1. Выбор темы. 2. Разработка рабочего плана (содержания). 3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Стр 1 из 5Следующая ⇒ 1. ВЫБОР ТЕМЫ Творческая работа обучающегося начинается с выбора темы, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности избранной темы, ее теоретического и практического значения. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы немаловажное значение имеет интерес самого обучающегося, наличие своих творческих идей, опыт выступления в научных кружках и стремление разобраться в данной проблеме, до конца исследовать ее. В случае если у обучающегося возникает затруднение в выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю. Выбрав тему, обучающийся должен уяснить, в чем заключается ее сущность. Это позволит ему правильно уяснить границы предстоящего исследования и сформулировать вопросы рабочего плана. После определения темы, обучающийся называет её номер преподавателю для последующей фиксации в специальной ведомости и исключения повтора. Затем заведующий кафедры назначает научного руководителя по выбранной теме. Изменение выбранной темы допускается по ходатайству самого обучающегося или по инициативе научного руководителя с письменным обоснованием необходимости замены. Помимо этого, обучающийся может предложить собственную тему, предварительно согласовав ее наименование с руководством кафедры.
2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА (СОДЕРЖАНИЯ) Разработка темы курсовой работы начинается с составления рабочего плана. Обучающемуся предлагается разработать рабочий план, который позволит четко организовать работу по избранной теме исследования. Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования только в основных чертах, однако, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, но основная задача, стоящая перед работой в целом, остается неизменной. Рабочий план составляется в произвольной форме и представляется научному руководителю. Обычно это план-содержание, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы.
Такой план обычно используют на первой стадии написания курсовой работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах. На более поздних стадиях работы целесообразно составить такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем и будет систематизироваться весь собранный материал. Рабочий план курсовой работы должен содержать: · введение; · основную часть, разделенную на главы и параграфы; · заключение; · библиографический список; · приложения
3. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Это один из самых сложных и трудоемких этапов в написании курсовой работы. Обучающемуся предстоит ознакомиться со значительным объемом научной литературы, монографий и научных статей, в которых нашли отражение различные подходы и взгляды ученых на исследуемую проблематику, многообразные пути решения проблем, выявленных в процессе исследования. Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой курсовой работы. Работу следует начинать с более подробного ознакомления с содержанием тех глав и разделов учебников и учебных пособий, в которых излагается материал по проблематике исследуемой темы. Необходимо помнить, что учебники и учебные пособия, как правило, отражают устоявшуюся точку зрения на излагаемый вопрос, поэтому их содержание, зачастую не отражает той предполагаемой дискуссии, которая существует в научном мире по проблеме темы курсовой работы.
Ценность же добротно выполненной курсовой работы выражается в том, что автору предстоит проанализировать различные позиции ученых, пытаясь при этом выявить среди них позицию, наиболее реально отражающую суть проблемы и (или) предложить свое видение решения данного вопроса. Наибольшее представление о состоянии изученности выбранной темы курсовой работы сформируется в результате знакомства с информационными и библиографическими изданиями. Цель выпуска первых – оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания; вторые содержа упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают о том, что издано п интересующему вопросу. Наиболее целесообразным является использование различных бесплатных библиотечных систем для анализа нормативного материала, имеющегося по проблематике курсовой работы. Помимо библиотечных систем, возможно использование сети Интернет для поиска различного рода информации как справочного и нормативно-правого, так и аналитического содержания. Важно помнить, что искать информацию необходимо лишь на проверенных, специализированных и профессиональных сайтах! Изучение научной, учебной и иной литературы желательно проводить по этапам: · общее ознакомление с произведением по его оглавлению; · беглый просмотр всего содержания; · чтение в порядке последовательности расположения материала; · выборочное чтение какой-либо части произведения; · выписка представляющих интерес материалов; · критическая оценка записанного, редактирование и чистовая запись как фрагмента текста будущей курсовой работы. Записи прочитанного материала могут быть весьма разнообразны: простой или развернутый план, тезисы, цитаты. Более полной и сложной формой записи является конспект, представляющий собой обзор книги (отдельной главы). Рекомендуется следующий способ конспектирования: страница тетради делится пополам вертикальной чертой, слева делается запись ключевых моментов прочитанного, справа – собственные замечания. При изучении материала не следует стремиться только к заимствованию прочитанного материала. Прежде всего собственные мысли, возникшие в результате анализа прочитанного материала, а параллельно им обдумывание найденной информации, послужат синтезом получения нового знания. Систематизация изученных источников позволяет с большей степенью эффективности организовать их анализ и обобщение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|