Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель - определяющая характеристика воспитательной системы, именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. М ногообразие целей подчеркивает огромную сложность воспитания. Цели воспитания следуют из воспитательного идеала, но всегда очень реалистичны и прагматичны. В их формировании находят отражение объективные причины и практические возможности.

Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Возможности педагогической системы задают конкретную постановку целей.

Вся история педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели вос питания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер. В лияние на их формирование оказывают и другие факторы: темпы научно - технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, педагогов, воспитателей, учителей и т.п.

Поэтому цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от темпов социального и научно - технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества.

Принципы воспитания

Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

И.П. Подласый формулирует следующие основные требования, которые должны предъявляться к принципам воспитания.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

· обязательность;

· комплексность;

· равнозначность.

Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них (например, принципов гуманизма, уважения к личности) может быть привлечен даже к судебному преследованию.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число принципов воспитания объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями. Кроме того, принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

В настоящее время существует множество классификаций принципов воспитания. Если одни принципы в различных авторских классификациях повторяются, то есть, являются инвариантными, то другие – отличаются уникальностью и свойственны только для конкретной системы принципов.

Принципы воспитания – это руководящие идеи, определяющие действия педагога, рекомендующие следовать определенным правилам.

Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. Исходя из этого принципа, воспитательная работа строится таким образом, что в центре должен быть человек, его развитие, а не перечень определенных мероприятий, как это иногда бывает.

Связь воспитания с жизнью. Этот принцип предполагает, что в ходе воспитательной работы необходимо обсуждать конкретные жизненные проблемы и ситуации. В профессиональном обучении этот принцип нацеливает педагогов и на обсуждение проблем будущей производственной деятельности, например, связанных с соблюдением норм профессиональной этики. Необходимо включать воспитанников в разнообразную общественно полезную деятельность, в труд, а не ориентироваться на морализирование.

Уважение к личности воспитанника в сочетании с требовательностью. Этот принцип формулируется, исходя из сущности гуманистического воспитания. В процессе воспитательно-образовательной работы выдвигается система посильных педагогических требований. Они предъявляются воспитанникам в прямой и косвенной формулировках.

Прямые требования менее эффективны, т.к. не предоставляют свободу выбора, они присущи для авторитарного стиля взаимодействия педагога с воспитанником. Предпочтение следует отдавать косвенным требованиям, которые предъявляются в форме просьбы. Применение косвенных требований свидетельствует об уважительном отношении к воспитаннику, а взаимоотношения строятся на демократической основе. Следует обратить внимание, что либерализм и безразличие педагога к воспитанникам не приемлемы в воспитательной работе.

Активность воспитанника в сочетании с педагогическим руководством. Воспитательная работа в высшем учебном заведении организуется только на основе этого принципа. Нельзя студентам навязывать мероприятия, требования и пр. Обязательно должно быть развито самоуправление, этот принцип лежит в основе деятельности студенческого совета университета. Но при этом не следует игнорировать помощь со стороны педагога. При оказании помощи студентам нужно проявлять деликатность, педагогический такт, не заглушать инициативу, самостоятельность молодых людей. К сожалению, нередко бывает, что педагог стремится заглушить активность.

Опора на положительные качества в воспитании. При проведении воспитательной работы необходимо опираться на положительные стороны личности каждого студента, а не акцентировать внимание на недостатках. Нужно обращать внимание на поступок, а не на личность воспитанника. Если студент не выполнил задание или какие-то требования, то обращается внимание на невыполненное задание, а не на личность того, кто его не выполнил. В процессе воспитания важно создавать ситуацию успеха, перспективы.

Воспитание в коллективе и через коллектив. Этот принцип достаточно актуален, так как при организации взаимодействия студентов для решения различных учебных задач требуется умение работать коллективно, считаться с мнением других членов группы.

Таким образом, студенты на практике усваивают нормы и правила общения, у них развиваются организаторские способности, лидерские качества. Учитывая принцип воспитания в коллективе и через коллектив, педагог должен целесообразно сочетать разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую и коллективную.

Сочетание прямых и параллельных действий. Этот принцип по содержанию близок к предыдущему, расширяет и углубляет его. Еще А. С. Макаренко обосновал педагогику параллельного действия. Исходя из этого принципа, воспитательная работа осуществляется следующим образом: педагог воздействует не на отдельного члена группы, а на коллектив. А развитый коллектив оказывает воспитательное воздействие на каждого конкретного человека путем общественного мнения. Реализация этого принципа возможна только в сплоченной студенческой группе.

Единство воспитательных требований. Требования, исходящие от тех, кто занимается воспитанием, не должны быть противоречивыми. Если возникают конфликтные ситуации, то надо обращать внимание на то, что объединяет участников, а не на то, что разъединяет. Следовать этому принципу крайне трудно. Важно, чтобы преподаватели, деканат согласовывали требования, предъявляемые к студентам.

В теории воспитания выделены многие другие принципы, например, учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип целеустремленности воспитания, который предполагает наличие четкой цели, и др.

Каждый преподаватель осуществляет воспитательную работу при организации учебного процесса, поэтому важно, чтобы в педагогической деятельности он опирался на научно обоснованные принципы воспитания.

Методы воспитания

Методы воспитания – это способы совместной деятельности педагога и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.

Приемы воспитания – часть общего метода, отдельные действия, приносящие конкретное улучшение. Образно говоря, приемы – это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться другие, они могут постепенно превратиться в широкие пути – методы. Такова связь методов и приемов воспитания.

Выделяются и средства воспитания. Если прием – единичное воздействие, то средство есть совокупность приемов; это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в нем – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.

Модификаций методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация, т.е. выстроенная по определенному признаку система. Опираясь на нее, педагог ясно представляет себе назначение, характерные признаки методов воспитания в целом.     

 

 

Таблица 1. Основание классификации: логика воспитательного процесса.

Методы воспитания - это и способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми шли прежние поколения. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

По своему характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.).

В данном случае их общий признак включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая, трактующая характер методов еще более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения. Таблица 2. Классификация методов воспитания по Г.И. Ильиной.

 

 

Таблица 2. Классификация методов воспитания по Г.И. Ильиной

 

С помощью методов воспитания педагог оказывает воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и, таким образом, решает задачи воспитания в совместной с ними деятельности. Успех применяемых воздействий будет зависеть от того, насколько они соответствуют личностной программе развития ученика, а также от того, насколько продуктивно, на доверительной основе строится сотрудничество воспитателя и воспитанников.

... Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются. Нет методов авторитарной или гуманистической педагогики. Все важные, все необходимые, все могут быть как эффективными, так и бесполезными. Все дело в направленности, особенности применения методов и профессионального педагога.

Воспитание – целенаправленный процесс, поэтому постоянно необходима корректировка тех или иных поступков воспитанников, этому способствует использование в воспитательном процессе методов стимулирования поведения и деятельности. Особо выделяется группа методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Деление методов на группы условно, в реальном воспитательном процессе они переплетаются, выступают в единстве. Рассмотрим каждую группу методов воспитания.

Методы формирования знаний о нормах и правилах поведения. Основная цель этой группы методов – сообщить воспитанникам знания о нормах и правилах поведения, сформировать у них определенные взгляды, суждения.

К этой группе относятся следующие методы: объяснение, разъяснение, этическая беседа, рассказ, дискуссия, пример.

Остановимся на краткой характеристике метода примера. Использование этого метода основано на подражании. Юношеский возраст характеризуется наиболее сознательным и критичным отношением к поведению педагогов, студенты активно перерабатывают информацию, делают выводы. Поэтому важно, чтобы поведение педагога соответствовало предъявляемым требованиям, не было расхождения с поступками.

Методы организации поведения и деятельности. В соответствии с имеющимися знаниями необходимо строить свое поведение, в этом заключается основная цель этой группы методов. К этой группе относятся следующие методы: упражнение, педагогическое требование, общественное мнение. В педагогическом процессе большая роль отводится педагогическому требованию, оно может предъявляться в прямой и косвенной формах. Прямое требование предъявляется в форме, не требующей возражений, педагог его использует в том случае, если не уверен, что оно будет выполнено, т.е. когда у воспитанников невысокий уровень развития сознательности. Частое использование прямых требований может привести к противодействию со стороны воспитанника, вызвать конфликтную ситуацию. Косвенные требования предъявляются в форме просьбы.

Общественное мнение – это то же самое требование, но в этом случае его предъявляет коллектив.

Методы стимулирования поведения и деятельности. Любая воспитательная работа требует корректировки, стимулирования. К этой группе относятся такие сильнодействующие методы, как поощрение и наказание, соревнование.

Поощрение связано с положительной оценкой действий, с закреплением навыков, побуждает к их повторению. Использование этого метода основано на создании положительного эмоционального состояния воспитанников.

Выделяют разнообразные виды поощрений. Применяют вербальное или невербальное одобрение, похвалу, благодарность, предоставляют почетные права. Поскольку поощрение является сильнодействующим методом, то при его применении обязательно нужно соблюдать определенные требования. Используя поощрение, нельзя противопоставлять одного человека другому. Похвала должна быть умеренной, не желательно постоянно хвалить одних и тех же студентов, даже если они этого заслуживают. При использовании похвалы должен учитываться индивидуальный подход, например, можно поддержать неуверенного студента. Желательно учитывать мотив поступка, за который хвалят, хотя выяснить мотив бывает очень сложно. Важным требованием является объективность и справедливость применяемого поощрения.

Противоположным по воздействию является метод наказания. Наказание применяется для предупреждения нежелательных поступков. Важно, чтобы применение наказания вызывало у воспитанника чувство вины, а не озлобленность, подавленность. К сожалению, на практике это не всегда происходит. Существуют различные разновидности наказаний. Это может быть осуждение как вербальное, так и невербальное, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, выговор, штрафные санкции и т.п.

Применение наказания не должно причинять физических или нравственных страданий воспитаннику. Человек, которого наказывают, должен понимать и осознавать, за что его наказывают и, как уже отмечалось, испытывать от неправильного поступка чувство вины. Если человек осознает проступок, то он будет анализировать свое поведение и у него может появиться желание исправиться. Наказание не должно быть орудием мести в руках педагога. Нельзя злоупотреблять наказанием, т.е. изо дня в день осуждать одних и тех же учеников. Недопустимо применение коллективных наказаний за проступок одного человека.

Педагог должен помнить, что одним наказанием нельзя исправить нежелательное поведение, требуется серьезный анализ ситуации и планирование различных воздействий для устранения нежелательных проявлений.

Метод соревнования основан на стремлении людей к соперничеству. Соревнуясь с другими, человек сравнивает свои результаты с результатами других людей, у него появляется стремление к росту. Однако, нужно правильно организовать соревнование, чтобы не вызвать негативных проявлений по отношению друг к другу.

Воспитание, как и обучение, невозможно осуществлять без обратной связи, выполнить эту функцию помогают методы этой группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...