Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы внутриэтнических исследований.




Направление внутриэтнических исследований в этнопсихологии сформировалось сравнительно недавно. Принципиальное отличие его от кросскультурных исследований состоит в объекте изучения: здесь ученые обследуют представителей только одной этнической группы, изучая их этническое самосознание, отношение к другим этническим группам, поведенческие реакции в отношении пред­ставителей других наций. В случае межэтнических исследований, как уже было сказано, обследуются представители двух или более этнических групп по конкретным психологическим методикам, результаты тестирования сравниваются между собой.

При внутриэтнических исследованиях изучаются этническое сознание и самосознание, специфика авто- и гетеростереотипов, отношение этноса к другим этническим группам, этнические установки и непосредственное поведение по отношению к представителям иных наций и народностей.

Проведение внутриэтнических исследований требовало создания оригинальных методов, специально разрабатываемых для данной области этнопсихологии. Другой путь разработки экспериментальной базы состоял в модификации существующих в психологии методов изучения сознания и поведения применительно к столь специфическому объекту.

Естественный эксперимент. Естественный эксперимент нашел широкое распространение в этнопсихологии после опубликования Ла Пьером данных, полученных им в ходе исследования отношения американцев к представителям этнических меньшинств. В 1934 г Ла Пьер путешествовал по Америке с молодой китайской парой. Путешественники останавливались во многих гостиницах и ресторанах, общим числом более 200, и только раз им было отказано в приеме. По прошествии полугода Ла Пьер разослал письма владельцам тех же гостиниц и ресторанов с вопросом: согласны ли они принять у себя представителей китайского этноса? 92 % ответов были отрицательными. Тем самым было зафиксировано несоответствие между реальными действиями и вербальными ответами — результат, получивший впоследствии название «парадокс Ла Пьера».

Эксперимент Ла Пьера не был абсолютно «чистым» в методическом отношении. Вполне вероятно, что люди, отвечавшие на письма Ла Пьера, и те, кто непосредственно принимали Ла Пьера с китайцами, были разными; не совсем корректно был сформулирован вопрос, ведь он касался только китайцев, в то время как в реальности пару китайцев сопровождал американец, и т.И тем не менее эксперимент, проведенный Ла Пьером, вызвал широкую дискуссию о соотношении реального поведения и вербальных установок.

McGrew предложил методику «аренды квартиры». Он сформировал четыре «супружеских» пары: 1) муж и жена европеоидной расы, 2) супружеская пара негроидной расы; 3) муж европеоидной расы, а жена негроидной, и, наконец, 4) муж негроидной, а жена европеоидной расы. Все пары пытались договориться с владельцами домов об аренде квартиры. При этом фиксировалось, насколько охотно владельцы домов сдают квартиры представителям различных рас. Таким путем было установлено, что лицам негроидной расы труднее снять квартиру, чем европейцам. По прошествии нескольких недель позвонили домовладельцам, с тем чтобы выяснить, не согласятся ли они сдать квартиру негритянской паре. Оказалось, что существует достаточно высокий процент лиц, которые, отказав в реальной встрече, но телефону дали положительный ответ. Тем самым положительное вербальное отношение, в отличие от эксперимента Ла Пьера, сопровождалось негативными реальными действиями.

Главный вывод, который следует из результатов, полученных путем естественного эксперимента Ла Пьера, состоит в следующем: может существовать несоответствие (прямое или обратное) между вербальными ответами и реальными действиями людей в ситуациях межнационального общения. Поэтому, для того чтобы прогнозировать какие-либо межличностные действия и поступки, их надо изучать непосредственно, а не полагаться на вербальные утверждения о намерениях.

Широкое распространение получил так называемый «метод потерянных писем». Впервые эта методика была использована в 1948 г. Merritt Fowler. Экспериментатор разбрасывает в публичных местах якобы потерянные письма - запечатанные конверты с написанным адресом и указанным адресатом. Фамилия, имя и отчество адресата подбираются типичными для того этноса, отношение к которому исследуется.

Прохожий стоит перед выбором: либо отослать письмо, либо проигнорировать его наличие. Предполагается, что отправка письма свидетельствует о позитивном отношении к этнической группе в целом. И соответственно, чем больше писем будет получено по указанному адресу, тем более положительным является это отношении.

Методика «потерянных писем» позволяет выяснить реальное отношение к любой этнической группе, но она имеет свои недостатки. Одним из таких недостатков можно считать то, что экспериментатору остается неизвестной личность человека, отославшего (или не отославшего) письмо. Другая методика - «ошибочный номер» - построена таким образом, чтобы имелась возможность установить личность испытуемого и в случае необходимости провести дополнительные эксперименты.

Методика «ошибочный номер» была предложена Gaertner в 1973 г. Процедура эксперимента строится вокруг телефонного звонка. Экспериментатор звонит испытуемому и «полагая», что он попал в гараж, объясняет, что его машина поломалась и требуется срочная помощь. При этом некоторыми характеристиками речи, диалектом и т.п. экспериментатор имитирует свою принадлежность к той этнической группе, отношение к которой изучается. Испытуемый отвечает, что абонент ошибся номером, попав не в гараж, а на частную квартиру. Тогда звонящий в ужасе восклицает, что он звонит из автомата и у него больше нет мелочи, чтобы повторить звонок, ожидая, предложит ли испытуемый свою помощь. Если помощь не предлагается, экспериментатор сам просит его об этом. Об отношении к этнической группе в данном случае можно сулить по частоте звонков в «гараж».

По прошествии некоторого времени из лаборатории Gaertner повторно позвонили всем испытуемым и попросили ответить, что бы они сделали, если бы им ошибочно позвонил автомобилист, попавший в аварию и нуждающийся в помощи (те описывалась ранее разыгранная ситуация). Результаты этого дополнительного исследования показали, что уровень декларируемой помощи был намного выше, объемнее и разностороннее, чем те услуги, которые испытуемые оказали на самом деле.

Метод «полбора черт». Одновременно с разработкой методов естественного эксперимента для изу­чения этнических отношений началось лабораторное изучение этнических стереотипов с помощью метола «подбора черт». Первым таким исследованием принято считать эксперимент, проведенный в 1933 г. в Соединенных Штатах Америки Катцем и Брейли.

Исследователями был составлен список личностных характеристик из 84 черт личности. Испытуемым (студентам Принстолского университета) предлагалось выбрать из предложенного списка такие черты, которые с их точки зрения наиболее характерны для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, ирландцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате данного исследования была установлена высокая согласованность в приписывании респон­дентами типичных для той или иной этнической группы личностных качеств вне зависимости от того, контактировали когда-либо опрашиваемые с лицами данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, с точки зрения авторов методики, существующий в американском обществе стереотипный образ данной национальной группы.

Метод «свободного описания». Методика «подбора черт», предложенная Катцем и Брейли, впоследствии была модифицирована в методику «свободного описания». По сравнению с методикой «подбора черт», когда испытуемый выбирает личностные черты из заранее подготовленного экспериментатором списка, методика «свободного описания» предоставляет большую свободу испытуемому в выборе реакций В случае этой методики испытуемым предлагается самостоятельно подбирать типичные характеристики какой-либо этнической группы т. е. составлять «свободные портреты» наций. При этом число личностных качеств, которые называет испытуемый в зависимости от целей эксперимента, может быть либо ограниченным (например, тремя или десятью), либо произвольным.

Метод «свободного описания» был использован отечественными учеными В.Ц. Куницыной и М.А. Исаковой в ходе исследований, проводившихся в Ленинграде. По данным опроса 150 человек были составлены свободные портреты десяти национальных групп русских, украинцев, татар, грузин, американцев, эстонцев, французов, немцев, поляков и вьетнамцев. С помощью частотного анализа были получены стереотипные образы каждой из этих этнических групп. Так, при описании русских наиболее часто встречались следующие черты: добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный, широкой души, украинцев - веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный; грузин - гостеприимный, вспыльчивый, общительный, гордый, эмоциональный; американцев - деловитый, общительный, практичный, энергичный, запрограммированный и т д.

Ассоциативный эксперимент первоначально был предложен в психологии для изучения личностной сферы больных неврозами, их подсознания и конфликтогенных зон. Суть эксперимента состоит в ответах испытуемого первым пришедшим в голову словом на стимульное слово, произнесенное экспериментатором. Стимульные слова в виде списка готовятся экспериментатором заранее, до проведения эксперимента. Подбор стимульных слов зависит от целей эксперимента.

Цветовой тест отношений (ЦТО) также был создан в сфере медицинской психологии для исследований системы отношений больных неврозами. Впоследствии ЦТО стали использовать для выявления системы отношений человека в любой значимой для него сфере, в том числе в сфере национальных отношений.

При использовании ЦТО для изучения системы этнических отношений необходим цветовой набор Люшера (восемь карточек) и список (из восьми наименований) тех этнических групп, отношение к которым выясняется. Названия национальностей в предлагаемом списке даются во множественном числе («русские», «украинцы» и т.д.), чтобы избежать «маскулинного» или «феминного» образа национальности.

Процедура проведения ЦТО состоит из трех этапов. На первом этапе испытуемому предъявляются набор цветовых карточек Люшера и список этнических трупп. Предлагается каждой национальной группе поставить в соответствие какой-то цвет. При подборе цвета нельзя ориентироваться на какие-то чисто внешние признаки (цвет национальной одежды, цвет государственного флага и т. п).

На втором этапе испытуемому предъявляется набор цветовых карточек Люшера и предлагается проранжировать цвета по степени эмоционального предпочтения (по степени привлекательности).

На третьем этапе испытуемому предъявляются карточки с названиями этнических групп и предлагается разложить их в порядке предпочтения.

В основе использования ЦТО для выявления системы этнических предпочтений лежит гипотеза, согласно которой у человека существует две системы этнических предпочтений: декларируемая (которая демонстрируется окружающим) и реальная (определяющая действительное поведение человека в национальной сфере). Непосредственно - прямыми вопросами - можно установить только декларируемую систему (что и происходит на третьем этапе эксперимента). Для анализа реальной системы этнических предпочтений необходим опосредованный путь. В качестве опосредующего звена в ЦТО выступает система цветовых предпочтений - т.е. система предпочтении в сфере более простой, лишенной социального полтекста.

Обработка результатов состоит в следующем. Нa первом этапе эксперимента обе системы (этнических и цветовых предпочтений) соотносятся. Когда в результате второго этапа становится явной субъективная иерархия цветов, появляется возможность по ней, косвенно, сделать выводы и о реально действующей иерархии этнических отношений. Данные третьего этапа интерпретируются как декларируемая система этнических предпочтений.

Техника репертуарных решеток была предложена Келли. Данная методика позволяет изучать особенности этнического сознания и национальных стереотипов.

Бланк методики представляет собой таблицу («репертуарную решетку»), где по горизонтали представлены ролевые позиции (социальные роли, отец семейства, девушка, глава фирмы, и т. д.), а по вертикали - разнообразные поступки Предлагаемый набор поступков должен удовлетворять следующим требованиям:

- в набор отбираются поступки, типичные и естественные для исследуемой этнической группы;

- описание ситуаций и поступков задается на разговорном языке, принятом в среде этнической труппы;

- в набор должны были входить поступки из различных сфер жизни.

Суть методики состоит в том, чтобы испытуемые оценили вероятность каждого поступка (по шестибалльной шкале от 0 до 5) для всех названных ролевых позиций.

В итоге в каждой соответствующей графе на пересечении ролевой позиции и поступка будут проставлены баллы и диапазоне от нуля - если ни один испытуемый не приписал ни одного балла данной ролевой позиции по данному поступку до максиматьного количества баллов – если все испытуемые оценят как максимальную вероятность какого-то поступка в данной ролевой позиции. Величина максимального количества баллов зависит от размера выборки — она получается в результате умножения числа участников эксперимента на 5 баллов.

Методика репертуарных решеток позволяет исследовать вопрос, чем собственная этническая группа отличается от других, чем другие этнические группы схожи или различны между собой.

Шкала социальной дистанции была предложена Э Богардусом в 1925 г. Она предназначена для изучения этнических отношений - выявления степени приемлемости другого индивидуума как представителя национальной группы.

В 1959 г. Богардусом был предложен специальный бланк шкалы социальной дистанции (по национальному признаку). Бланк шкалы представляет собой таблицу, где по горизонтали перечислены варианты социальной дистанции (супруг -друг - сосед - коллега - гражданин моей страны - интурист), а по вертикали - национальности, отношение к которым выясняется. Испытуемому предлагают для представителей разных этнических групп сделать отметку на том уровне социальной дистанции, которая его в наибольшей степени устраивает. Таким способом представители разных этнических групп ранжируются по допустимой степени социальной близости.

Богардус считал, что его шкала универсальна и обладает кумулятивным свойством, т.е. выбранный для этнической группы определенный уровень социальной дистанции автоматически предполагает, что представитель данной группы будет приемлем для испытуемой» и на всех иных ролях, которые занимают на бланке более низкое ранговое место. Однако это положение вызывает серьезные сомнения. Впоследствии исследователями на основании экспериментального материала были созданы многочисленные модификации шкалы социальной дистанции.

Метол интервью, предложенный Ван Дейком, состоит в сборе высказываний и коротких рассказов респондентов о встречах с представителями этнических меньшинств, с последующим разбором особенностей семантики, стилистики, риторики, разнообразных лингвистических приемов текстов интервью.

В разговоре об этнических меньшинствах сталкиваются две основные стратегии. С одной стороны, люди, касающиеся данной темы, хотят произвести хорошее впечатление, не выглядеть расистами (стратегия самопредставления), а с другой - хотят выразить свое негативное отношение к этническим меньшинствам (стратегия самовыражения) Борьба этих двух стратегий, по Ван Дейку, и определяет специфику текста интервью.

Метод интервью применяют обычно на предварительных этапах исследований для первоначального общего знакомства с этнической группой. Сложность использования данною метода заключается в свободном характере представления материала, трудности его дальнейшей обработки и интер1гретацни. Для того чтобы метод интервью был более применим в этнопсихологической практике, в процедуру его проведения необходимо внести ряд изменений. Во-первых, интервью должно быть строго формализованным, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы. Во-вторых, интервью должно быть не о национальных меньшинствах в целом, а о ситуациях взаимодействия с представителями конкретных этнических групп.

Заключение

Этнопсихология – относительно молодая отрасль психологии. Она находится в состоянии становления своей специфической методологии. Предмет этнопсихологии охватывает широкий спектр проблем: от этнопсихологических проявлений этносубъектов до этнического своеобразия межкультурных контактов этнических групп.

Своеобразие этнописхологических феноменов задается природными, социальными, экономическими и другими проявлениями социума.

Каждый этнос характеризуется неповторимым психологическим складом, выражающегося в особенностях национального темперамента, характера, национальных чувств и менталитета.

В этнопсихологию менталитет вошел в качестве предмета исследования относительно недавно. Менталитет мы понимаем как репрезентативные для этнической группы способы восприятия, понимания мира и поведения в нем. Именно менталитет наполняет психологическим своеобразием проявления этничности. В процессе развития этноса почти все его детерминанты (климат, территория, язык, религия, формы хозяйствования и т.д.) могут меняться. Наиболее устойчив к изменениям менталитет.

В межэтнических контактах наблюдается понижение толерантности. Народы многих стран отторгают не свойственный им образ жизни.

Кризисные изменения в жизнедеятельности этносов, учащение межкультурных контактов способствуют тому, что трансформации подвергается менталитет. Сущность трансформации менталитета заключается в том, что изменяются стереотипы восприятия, которые приводят к формированию новых представлений и категорий, наполняющих этническую картину мира. В свою очередь изменяются социальные установки, стереотипы поведения этнических групп. Это влияет на потребности в выполнении различных видов деятельности и на ценности, составляющие основу смысла жизни этноса. Временные рамки этих изменений ускорились с увеличением темпов развития цивилизации.

Таким образом, социально- психологические явления, с которыми сталкиваются этнопсихологии в различных сферах жизни, сложны, многообразны и динамичны. В основе их анализа должны лежать, конечно же, не одни этнопсихологические принципы. Необходимо использовать весь имеющийся в сегодняшней психологической науке арсенал научных и практических подходов к пониманию происходящих в стране социальных процессов. Это позволит досконально разобраться в сущности и специфике, найти наиболее верные решения всех возникающих проблем, к какой бы части общественного сознания они бы не относились.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...