Нет имитаторов счастливых!. 2. Как мы побуждаем человека остановиться в развитии. Как имитатор читает
Нет имитаторов счастливых!
Должен напомнить, что имитатор в заботе о том, чтобы казаться, может достигать очень высоких ступеней совершенства в повторении человеческих навыков. «Из кожи вон» он достигает часто очень многого. Только жизнь, действия открытого опыту человека - преследуют цели, необходимые ему, - приносят удовлетворение, во-первых, ему и - согревают, вовлекают в содержательную жизнь всех вокруг. Заразить можно только тем, что имеешь. Имеешь грипп - заразишь гриппом. Болен самоотречением - заразишь несчастьем. Счастливый передает счастье, как походку. Имитатор, чего бы ни достиг, - сам этим не согрет, не удовлетворен, - его действия бессмысленны для него. Они всегда - жертва. Жертва позе, роли, задаче соответствовать. За все он ждет награды, платы от других. - Его жертвы наглядны, но не хорошо от них никому! Мы знаем гениальных имитаторов. Нет имитаторов счастливых.
2. Как мы побуждаем человека остановиться в развитии
Второй вопрос: каким педагогическим, воспитательским воздействием мы побуждаем ребенка остановиться в развитии? Или иначе: каким образом один человек побуждает другого (еще не зрелого) человека (зрелый сам выбирает свои пути) остановиться в развитии, стать имитатором, добиваться не пользы, а оценки? Если мы проследим путь открытого опыту человека, то станет ясно, что он (и втайне! ) достаточно уверен в себе. Не умея быть рабом, он не хочет господствовать над другим. Хозяйски бережен к этому миру. Любя себя, любит другого.
Представим его учителем, ставящим двойку
Такой учитель видит возможности ребенка. И от постановки двойки не получает удовольствия.
Видя таланты ребенка, ведет себя по принципу: «Александр Македонский тоже был великий полководец, но стулья ломать зачем!? » Видя ошибку ребенка, такой педагог двойкой говорит: «Ты замечателен, способен на гораздо большее, но пока вот этого не умеешь! » Такое сообщение, одаривая искренним признанием, оказывается поддержкой и с радостью используется ребенком. Учит его учиться, открывает опыту. Оценка ставится за действие, но не оценивает негативно человека.
Посмотрим путь развития имитатора и представим его потом учителем
Это - втайне неуверенный в себе, пыжащийся человек. Всякое допущение состоятельности другого - угроза его самооценке. Несостоятельность другого утверждает имитатора в том, что он «лучше». Такой учитель втайне боится успехов талантливых детей. Он хочет видеть их слабость. (Его в собственных глазах возвышают успехи только тех, кто еще несостоятельнее его -кого он «спасает»)! Но и, видя ошибку ребенка, он воспринимает ее как доказательство своей педагогической слабости. И тогда облегчает свой страх несостоятельности, доказывая себе и ученику, что это ученик, а не он - бездарь! Тогда двойка - не только оценка ошибки, но доказательство безнадежной бестолковости ученика! Такой учитель двойкой говорит: «ты - двоечник и у тебя нет перспектив! » Такую безбудущность никто не может принять (а отделить оценку действия от оценки его самого незрелый человек не в состоянии). Ученик говорит такому «учителю» - «сам ты бездарь, лгун и двоечник... » Имитатор негативно оценивает не действие, но самого человека, зачеркивает его возможности, лишает перспективы и тем побуждает того к защите отверганием такой, унижающей его, лишающей будущего оценки. Оценивая так же себя, он и себя обесценивает, лишает ощущения перспектив - будущего.
В обыденной жизни
Если перенести эту ситуацию в обыденную жизнь, которая полна взаимными сообщениями, текстами и подтекстами словесными, эмоциональными, поведенческими, то станет ясно, что каждомгновенно в общении зрелые люди поддерживают себя и других, делятся опытом. А имитаторы, самоутверждаясь, обижают всех и закрывают других от любых своих, а потом и чужих сообщений. Это проделывается с детьми, с близкими, друзьями, любимыми, начальниками и подчиненными. Если мы говорим о воспитателе, педагоге, психологе, психотерапевте, то становится ясным, какое значение для результатов его общения с учеником, клиентом, воспитуемым, пациентом, сотрудником имеет то, кто он сам - открытый опыту человек или темпераментно самоутверждающийся за счет других имитатор.
Как имитатор читает
Интересно, как имитатор читает текст, который мог бы сообщить ему о его ошибках и подсказать пути их исправления! Если уверенные в своих возможностях, открытые опыту люди в любом человеческом сообщении находят информацию о себе, в том числе и в сообщении об ошибках. Им такое знание помогает исправлять промахи, избегать их - лучше жить. То люди с тайным чувством малоценности все читают «про них», а не про себя! Привыкнув всякое негативное сообщение относить не к действию, а на счет самого человека, они в любом критическом замечании рискуют услышать критику не своих действий, а самих себя. Поэтому, читая острый текст, они либо с радостью и хорошо понимают его как критику кого угодно другого, либо, получив даже намек, что текст о них, перестают его понимать! Загодя, таким образом, спасаются от угрозы снизить самооценку. Но и лишаются шанса воспользоваться спасительной информацией для себя. Все нужное - не про них!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|