Ценности и цели воспитания
Воспитательный процесс как часть педагогического процесса Основные вопросы: 1. Идеалы воспитания 2. Ценности и цели воспитания 3. Принципы воспитания 4. Методы воспитания
Литература: 1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., 2000. – 160 с.
Идеалы воспитания Нет более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. "Надо ли воспитывать взрослых людей?" Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. "Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным" (С.Д. Смирнов). Проблемы воспитания и обучения в педагогическом процессе неразрывно связаны. В высшем учебном заведении воспитательной работе, осуществляемой в процессе обучения, придается большое значение. Обратимся к истории вопроса идеалов воспитания. Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью? Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
Идеал - это выработанное веками представление о совершенном человеке. Идеал - недостижимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает. В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека. Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что с ним должно сделать воспитание. Меняются ценности, нормы, а с ними и идеалы воспитания. Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запроектированного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т.е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм. Какой воспитательный идеал будет освещать развитие России в третьем тысячелетии? Современный переходный период надолго затягивается и, возможно, будет длиться до тех пор, пока воспитанием не сформируется человек, соответствующий новым реалиям. На вопросы, в каком обществе мы жили и к чему идем, до сих пор нет четких ответов, считает И.П. Поласый. Скорее всего, ответы придется искать педагогам, поскольку идеологи и политики в период такой турбулентной неопределенности общества, меньше всего думают о воспитании. Стабильности, перспективы и уверенности в будущем нет не только в России, но и во всех регионах мира, поэтому при определении идеалов воспитания педагоги опираются на модель идеального современного общества, т.е. общества, обеспечивающего своим членам достойное существование в реалиях ХХI в.
Возможно, это будет общество, которое сможет быть открытым новому опыту; принимать необходимые социальные перемены; необходимость присутствия разных мнений и установок окружающих, готовность отстаивать свое мнение; ориентацию во времени на настоящее и будущее, а не на прошлое. Ценности и цели воспитания Не менее сложный вопрос, как реализовать воспитание в различных образовательных институтах, при наличии многообразия ценностей. На основе каких базовых ценностей нужно формировать цели воспитания? Наиболее популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некото рых общих базовых ценностей. Отдельно следует сказать о национальных ценностях. Существуют ли чисто национальные ценности, на которые следует ориентировать воспитание? Выводы, к которым склоняется мировая педагогика, отрицательные. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. В Конвенции о правах ребенка (1991 г.) об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к роди телям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличным от его собственной» (статья 29). «Поэтому, может быть, не стоит так часто и так бездумно повторять слова об отвлеченных общечеловеческих ценностях, а чаще думать о ценностях наших, российских?» (Н.Д. Никандров). Общечеловеческие ценности и воспитание // Педагогика. - 1997. - № 6). Любое воспитание, от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ, всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Цели воспитания - это то, к чему стремится будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|