Оформление выпускной квалификационной работы
Собрав и изучив литературные источники и практический материал, студент приступает к написанию дипломной работы. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда. Хотя дипломная работа выполняется по одной теме, в процессе ее написания студент использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных при изучении ряда дисциплин. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным. При написании дипломной работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать основные данные, позволяющие четко и обоснованно осветить особенности изучаемой проблемы. Излагать материал в дипломной работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты следует тщательно сверить и снабдить их постраничными ссылками на источники. Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок на источники использованной информации не принимается к рассмотрению. Текст дипломной работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа. Страницы нужно пронумеровать (номер страницы ставиться в верху страницы по средине) и оставить на них с левой стороны поля в 30 мм, сверху 25 мм, слева 18 мм, снизу 20 мм. Все страницы нумеруют начиная с титульного листа, на котором номер страницы не ставится. Для нумерации используются арабские цифры. Для оформления должна использоваться стандартная белая бумага. Объем дипломной работы (как было указано выше) 70-100 машинописных страниц. Текст работы оформляется на компьютере (в соответствии с требованиями ГОСТ студент должен в процессе обучения овладеть навыками работы на компьютере), как правило, в редакторе MS Word. На каждой страниц машинописного текста помещается 30-31 строка через 1,5 интервала, 75 знаков в строке с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта – 14.
Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. При этом используется сквозная нумерация. (Например, 1, 2, 3 или 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 3,1 и т.д.). Таблицы, рисунки, графики должны иметь название и оформляться в соответствии с общими правилами по оформлению отчетов и дипломных работ. Если требуется, то таблицы могут иметь примечания. Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают через один интервал на той странице, к которой они относятся. Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы. Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Как правило, между названием главы и параграфа должно быть расстояние не менее 2 интервалов. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не рекомендуется подчеркивать заголовки. Не допускается переносить часть слова в заголовке. Абзацы начинаются с красной строки, их печатают с отступом, равным 1,27 см. Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. При необходимости, отдельные слова, формулы, условные знаки разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом только черным цветом (чернилами, тушью, пастой). Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте дипломной работы, следует подчистки исправлять на пишущей машинке или от руки черной тушью (пастой). Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Реферат», «Содержание», «Список использованных источников» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Каждая глава, «Введение», «Заключение», «Реферат», «Содержание», «Список использованной литературы» начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы. Реферат не нумеруется и в общую нумерацию не включается. Написанный текст рекомендуется тщательно проверить (вычитать). Дипломная работа пишется в соответствии с составленным ранее планом в соответствии с приведенной выше структурой. При написании работы следует обращать внимание на правильность трактовки психологических понятий и специальных терминов. Одно из требований, предъявляемых к дипломной работе — четкое и логичное изложение. Перед каждой главой или параграфом должна быть поставлена совершенно конкретная цель. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа. Рекомендуется первую главу написать до преддипломной практики. Список использованной литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документов» и ГОСТ 7.1-76 «Библиографическое описание произведений печати» (ГОСТы имеются в библиотеке). Библиотека дает консультации по оформлению списков литературы. Как правило дипломная работа сначала пишется на черновике и в этом виде представляется научному руководителю. После замечаний и предложений высказанных научным руководителем можно приступать к редактированию рукописи. Дипломная работа должна быть надлежащим образом оформлена. Все листы работы и приложения следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку для дипломных работ или переплести. Иллюстрации в дипломной работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Пример оформления в дипломной работе рисунков приведен ниже.
Обозначения: Положительный выбор (А выбирает Б)
Отрицательный выбор (Б отвергает А)
Взаимная положительная связь Взаимная отрицательная связь
Рис. 3. Социограмма группы подростков.
Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Напр., Рис. 2.2 (второй рисунок второй главы). Все рисунки сопровождаются подрисуночной подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) ставится точка. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. В качестве примера ниже показано оформление одного из рисунков в дипломной работе. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут. Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицы следует располагать непосредственно после первого упоминания о них в тексте дипломной работы или на следующей странице. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, и не имеют первостепенное значение, то их можно располагать в приложении. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в дипломной работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать по часовой стрелке. Все таблицы должны иметь содержательный заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например: «См. табл. 2.3 - смотрите таблицу 3 второй главы.» В случае, если на одной странице таблица не размещается, продолжают ее на следующей странице, В этом случае на этой (т.е. следующей) странице над таблицей производится запись: «Продолжение табл. 2.3». Пример оформления одной из таблиц показан приложении 3.
При переносе таблицы первые строки таблицы, содержащие название колонок, следует повторить или пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки. Формулы и уравнения. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы и уравнения выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Напр., «2.3» (третья формула второй главы). При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, напр.: «В формуле (2.3)...». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где». Например: где: Cn - индекс групповой сплоченности; S в.в. - сумма взаимных выборов, сделанных членами данной группы; S max - максимально возможное число выборов в данной группе. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют. Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи дипломной работы студент может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно, или когда слушатель использует в своей работе мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи дипломной работы в квадратных скобках (косых - в случае печатания на машинке) приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника. Примеры:
Б.Г. Ананьев пишет: "Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения, - носитель нравственного поведения" [4, 52]. Или: В работах, ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических, и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.]
Заключенное в квадратных скобках означает: при ссылке на литературу число до запятой - номер литературного источника по списку использованной литературы, который приводится в конце выпускной работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление литературных источников. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблицы 2), «по данным рисунка 3», (рисунок 4), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «... по формуле (3)». Если автор считает целесообразным делать подстрочные примечания, относящиеся к литературным источникам, то их описание должно осуществляться согласно правилам описания произведений печати. Список используемой литературы. В список литературы включают все использованные в работе источники. Источники располагают в порядке появления ссылок на них в тексте рукописи дипломной работы. Располагать литературные источники в алфавитном порядке, как это делается в диссертационных работах, не возбраняется. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва - М., Санкт-Петербург - СПб. В сведения о статье из периодической печати включают: Фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Список используемой литературы приводится слушателем в конце дипломной работы (после заключения). Образе оформления списка приведен в приложении 3 Приложения к дипломной работе оформляются как продолжение научной работы и размещаются в конце работы или в отдельном томе. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу которой помечается «Приложение» и его обозначение. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в работе имеются несколько приложений, тоони нумеруются, напр.: «Приложение 2». Рисунки, таблицы, формулы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, напр.: «Рис. 2.2» - второй рисунок второго приложения. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинают с новой страницы. Если приложения помещаются в конце выпускной квалификационной работы, то после списка использованных источников на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения. На обложке дипломной работы пишется фамилия и инициалы студента, название дипломного проекта, фамилия научного руководителя, его ученая степень (если имеется), год и место выполнения дипломной работы. В верхней части обложки обозначается наименование учебного заведения. Как правило для обложки используются стандартные обложки (папки). Титульный лист оформляется также как и обложка. Дополнительно лишь после наименования темы работы пишется «Содержание». Пример оформления титульного листа и оглавленияприведен в приложении 4.
В любом случае при оформлении дипломной работы следует помнить, что работы выполненные на компьютере более целесообразны и имеют ряд преимуществ по сравнению с работами выполненными на печатной машинке или написанные от руки. Это обусловлено тем, что в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта, выпускник обязан уметь использовать в своей практической деятельности компьютер и, соответственно, должен иметь навыки работы на нем.
4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Введение Во введении студент обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе. Для обоснования актуальности исследования кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется крут нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выдвигается противоречие, разрешение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Выявление проблемы, которую слушатель предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования. Например, противоречием может быть: - противоречие между психологическим, развитием отдельных, категорий подростков, с одной стороны, и возросшими требованиями к уровню их интеллектуального развития в условиях, перехода на рыночные отношения, перестройки общественного производства и реформы общеобразовательной и профессиональной школы, - с другой. Или: - противоречие между социальной потребностью в воспитании молодого поколения с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, с одной стороны, и слабым воспитанием характерологических, черт личности отдельных, категорий подростков, обучающихся в профессиональных учебных заведениях, - с другой. Исходя из отмеченного выше противоречия, вытекает проблема исследования, которую в используемом примере можно обозначить следующим образом: каковы возможности психотерапевтических рисунков в повышении уровня интеллектуального развития подростков 12-14 лет. Актуальность и недостаточная разработанность рисуночной психотерапии детерминируют выбор темы исследования. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить слушателю в процессе выполнения выпускной работы. Например: Определение возможностей рисуночной психотерапии в повышении интеллектуального развития подростков. Объект исследования в психологии, как правило, являются люди. Существенно реже в качестве объекта заявляются какие либо социально-психологические явления в социальных объектах, а также поведение людей в процессе их общения и взаимодействия в совместной деятельности. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала никакого сомнения. Так, например, еслиобъектом исследования выпускной работы выбраны «подростки, обучающиеся в профессиональных учебных заведениях», топредметом исследования могут быть: - уровни интеллектуального развития учащихся профессиональных учебных заведений; - создание предпосылок для применения метода психотерапии в воспитании подростков - закономерности психического развития подростков в условиях профессионального учебного заведения и т.п. Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Ниже приводитсяодин из вариантов гипотезы применительно к рассматриваемому в качестве иллюстрации случаю. Повышение интеллектуального уровня подростков будет обеспечено, если: - разработать основы рисуночной психотерапии: - определить способы и. приемы использования рисуночных тестов при обучении и воспитании подростков; - внедрить в практику обучения и воспитания учащихся профессиональных учебных заведений метод рисуночной психотерапии. Задачи исследования определяются в соответствии с целью и предметом исследования. Относительно рассматриваемого выше примера такими задачами могут быть: - провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ рисуночной психотерапии; - определить взаимосвязи цветовых предпочтений и. характера рисунков подростков с их психологическими свойствами; - разработать практические рекомендации по использованию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с подростками. Основные методы исследования определяются исходя из задач и предмета исследования. Наиболее распространенными в психологии методами являются: - метод тестирования, как основной инструментарий практической психологии, широко применяемый при проведении психологического консультирования; - метод наблюдения психологических явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся отдельные индивиды, малые группы, коллективы другие социальные общности); - метод интервью; - метод беседы; - методы статистической обработки результатов исследования и др. В введении также необходимо указать количество испытуемых, коллективы и др. данные, характеризующие базу исследования.
Читайте также: I. Выполнение контрольной работы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|