Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции




Роль называют функцией, невыполнение их – дисфункция (в силу субъективных причин, в частности, нежелания, отсутствие мотивации или неумения.

Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функциональным явлением. Но длительная отлучка женщины воспринимается как дисфункция.

Ролевой конфликт – вызывается противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевого конфликта:

Внутриролевой конфликт - противоречие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа.

Межролевой конфликт - возникающего, например, между ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кормильца, которую неспособен выполнить муж.

Ролевое напряжение.

Социализация личности.

 

Присвоение общественного опыта и превращение его в индивидуальный происходит в результате социализации.

В наиболее общепринятом понимании социализация – это процесс становления личности, аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей групп, общества, к которым он принадлежит.

Маленький ребенок с рождения живет в мире людей, предметов, созданных людьми. Без общения с людьми он не может научиться говорить по-человечески, пользоваться вещами и предметами, открывать замысел, усваивать человеческие нормы, ценности

(!920 г. Индия. Психолог Рид Синг. Нашел в лесу у волков 1,5 л. Амалу и 8 л. Камалу. Амала через 1 год умерла. Камала дожила до 17 лет. Камала за два года научилась плохо стоять, бегать на четвереньках, через 6 лет ходить. В течение четырех лет – 6 слов, через 7 – 45. К 7 годам имела развитие как у 4-х летнего ребенка. Полюбила людей. Не стала бояться темноты, научилась пить из стакана, есть руками).

Таких детей назвали феральные люди. Случаи с фералами - лучшее доказательство того, что именно социализация является основным фактором превращения индивида в личность. лат.feralis-дикий

Механизмы социализации:

Г. Тард в основу своей теории социализации положил принцип подражания.

Т. Парсонс полагал, что в основе социализации лежит освоение индивидом системы ценностей в общении со значимыми другими.

Психологи - бихевиористы объясняли данный феномен посредством своей знаменитой формулы «стимул-реакция».

Элементарное научение основывается на “законе эффекта”, который утверждает, что образцы поведения, подкрепленные положительным результатом, проявляются в будущем в соответствии с уровнем достигнутого результата.

Представители теорий социального обмена (Д. Хоманс) указывали на значение обменных сделок, процесс определения выгоды, что задает вектор развития личности.

Психоаналитики (Фрейд) рассматривали этот процесс в связи с проявлением биологических инстинктов человека, развитием трехкомпонентной структуры личности («Оно», «Я», «Сверх-Я») в сложном взаимодействии индивида с культурой, обществом.

Фрейд:

1. имитация – подражание, копирование поведения

2. идентификация – осознание принадлежности к группе.

- позитивные механизмы

- негативные:

3. чувство стыда,

4. чувство вины.

Теория ролей.

Человек (личность) определяется требованиями и ожиданиями общества. Поэтому у нее есть набор ролей, способов поведения. Они определяют ее статус. Внешнее поведение не зависит от внутреннего мира человека. Игнорируется своеобразие человека, его активность, внутренний мир.

Чарльз Кули (1864-1929) – ам. социолог. Интеракционизм.

В формировании социальных процессов решающая роль принадлежит сознанию человека, способности выделять себя из группы, создавать свое Я.

Человеческое Я включает в себя:

1. как я представляюсь другому (презентирую себя)

2. как я воспринимаюсь другим (каким я кажусь другому человеку и как этот другой оценивает мой образ)

3. вытекающее отсюда чувство Я вроде гордости и унижения.

Другие люди – зеркала, которые помогают формировать собственный образ каждого человека.

Теория получила название теории зеркального Я.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) – американский социолог, внесший наибольший вклад в теорию символического интеракционизма.

Cоциальное взаимодействие – общение, осуществляемое посредством социальных символов (языка, жестов, культурных символов и т.п.).

Выделяет два вида символов:

1. незначимые – символы (жесты), вызывающие реакции, в которых отсутствует мысль (инстинктивные акты – прикрытие лица от удара);

2. значимые – символы (жесты), присущие только человеку, вызывают предсказуемые реакции, позволяют совершать осмысленные действия.

Значимые символы содержатся, прежде всего, в языке.

В процессе взаимодействия люди должны интерпретировать значения, намерения других, для чего принимают роль.

Центральное понятие символического интеракционизма – «самость» (self) – «я сам». Самость – это способность людей представлять себя в качестве объекта собственной мысли. Развивается через процесс принятия роли в процессе социальных контактов.

Принятие роли – умение мысленно поставить себя на место другого человека в общении, понять его намерения. Человеческое общение – постоянный процесс интерпретации путем принятия роли другого.

Формирование самости имеет два аспекта:

1. «Я» («I») – спонтанное внутреннее представление индивидом себя.

2. «Я и другие» («Me») – это совокупность усвоенных в обществе установок, норм и ценностей других.

Результат рефлексии – способности индивида понимать, как он воспринимается и оценивается другими; влияния социальных групп на личность.

Установка всего сообщества – установка «обобщенного Другого».

Через «обобщенного Другого» осуществляется воздействие на подсистему «Ме», «Ме» осуществляет контроль над «I».

В обществе множество «обобщенных Других», субъект выбирает из них значимых других, тем самым не только усваивает, но и отторгает установки других.

В свою очередь социальное «Я» является источником социальных изменений: отклоняется от социальных ожиданий, вносит во взаимодействие изменения, которые трансформируют в целом содержание социального процесса.

По мнению Мида, в традиционных обществах (более ранних) преобладает подсистема «Ме», в современных – «I».

В отечественной науке активно используются понятия интериоризации внешнего (социального) опыта (Л.С. Выготский), присвоения (А.Н. Леонтьев).

Б.Д. Парыгин различал узкий и широкий аспекты социализации.

В узком понимании социализация есть ни что иное как процесс вхождения в социальную среду и адаптации к ней.

В широком смысле – как исторический процесс, филогенез.

Ценным является замечание Г.М. Андреевой о том, что между социализацией и воспитанием нет существенных различий. Имеется один важный отличительный аспект.

Под воспитанием принято понимать процесс целенаправленного социального воздействия на личность.

Социализация – во многом стихийный, не всегда осознаваемый процесс.

Важнейшим механизмом присвоения установок является конформизм - подверженность индивидов групповому давлению, подчинение ему; присвоение и изменение ценностей, поведение под влиянием других.

Уровни конформизма:

1) на уровне внушаемости – непроизвольной податливости индивида мнению группы;

2) на уровне сознательной уступчивости большинству во имя избежания конфликта (как внутренняя, усвоенная реакция или как внешнее демонстративное согласие с группой).

Основными причинами конформности являются:

- потребности человека в принадлежности к группе,

- в социальном одобрении,

- в возможности обладания преимуществами, которые дает групповое членство,

- в избежании конфликтных ситуаций при отклонении от нормы.

Не станем исключать и влияния на формирование ценностей феномена нонконформизма - опровержение мнения группы, как отрицательной подчиненности той же группе.

А также подлинной противоположности конформизму – позиции самоопределения - избирательного отношения индивида к влияниям группы, при котором на основе рационального сравнения информации с убеждениями, целями человек принимает самостоятельное решение.

В процессе социализации можно выделить наиболее характерные этапы:

1) этап подчинения – установки формируются под влиянием общественного мнения (близкого семейного окружения, более дальних контактных групп) на основе положительной оценки как подкрепляющего и фиксирующего элементарные нравственные представления фактора;

2) этап идентификации - поведение контролируется совестью, чувством долга, не исключаются внешние влияния;

3) этап интернализации – появление устойчивых внутренних позиций, побуждений, нравственного чувства как особой формы проявления нравственной потребности.

Следует отметить, что этапы взаимосвязаны между собой, тем более, что в стадиях присвоения может одновременно находиться несколько установок.

Возможен этап индивидуализации установок, когда воспринятые они подвергаются более глубокому анализу, сопоставлению с другими; дальнейшей систематизации, переработке с учетом развивающихся идеалов субъекта.

Процесс социализации осуществляется посредством разнообразных социальных институтов в разных формах и видах общения.

Социализация осуществляется в различных формах общения: массовое, групповое, межличностное, неформальное, деловое, посредством СМИ, как воздействие культуры в целом.

Агенты, институты социализации: политические, экономические, общественные (семья, школа, неформальные группы, официальные организации).

Содержание социализации (картины мира, установки, ценности и т.п.) определяется, с одной стороны, средовыми факторами (совокупность социальных влияний), с другой стороны, особенностями восприятия и отношения к ним личности.

Освоенное содержание проявляется в поведении, привычках, взглядах, убеждениях, в особенностях раскрытия личностных потенциалов.

Результаты социализации

1. объективные показатели (изменение социального статуса, освоение ролей и другие),

2. субъективные, в частности, идентичность – субъективное чувство, одновременно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянства (Э. Эриксон).

Типы идентичности:

- личностный - индивидуальный – осознание собственной неповторимости, стремление к развитию способностей.

- групповой - осознание принадлежности к различным группам.

- социальный,

- общечеловеческий - осознание себя как представителя человечества.

Эти уровни имеют разные доминанты в зависимости от этапа развития социума.

При капитализме акцент на индивидуальной идентичности, потеря связей с социумом, бессилие человека, неуверенность.

В кризисные периоды могут быть востребованы разные типы личности: с преобладанием общечеловеческой и индивидуально-личностной; спасающихся от общественных бурь в стереотипах групповых норм, присущих стабильному периоду, что ведет к поискам внешних врагов, предпочтению своей группы.

Э. Эриксон выделяет два аспекта идентичности:

1. Я – идентичность. Органический или индивидуальный аспект. Непреложная данность физического внешнего облика, задатков, подлинность, целостность бытия

2. Социальный аспект (групповой и психосоциальный). Групповая идентичность – включение в общности, внутреннее ощущение единства с социальным окружением. Психосоциальный аспект дает ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (каким должен быть) и отрицательный (каким не должен быть). Для позитивного и поступательного развития необходим перевес положительной идентичности.

Социализация – процесс, осуществляемый в любом возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...