Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача: выявить нравственные запреты




Задача: выявить нравственные запреты

 

Таким пониманием определялась задача сделать для всех участников программы явными те нравственные стереотипы, которые, будучи неосознанными, тем не менее, пропитывают отношения в семье, в школе, в отношениях подростков - в обществе и затрудняют или делают невозможным творчество. Выявить те внутренние нравственные запреты, которые незамеченные и неосознаваемые стесняют самовыражение подростка изнутри.

 

 

Чтобы заразить детей счастьем

 

Не любя себя, мы не умеем любить никого! И только любящий себя умеет любить другого. Не интересуясь собой, стыдясь этого интереса, мы не интересуемся никем.

Результатом этой нашей нелюбви к себе оказывается то, что наши дети становятся самой подавляемой, отвергаемой, презираемой ~ поминутно узурпируемой частью общества  .

Заразить можно только тем, что имеешь. Болея гриппом -заражаем гриппом...

Несчастливые, мы передаем свою несчастливость детям, как походку. Насильственно тормозим нравственное и психологическое развитие детей.

Наполненные счастьем, жизнелюбием, мы и детей заражаем счастьем.

 

 

3. ГЕНИАЛЬНЫЕ ПРИТВОРЩИКИ

 

Детство это возраст наиболее активного, беспрерывного и гениального по исполнению притворства. Возраст необходимой имитации.

Именно имитируя человеческое поведение, ребенок постигает его суть - становится человеком. Другого пути нет. Независимое открытие всего, что уже открыто человечеством, для смертного невозможно.

Но и этот путь, который проходит каждый из нас, таит в себе опасность.

Если мы передразниваем только форму, репродуцируем автоматически, не вникая в эмоциональные и внешние для нас результаты изображаемого поведения, не вникая в собственные при этом ощущения, мы рискуем навсегда остаться передразнивающими человека, ничего не знающими ни о нем, ни о себе в этом качестве имитаторами.

 

 

Задача: овладение притворством

 

Разрабатывая идеологию программы, мы пытались найти средства:

- эффективно поддержать необходимую имитацию, способствующую развитию и «творческому поведению»[168], и

- максимально обезразличить, обесценить, предотвратить имитацию бессодержательную, затрудняющую рост, или

- найти и использовать те ее (имитации) свойства, которые тоже могли бы способствовать творчеству.

Реальные микро- и макросоциальные условия, в которых подросток жил - играл и учился, его отношения с родителями, с воспитателями, со сверстниками, часто побуждали его К имитации бессодержательной.

 

 

Главное отличие возрастов развития от «возрастов» имитации

 

Имитация - необходимое средство активного освоения человеком человеческой культуры не только в детстве. Для открытого опыту других людей человека имитация - естественное и необходимое средство общения, познания и понимания всю жизнь.

Но, оставаясь почему-либо неосознанной и безответственной, имитация может делаться причиной и проявлением остановки развития - нравственно-психологического инфантилизма и в старшие периоды жизни.

Здесь я хочу подчеркнуть главное, на мой взгляд, отличие психологических возрастов свободного развития, от аналогичных «возрастов» инфантилизма - имитации как задержки роста. Вот оно.

При свободном развитии каждый следующий психологический возраст вбирает в себя все достижения предыдущего и хоть частично избавляет от его ограниченности, стесненности.

В отличие от такого, как из класса в класс, движения по психологическим возрастам, при нравственно-психологическом инфантилизме каждый следующий психологический возраст, означает отказ от все большего круга необходимых, адаптивных, творческих свойств всех предшествовавших возрастов детства и того детского возраста, в котором произошла задержка (забывание, торможение эффекторного звена соответствующей активности, отказ от сознательного осуществления деятельности) и, напротив, накопление свойств, стесняющих инициативу, самовыражение, творчество, ориентировку в себе и в мире.

Это основное свойство инфантилизма. Им определяется остановка развития, затрудняется адаптация и творчество.

Для различения и диагностики периодов задержки роста мы использовали разработанные мной критерии измерения нравственно-психологического возраста и возраста задержки нравственно-психологического /далее - психологического/ развития.

Факт, что все названные процессы имеют существенную возрастную динамику, тоже требовал подробного изучения особенностей переживания и поведения детей и подростков в различные возрастные периоды.

 

 

4. ОТНОШЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО, ИНДИВИДУАЛЬНОГО

И ИНДИВИДУАЛЬНЕЙШЕГО В РЕБЕНКЕ

 

Подросток, как и всякий человек, сочетает в себе свойства всеобщие, индивидуальные и индивидуальнейшие -особые.

Умение любить в себе всеобщие свойства и безбоязненно принимать особые определяет эффективность ориентировки и адаптации среди людей, способность приобщаться к их индивидуальнейшему и свободно реализовать в творчестве себя.

Те же свойства подростка можно понять как свойственные всем людям (всеобщие), свойственные только матери (индивидуальные материнские), свойственные отцу (индивидуальные отцовские) и свойственные только самому подростку (особые).

Все свойства подростка имеют биологический и социальный компоненты.

В биологическом плане материнские, отцовские и всеобщие свойства - все наследуются от отца и матери. Индивидуальные же, сколь бы они ни были значительны или мизерны - результат индивидуальных биологических подвижек.

Существенно, что присвоение или неприсвоение всех этих биологических свойств от сознательного и несознательного произвола ребенка, от его выбора не зависит. Напротив, именно этими природными свойствами определяется вся исходная избирательность будущего человека.

Избирательный от природы ребенок далее поминутно в процессе обретения опыта и в зависимости от него изменяет стиль собственной избирательности.

В соответствии с этим, всякий раз иным, но свойственным только ему стилем он в дальнейшем уже сам сознательно или неосознанно, но сам выбирает, какие свойства мамы, папы и других людей перенимать, а какие нет. Какие из биологических или благоприобретенных свойств, своих и чужих, принимать и свободно осуществлять, а какие отвергать, сознательно подавлять или даже не допускать в сознание.

Сам выбирает и наличие каких свойств, не имея их, демонстрировать - бессодержательно имитировать.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...