Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. СССР во второй половине XX века.  

            Современная Россия.

 

Вопросы:

1. Поиск путей обновления СССР в 1953 – 1964 гг.

2. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений

3. Перестройка. Провал попыток обновления социализма

4. Современная Россия: основные направления внутренней и внешней политики

 

1. Поиск путей обновления СССР в 1953 – 1964 гг.

Во второй половине 50-х начале - 60-х годов Советское правительство предприняло ряд шагов, направленных на повышение эффективности советской экономики, применительно к условиям развертывающейся НТР. Эти шаги были связаны с именем Н.С. Хрущева, который после смерти Сталина стал Первым секретарем ЦК КПСС.

Значительную роль сыграл июльский (1955 года) пленум ЦК КПСС, который специально рассмотрел вопросы научно-технического процесса и организации производства. Актуальны были решения майского (1959 года) пленума ЦК КПСС, наметившего пути более быстрого развития химической промышленности. На нем было решено вновь пересмотреть и реконструировать 257 предприятий химической промышленности.

С именем Хрущева была связана и первая попытка реформирования тоталитарной политической системы. Важное место в поисках путей общественного обновления занял XX съезд КПСС (14-25 февраля 1956 года). Несмотря на то, что на работе съезда отразились прежние догмы, сложившиеся стереотипы, при рассмотрении вопросов внутренней и внешней политики был отмечен, ряд новых принципиальных подходов. Прежде всего, съезд нанес первый удар по теории, согласно которой СССР представлялся в качестве "осажденной крепости", открыто призвав к мирному существованию двух систем - социалистической и капиталистической, к экономическому, научно-техническому, и культурному сотрудничеству. Утверждение принципа мирного сосуществования двух систем было тесно связано с решением вопроса о возможности предотвращения войн.

Наибольшее впечатление на делегатов съезда произвел закрытый доклад Н.С. Хрущева "О преодолении культа личности и его последствий". Хотя критика сталинизма носила первоначальный, поверхностный характер (причины многих аномалий сталинского периода сводилась в основном к личностному фактору), решения XX съезда о культе личности относятся к числу наиболее важных партийно-правительственных решений 50-х годов.

 

 

2. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений

Шестидесятые - восьмидесятые годы вновь стали переломными в истории советского общества. В рамках данного периода развернулся всеобъемлющий кризис социализма, который захватил все сферы: экономику, политику, идеологию. С одной стороны, к началу 60-х годов в Советском Союзе был создан мощный индустриальный и научный потенциал, а, с другой - экономика была плохо сбалансирована, имели место значительные диспропорции. Были хорошо развиты тяжелая промышленность и сырьевые отрасли, военно-промышленный комплекс, но в то же время хронически отставали отрасли, производящие предметы потребления, и аграрный сектор. Были полностью исчерпаны возможности для экстенсивного развития экономики.

Советская система, отягощенная грузом неразрешимых противоречий, оказалась не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики (компьютерная революция), человеческой цивилизации. Технологическое отставание не позволило быстро наладить выпуск нового поколения ЭВМ - персональных компьютеров, освоить ресурсосберегающие и так называемые "высокие" технологии.

Причем идеологические догмы и непосредственно связанные с ними ограничения на свободу слова, передвижения, индивидуальный выбор по своей сущности противоречили главному императиву НТР - наличию в обществе инициативной, самостоятельной, думающей личности.

Устойчиво обозначилась тенденция к падению промышленного и сельскохозяйственного производства, размеров национального дохода. Если девятую пятилетку (1971 -1975 гг.) не выполнили по сельскому хозяйству, то десятую (1976 - 1980 гг.) и одиннадцатую (1981 - 1985 гг.) фактически по всем показателям. Уже в 60-е годы начинается медленное, но верное саморазложение системы. Его признаками стали: консерватизм, неповоротливость, ориентация общества на потребительские стандарты, геронтология (старение высшего политического и хозяйственного руководства). По оценке историков, оказавшись у руля Советского государства Брежнев Л.И. и по характеру, и по интеллекту не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества.

Выдвинутый Брежневым лозунг "стабильности" на деле означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества. Слабость Брежнева как руководителя великой державы открывала широкие возможности для всевластия партийно-государственной бюрократии, роста коррупции.

 

3. Перестройка. Провал попыток обновления социализма

Избрание в марте 1985 года на пост генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева возродило надежду на возможность реальных перемен в жизни общества. Горбачев предпринял вторую попытку реформирования существующей политической системы. Ядром преобразований стала концепция "перестройки".

Что такое перестройка, каков был ее замысел, и каким было ее действительное содержание? Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо обратиться к решениям партийных органов, выступлениям М.С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС, в печати и массовой аудитории во время его многочисленных поездок по стране. Замысел перестройки состоял в том, чтобы обновить социализм, придать ему "второе дыхание", реконструировать "обветшавшее здание" социализма, простоявшее уже 70 лет.

Но этот замысел в ходе перестройки претерпевал определенные изменения. На первом этапе перестройки (1985-1988 гг.) ее идеологическим стержнем являлась своего рода "презумпция невиновности" социализма в обозначившемся экономическом и социальном застое СССР. Проблема, доказывал Горбачев, заключалась не в недостатках социализма, а в том, что потенциальные возможности социализма использовались недостаточно. Ключевым понятием первого этапа перестройки было "ускорение". Главная цель "ускорения" заключалась в том, чтобы вывести советскую экономику на мировой уровень. Причем достигнуть мирового уровня Запада предполагалось при помощи традиционных командно-административных методов. Упор делался на укрепление производственной и исполнительной дисциплины, улучшение работы с кадрами, борьбу с пьянством, на жесткий контроль за организацией производственного процесса, введение госприемки и т.д.

Практически все реформы первого этапа принесли результаты, прямо противоположные ожидаемым, и только усугубили экономические проблемы советского общества. Поэтому на рубеже 1987-88 гг. Горбачев вынужден был признать неудачу выбранной стратегии реформ. Новая идеология и стратегия реформ в концентрированном виде была изложена в решениях XIX партконференции. Политический выбор Горбачева вылился в попытку замены советской командно-административной модели социализма западной моделью "демократического социализма".

Однако и модель "демократического социализма" потерпела крах. Попытка введения рыночных механизмов в советскую экономику на практике не могла иметь успеха, ибо в стране совершенно отсутствовала инфраструктура, которая бы позволяла промышленным предприятиям пускаться в так называемое "свободное рыночное плавание".

Поэтому в СССР постепенно стал оформляться курс альтернативный горбачевской перестройке. Он получил название "движения российского радикализма" и был связан с именами Б.Н. Ельцина, Г.Х. Попова, А.А. Собчака, Г.В. Старовойтовой и др. Весной и летом 1990 года произошел полный разрыв радикалов с социалистическим идеалом. Подавляющее большинство политических партий, созданных радикалами, вошедших в объединение "Демократическая Россия", стали ориентироваться на построение "народного капитализма".

Период 1990 – 1991 гг. стал временем распада советской системы. За шесть лет “перестройки” ни одна из ее целей не была достигнута. Власть постоянно запаздывала с решением назревших вопросов. Наиболее тяжелые последствия для судьбы советской системы и советской государственности имели бездействие и нерешительность властей в национальном вопросе.

Прологом окончательного распада СССР стал “парад суверенитетов” – процесс суверенизации союзных республик. Центр не мог решить ни одной из накопившихся национальных проблем, и это спровоцировало движение национальных республик за образование самостоятельных государств. За считанные месяцы все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. На карте появились новые названия республик – Молдова, Беларусь, Кыргызстан.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР заставила центр и республики искать путь к компромиссу. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки у политического руководства страны. Окончательно центр “дозрел” до осознания важности союзного договора лишь после того, как “парад суверенитетов” до неузнаваемости изменил Союз. В загородной резиденции президента в Ново0Огареве начал работать подготовительный комитет по подготовке текста нового Союзного договора. К августу 1991 г. представители девяти республик смогли выработать компромиссный проект.

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора подтолкнуло консервативные силы в руководстве страны на решительные действия.

19 августа 1991 г. в Москве во время отсутствия М.С. Горбачева (который находился в это время в Крыму на отдыхе) было объявлено о переходе власти в стране к неконституционному Государственному комитету по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП). В него вошла группа высокопоставленных чиновников (вице-президент Г.Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д.Язов, премьер-министр В.Павлов). Только три дня ГКЧП смог продержаться у власти. Путчисты действовали нерешительно. Им не удалось привлечь на свою сторону большую часть старой властвующей элиты, госаппарат, которые заняли выжидательную позицию.

Августовские события ускорили окончательный распад Советского Союза. Проходившие 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще совещание глав трех республик – Украины, Белоруссии и России констатировало распад единого союзного государства как свершившийся факт и объявило о создании Содружества Независимых государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия.

 

4. Современная Россия: основные направления внутренней и внешней политики

Как и в начале XX в. новая российская государственность рождалась в атмосфере хаоса и безвластия. Содержание и последовательность экономических и политических реформ диктовалась кризисным состоянием общества, а не субъективным выбором тех или иных политических лидеров. Вопрос о цели трансформации российского общества не мог быть сразу гласно поставлен осенью-зимой 1991 г. ни властными структурами, ни средствами массовой информации. Президент Б.Н.Ельцин ни в одном из своих программных выступлений 1991 -1992 гг. не говорил о них. Вопрос, куда должна идти Россия, чтобы не утратить свои государственные и международные позиции, фактически был оставлен без ответа.

Судьба российской государственности в 1991-1993 гг. во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей и федеральной власти. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г. К лету этого года десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия(Саха), Удмуртия Новосибирская и Тюменская области задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Претензии республик и других национальных образований в России на особый статус, а тем более выход из нее, грозили полным распадом страны и междоусобицей. В этих условиях правительство Российской Федерации проводило непоследовательную национально-государственную политику. Незаконные вооруженные формирования Д.Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что впоследствии обернулось тяжелым кризисом в этом регионе.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, над котором работа началась еще в 1990 году. Подписанный 31 марта 1992 г. большинством субъектов Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, Федеративный договор разграничил в общих чертах полномочия общефедеральных органов и органов субъектов Федерации.

Законодательное оформление новой российской государственности в первые годы реформ было серьезно осложнено противостоянием внутри самой власти, между двумя ее ветвями – законодательной и исполнительной. Борьба вокруг основ конституционного строя России шла с переменным успехом до весны 1993 г. Верховный Совет РФ во главе с Р.И.Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти, требуя отставки президента. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. В этих условиях Б.Н. Ельцин пошел на вынужденный шаг. Чтобы прекратить затянувшееся политическое двоевластие, 21 сентября 1993 г. он издал указ, в котором объявил о роспуске съезда и Верховного Совета. Оппозиция отвергла легитимный вариант развития событий и перешла к решительной атаке на президента. В этой ситуации Ельцин, взяв всю полноту ответственности, отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде Белого дома. В результате последующего его штурма с обеих сторон были жертвы. Мятежники были арестованы.

Вне зависимости от правовых и иных оценок действий сторон “черный октябрь” окончательно разрушил систему Советов и Советской власти. Начался новый, постсоветский этап в развитии российской государственности.

В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и государственную Думу. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции.

Конституция 1993 г. – это первая за всю историю страны демократическая Конституция. Она положила конец идеологизации государственной власти. Конституция впервые в истории Российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма – принцип разделения властей. В результате уже в 1994 г. Россия имела вполне работоспособный двухпалатный парламент.

Одновременно с рубежа 1990-х гг. началось становление рыночной экономики. В результате либерализации экономика России избежала тотального банкротства, восстановилось доверие к ней зарубежных партнеров, страна начала трудный путь интеграции в мировой рынок. Закономерным следствием осуществления в России рыночных реформ стала глубокая трансформация прежней социальной структуры. За 1990-е гг. в России уже сформировались достаточно устойчивые новые социальные группы, различающиеся по уровню доходов: олигархические, региональные и корпоративные (так называемый высший класс), средний класс, аутсайдеры. За 1990-е гг. произошло возрождение российского предпринимательства, в первую очередь, крупного и среднего. Его становление происходило в нелегких условиях нецивилизованного рынка: коррумпированности чиновничества, незащищенности предпринимателей от многочисленных криминальных группировок, неразвитой нормативной базы для их деятельности. В результате вымогательство и раздел сфер влияния между преступными кланами стали обычным явлением в российском бизнесе.

Новые задачи в правление Б.Н.Ельцина решались и в области российской внешней политики. Процесс ее адаптации к новым реальностям в мире оказался длительным и болезненным. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, проблемы экономического роста страны осложнили разработку концепции национальной безопасности и новой внешнеэкономической доктрины. Для внешней политики России было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. Предполагалась лояльность России в отношении западных ценностей в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ.

Важным этапом политической и экономической жизни России стали думские выборы декабря 1999 г. и президентские выборы 2000 года. За несколько часов до наступления Нового 2000 г. президент Б.Н.Ельцин неожиданно заявил о досрочном (за полтора до формального срока) завершении своих полномочий и назначении В.В.Путина исполняющим обязанности президента на период до новых выборов. Первый президент РФ оставил неоднозначное наследство, которое еще предстоит оценить историкам. Важно, что, являясь “продуктом” советской эпохи, Ельцин дал возможность появиться людям новой России. За десять лет его правления страна стала другой. За минувшее десятилетие в России произошла полномасштабная социальная революция. Радикально изменилась система политических институтов и экономических отношений. 

Новый президент РФ В.В. Путин пришел к власти, минуя сложный и длительный период политической борьбы. Если первоначально политика Путина сочетала новые идеи и наработками и заблуждениями предыдущего режима, то постепенно он начал по ряду направлений ревизию ельцинского наследия. Путин провозгласил главной задачей объединение общества и укрепление российской государственности. Политика президента В.В.Путина и правительства в первые годы нового XXI века нацелена на обеспечение благоприятных условий для дальнейшего продвижения российского общества по пути реформ, его включения в мировое хозяйство, на создание предпосылок устойчивого, а не восстановительного роста.

В начале 2000-х гг. заметно изменилось международное положение России. Российская внешняя политика стала не про- и не антизападной, а прагматической

В целом события начала XXI в. свидетельствуют, что период бурных перемен в России завершен. Это знак того, что власть и российское общество пришли к пониманию, что копившиеся десятилетиями проблемы требуют не революционного натиска, а ежедневного, упорного труда, выдержки и воли.

                 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...