Камала дожила до 17 лет. Камала за два года научилась плохо стоять, бегать на четвереньках, через 6 лет ходить. В течение четырех лет – 6 слов, через 7 – 45. К 7 годам имела развитие как у 4-х летнего ребенка. Полюбила людей. Не стала бояться темноты, научилась пить из стакана, есть руками).
Таких детей назвали феральные люди. Случаи с фералами - лучшее доказательство того, что именно социализация является основным фактором превращения индивида в личность. лат.feralis-дикий Механизмы социализации: Г. Тард в основу своей теории социализации положил принцип подражания. Т. Парсонс полагал, что в основе социализации лежит освоение индивидом системы ценностей в общении со значимыми другими. Психологи - бихевиористы объясняли данный феномен посредством своей знаменитой формулы «стимул-реакция». Элементарное научение основывается на “законе эффекта”, который утверждает, что образцы поведения, подкрепленные положительным результатом, проявляются в будущем в соответствии с уровнем достигнутого результата. Представители теорий социального обмена (Д. Хоманс) указывали на значение обменных сделок, процесс определения выгоды, что задает вектор развития личности. Психоаналитики (Фрейд) рассматривали этот процесс в связи с проявлением биологических инстинктов человека, развитием трехкомпонентной структуры личности («Оно», «Я», «Сверх-Я») в сложном взаимодействии индивида с культурой, обществом. Фрейд: 1. имитация – подражание, копирование поведения 2. идентификация – осознание принадлежности к группе. - позитивные механизмы - негативные: 3. чувство стыда, 4. чувство вины. Теория ролей. Человек (личность) определяется требованиями и ожиданиями общества. Поэтому у нее есть набор ролей, способов поведения. Они определяют ее статус. Внешнее поведение не зависит от внутреннего мира человека. Игнорируется своеобразие человека, его активность, внутренний мир. Чарльз Кули (1864-1929) – ам. социолог. Интеракционизм. В формировании социальных процессов решающая роль принадлежит сознанию человека, способности выделять себя из группы, создавать свое Я.
Человеческое Я включает в себя: 1. как я представляюсь другому (презентирую себя) 2. как я воспринимаюсь другим (каким я кажусь другому человеку и как этот другой оценивает мой образ) 3. вытекающее отсюда чувство Я вроде гордости и унижения. Другие люди – зеркала, которые помогают формировать собственный образ каждого человека. Теория получила название теории зеркального Я. Джордж Герберт Мид (1863-1931) – американский социолог, внесший наибольший вклад в теорию символического интеракционизма. Cоциальное взаимодействие – общение, осуществляемое посредством социальных символов (языка, жестов, культурных символов и т.п.). Выделяет два вида символов: 1. незначимые – символы (жесты), вызывающие реакции, в которых отсутствует мысль (инстинктивные акты – прикрытие лица от удара); 2. значимые – символы (жесты), присущие только человеку, вызывают предсказуемые реакции, позволяют совершать осмысленные действия. Значимые символы содержатся, прежде всего, в языке. В процессе взаимодействия люди должны интерпретировать значения, намерения других, для чего принимают роль. Центральное понятие символического интеракционизма – «самость» (self) – «я сам». Самость – это способность людей представлять себя в качестве объекта собственной мысли. Развивается через процесс принятия роли в процессе социальных контактов. Принятие роли – умение мысленно поставить себя на место другого человека в общении, понять его намерения. Человеческое общение – постоянный процесс интерпретации путем принятия роли другого. Формирование самости имеет два аспекта: 1. «Я» («I») – спонтанное внутреннее представление индивидом себя. 2. «Я и другие» («Me») – это совокупность усвоенных в обществе установок, норм и ценностей других. Результат рефлексии – способности индивида понимать, как он воспринимается и оценивается другими; влияния социальных групп на личность. Установка всего сообщества – установка «обобщенного Другого». Через «обобщенного Другого» осуществляется воздействие на подсистему «Ме», «Ме» осуществляет контроль над «I». В обществе множество «обобщенных Других», субъект выбирает из них значимых других, тем самым не только усваивает, но и отторгает установки других.
В свою очередь социальное «Я» является источником социальных изменений: отклоняется от социальных ожиданий, вносит во взаимодействие изменения, которые трансформируют в целом содержание социального процесса. По мнению Мида, в традиционных обществах (более ранних) преобладает подсистема «Ме», в современных – «I». В отечественной науке активно используются понятия интериоризации внешнего (социального) опыта (Л.С. Выготский), присвоения (А.Н. Леонтьев). Б.Д. Парыгин различал узкий и широкий аспекты социализации. В узком понимании социализация есть ни что иное как процесс вхождения в социальную среду и адаптации к ней. В широком смысле – как исторический процесс, филогенез. Ценным является замечание Г.М. Андреевой о том, что между социализацией и воспитанием нет существенных различий. Имеется один важный отличительный аспект. Под воспитанием принято понимать процесс целенаправленного социального воздействия на личность. Социализация – во многом стихийный, не всегда осознаваемый процесс. Важнейшим механизмом присвоения установок является конформизм - подверженность индивидов групповому давлению, подчинение ему; присвоение и изменение ценностей, поведение под влиянием других. Уровни конформизма: 1) на уровне внушаемости – непроизвольной податливости индивида мнению группы; 2) на уровне сознательной уступчивости большинству во имя избежания конфликта (как внутренняя, усвоенная реакция или как внешнее демонстративное согласие с группой). Основными причинами конформности являются: - потребности человека в принадлежности к группе, - в социальном одобрении, - в возможности обладания преимуществами, которые дает групповое членство, - в избежании конфликтных ситуаций при отклонении от нормы. Не станем исключать и влияния на формирование ценностей феномена нонконформизма - опровержение мнения группы, как отрицательной подчиненности той же группе. А также подлинной противоположности конформизму – позиции самоопределения - избирательного отношения индивида к влияниям группы, при котором на основе рационального сравнения информации с убеждениями, целями человек принимает самостоятельное решение.
В процессе социализации можно выделить наиболее характерные этапы: 1) этап подчинения – установки формируются под влиянием общественного мнения (близкого семейного окружения, более дальних контактных групп) на основе положительной оценки как подкрепляющего и фиксирующего элементарные нравственные представления фактора; 2) этап идентификации - поведение контролируется совестью, чувством долга, не исключаются внешние влияния; 3) этап интернализации – появление устойчивых внутренних позиций, побуждений, нравственного чувства как особой формы проявления нравственной потребности. Следует отметить, что этапы взаимосвязаны между собой, тем более, что в стадиях присвоения может одновременно находиться несколько установок. Возможен этап индивидуализации установок, когда воспринятые они подвергаются более глубокому анализу, сопоставлению с другими; дальнейшей систематизации, переработке с учетом развивающихся идеалов субъекта. Процесс социализации осуществляется посредством разнообразных социальных институтов в разных формах и видах общения. Социализация осуществляется в различных формах общения: массовое, групповое, межличностное, неформальное, деловое, посредством СМИ, как воздействие культуры в целом. Агенты, институты социализации: политические, экономические, общественные (семья, школа, неформальные группы, официальные организации). Содержание социализации (картины мира, установки, ценности и т.п.) определяется, с одной стороны, средовыми факторами (совокупность социальных влияний), с другой стороны, особенностями восприятия и отношения к ним личности. Освоенное содержание проявляется в поведении, привычках, взглядах, убеждениях, в особенностях раскрытия личностных потенциалов. Результаты социализации 1. объективные показатели (изменение социального статуса, освоение ролей и другие), 2. субъективные, в частности, идентичность – субъективное чувство, одновременно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянства (Э. Эриксон). Типы идентичности: - личностный - индивидуальный – осознание собственной неповторимости, стремление к развитию способностей. - групповой - осознание принадлежности к различным группам. - социальный, - общечеловеческий - осознание себя как представителя человечества. Эти уровни имеют разные доминанты в зависимости от этапа развития социума.
При капитализме акцент на индивидуальной идентичности, потеря связей с социумом, бессилие человека, неуверенность. В кризисные периоды могут быть востребованы разные типы личности: с преобладанием общечеловеческой и индивидуально-личностной; спасающихся от общественных бурь в стереотипах групповых норм, присущих стабильному периоду, что ведет к поискам внешних врагов, предпочтению своей группы. Э. Эриксон выделяет два аспекта идентичности: 1. Я – идентичность. Органический или индивидуальный аспект. Непреложная данность физического внешнего облика, задатков, подлинность, целостность бытия 2. Социальный аспект (групповой и психосоциальный). Групповая идентичность – включение в общности, внутреннее ощущение единства с социальным окружением. Психосоциальный аспект дает ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества. Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (каким должен быть) и отрицательный (каким не должен быть). Для позитивного и поступательного развития необходим перевес положительной идентичности. Социализация – процесс, осуществляемый в любом возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|