Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные меры и механизм реализации социальной защиты




Тема № 19

«Организационно-правовые основы социальной работы в органах внутренних дел. Порядок возмещения вреда жизни, здоровью, материального ущерба и морального вреда сотрудникам и членам их семей»

 

Цели занятия:

1. Сформировать представление о сущности социальной защиты личного состава органов внутренних дел.

2. Рассмотреть содержание мер социальной защиты.

3. Рассмотреть механизм реализации мероприятий социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Время: 1 часа.

Метод: лекция.

 

План лекции

Введение

Основная часть – учебные вопросы:

1. Понятие и правовые основы социальной защиты сотрудников ОВД.

2. Основные меры и механизм реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

2.1. Меры социальной защиты в период прохождения сотрудниками службы.

2.3. Меры социальной защиты в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества

Заключение

Список литературы

Задание для самостоятельной работы

Контрольные вопросы по теме

 

Введение

Демократические процессы, происходящие в Российской Федерации, показывают стремление к качественно новому этапу в развитии общественных отношений, отношений личности, общества и государства, где государство обязано стоять на защите прав и свобод человека и гражданина. Эти процессы затрагивают все социальные слои и группы, в том числе и такую социальную группу, как государственные служащие и ее достаточно значимую часть – сотрудников ОВД.

Анализ кадровой ситуации в органах внутренних дел, прямо влияющей на эффективность оперативно-служебной деятельности всей системы МВД России, показывает, что разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности, а также степенью правовой и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел в связи со значительно возросшими нагрузками на личный состав органов внутренних дел, вызванными ростом преступности, возникающими внутренними конфликтами, приводит, с одной стороны к значительной текучести кадров, размыванию профессионального ядра, с другой - к отсутствию необходимого конкурса и резерва на замещение вакантных должностей[1]. Кроме того, не обеспечивается единообразное исполнение законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов МВД России по вопросам реализации социально-правовых гарантий сотрудников ОВД и членов их семей.

Указанные обстоятельства дают основание рассматривать проблемы совершенствования организации и механизма реализации правовой и социальной защиты личного состава ОВД как актуальную в теоретическом и практическом отношениях тему.

Цель лекции - показать сущность и значение социальной защиты персонала в органах внутренних дел, рассмотреть основные меры и механизм реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

 

Понятие и правовые основы социальной защиты

Сотрудников ОВД

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возводится в ранг общегосударственной политики.

Смысл данной обязанности государства основывается на том положении, что каждый человек, в том числе и сотрудник органов внутренних дел, вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только осуществлять, но и формировать и проявлять себя как личность.

Происходящие изменения социальной и экономической обстановки в стране непосредственно отражаются на всей системе ценностных ориентаций и установок сотрудников органов внутренних дел, что зачастую приводит к формированию у них стимулов к досрочному увольнению со службы.

В связи с этим решение проблемы сохранения и укрепления профессиональных кадров в нынешних условиях во многом зависит от сочетания традиционных и принципиально новых форм и методов морального и материального стимулирования кадров органов внутренних дел. И самое серьезное и важное значение для сотрудников имеет система социальной защиты.

В целях совершенствования правового обес­печения и механизма реализации социальной защиты личного состава внутренних дел, как и всего институ­та прохождения службы, на законодательном уровне предпринимаются конкретные и обоснованные действия. Решение задач, поставленных государством перед ОВД, невозможно, если каждый сотрудник, проходящий службу в этих органах, не будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав и свобод не только как человека и гражданина, но и как представителя государственной власти, занятого опасным тяжелым трудом. Личный состав органов внутренних дел должен находиться под особой и надежной защитой государства, которое обязано законодательно определить меры по их защите.

Проблема социально-правовой защиты личного состава ОВД заявила о себе в разгар перестройки, когда возникло несоответствие между целью – построением правового государства и низким уровнем защищенности сотрудников на фоне быстро растущей преступности. В результате как ответ на подобные реалии дня Верховным Советом РСФСР в 1991 году был принят Закон «О милиции». Данный Закон впервые ввел в обиход не только понятия «правовая защита» и «социальная защита сотрудников милиции», но и гарантировал конкретные меры по их социальной и правовой защите. Далее эти меры были уточнены и детализированы в Положении о службе в ОВД РФ.

Социально-правовая защита сотрудников входит в перечень основных функций, возложенных на МВД: «…разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России»[2].

Социальная защита в органах внутренних дел невозможна без создания её правовых основ, под которыми понимаются законодательные и иные нормативные правовые акты, закрепляющие права, свободы и льготы сотрудников органов внутренних дел и их семей, а также гарантии их реализации.

Для того, чтобы дать определение понятию «социальная защита сотрудников ОВД», необходимо проанализировать действующие нормативные правовые акты и научные правовые публикации, касающиеся данной проблемы.

Закон Российской Федерации «О милиции» содержит шестой раздел «Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции». В преамбуле Положения о службе в ОВД РФ отмечено, что этот правовой акт регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел[3].

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

То есть правоохранительная служба является видом федеральной государственной службы, соответственно сотрудники правоохранительных органов (сотрудники ОВД) – государственными служащими.

Исходя из того, что сотрудники ОВД осуществляют государственную службу, они имеют право на государственную защиту и поддержку государства.

В ч. 2 ст. 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сказано, что «при исполнении служебных обязанностей сотрудники органов внутренних дел находятся под защитой государства». Получается, что защита сотрудников государством осуществляется только тогда, когда они находятся при исполнении служебных обязанностей. В других случаях они как бы беззащитны. Но, как справедливо считает Г.М. Мякишев, это не так[4]. Поскольку в Положении о службе содержится определенное количество норм по правовой и социальной защите сотрудников и членов их семей не только в период прохождения сотрудниками службы, но так же и после ее прекращения (например, см. ст.ст. 36, 37, 41, 44, 45 –55, 62-65, 68, 71). Кроме того одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность[5].

В Федеральном законе РФ от 20 апреля 1995 года № 45 - ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» также говорится о государственной защите сотрудников. Данным законом закреплена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной охраны, которые распространяются и на сотрудников органов внутренних дел (ст. 2). Согласно Указу Президента России от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» МВД России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких. Однако нормы этого закона применяются, как правило, при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество сотрудников и их близких родственников в связи со служебной деятельностью первых, а также когда эта угроза реализована.

На основе анализа соответствующих статей перечисленных выше нормативных правовых актов можно сделать следующие выводы:

Во-первых, акты не содержат дефинитивной нормы, то есть нормы, содержащей научно сформулированное определение понятия «государственная защита».

Во-вторых, в них по-разному формулируется обязанность государства по защите сотрудников.

В-третьих, для описания одних явлений используются разные понятия, например, «правовая и социальная защита», «правовая и социальная защищенность», «гарантии правовой и социальной защиты», «меры правовой и социальной защиты». Специалисты уже обратили внимание на использование некоторых из перечисленных понятий неадекватно тем явлениям, которые они должны отражать[6].

В-четвертых, различен перечень лиц, подлежащих государственной защите. Это либо только сотрудники, или сотрудники и члены их семей, или сотрудники и их близкие родственники, а в исключительных случаях - и иные лица.

В-пятых, ответы на некоторые вопросы о государственной защите сотрудников следует искать не только в перечисленных выше нормативных правовых актах, но и в уголовном, административном, правовом, пенсионном и других видах законодательства[7].

Проведенный анализ нормативных правовых актов и научной правовой литературы, отражающией проблему защиты, позволяет выделить определенные признаки, характеризующие такой вид деятельности государства, как защита своих служащих, включая сотрудников органов внутренних дел:

- защита состоит из совокупности конкретных мер;

- данные меры разнообразны (правовые, экономические, социальные, организационные и другие);

- меры устанавливаются (определяются) органами государственной власти;

- они осуществляются или применяются ведомствами, где проходят службу госслужащие, или уполномоченными на то государственными органами;

- цель устанавливаемых и принимаемых мер – обеспечение нравственного, материального и физического благополучия госслужащих, а также создание надлежащих условий для эффективного выполнения ими возложенных обязанностей;

- действие некоторых мер, устанавливаемых и применяемых государством, распространяется не только на сотрудников, но и на членов их семей, а иногда и на других лиц[8].

Указанные выше признаки позволяют сформулировать определение понятия «государственная защита сотрудников органов внутренних дел». Государственная защита сотрудников ОВД – это совокупность правовых, экономических, социальных, организационных и других мер, устанавливаемых государством и реализуемых его органами в целях обеспечения нравственного, материального и физического благополучия сотрудников, а также членов их семей.

Таким образом можно сделать следующий вывод: не только сотрудники органов внутренних дел, а также их близкие родственники находятся под особой защитой государства.

Вопрос классификации видов государственной защиты в определенной мере разрешен законодателем в ст. 3 Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В рамках данного закона определены следующие виды государственной защиты:

- обеспечение личной безопасности (физическая защита) - применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

- правовая защита, предусматривающая повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

- социальная защита, предусматривающая реализацию установленного настоящим федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.

Национальные нормы и принципы правовой и социальной защиты должны соответствовать международным стандартам. Это особо актуально для России, так как механизм исполнения большинства законов нуждается в серьезном совершенствовании. Прак­тика свидетельствует о том, что достаточно большое количество сотрудников обращается в вышестоящие органы внутренних дел и судеб­ные инстанции с жалобами на неправомерное применение или непримене­ние норм законодательства о службе при их увольнении, о задержках едино­временных выплат, несвоевременном пенсионном обеспечении, ущемлении в предоставлении установленных законом льгот[9].

Социальная защита является важнейшей из функций социального государства. Однако механизмы такой защиты не могут быть одинаковыми для всех групп населения в силу специфики взаимосвязи личных и общественных интересов в каждом конкретном случае.

Сотрудники ОВД являются особой социальной группой, выполняющей специфические задачи охраны и защиты интересов общества и государства. Этим объясняется наличие некоторых ограничений в их правовом статусе. То есть в отличие от иных граждан, не состоящих на государственной службе, сотрудники органов внутренних дел в значительной степени лишены возможности собственными легальными действиями повысить свой уровень жизни, решить жилищные и другие социально-бытовые проблемы. Такое положение обусловлено ограничениями и запретами, связанными с прохождением государственной службы в органах внутренних дел, напряженностью и интенсивностью их труда. Поэтому создание государством благоприятных и безопасных условий для служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел является одной из предпосылок эффективности деятельности органов внутренних дел в целом.

Несмотря на многие теоретические проработки, к сожалению, акцентиро­вать внимание на сущности и содержании понятия социальной защиты не удалось, и сегодня оно оценивается далеко не однозначно.

Формирующееся в последние годы в юридической науке понятие социальной защиты имеет широкое значение. Как правило, под социальной защитой понимают функцию государства по обеспечению, прежде всего, экономических, культурных и материальных (финансовых, имущественных, жилищных, коммунально-бытовых, медицинских и др.) прав.

П.П. Глущенко, В.Я. Кикоть, обобщив понятия «социальное государство», «социальная помощь», «со­циальная защита», «социальное обслуживание», «правовая помощь», «правовая защищенность» и «социальная защищенность», выделяют следующие основные элементы содержания социально-правовой защиты и помощи как совокупности политических, экономических, социальных, организацион­но-административных и правовых мероприятий, мер, направлений, санк­ционированных либо не запрещенных действующими законами и подза­конными актами, в деятельности государственных и негосударственных органов, организаций и общественных объединений, юридических и физи­ческих лиц по оказанию помощи в реализации, восстановлении и защи­те прав, свобод и интересов граждан;

- совокупность мер, мероприятий, направлений политического, экономического, социального, административного и правового характера;

- наличие соответствующей нормативно-законодательной базы таких мер и такой деятельности;

- организационно-административный аппарат и механизм реализации социально-правовой помощи и защиты (государственные органы и организации, общественные объединения, физические лица);

- основания и условия получения такой помощи и защиты;

- виды и формы оказания социально-правовой помощи и защиты…[10].

Анализ нормативных правовых актов МВД РФ позволяет выделить следующие основные задачи, решаемые в ходе реализации мер по социально-правовой защите личного состава ОВД[11]:

- координация деятельности всех служб и подразделений ОВД по вопросам реализации мер социально-правовой защиты, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МВД России, льгот и гарантий для сотрудников и членов их семей;

- контроль за деятельностью подразделений ОВД по вопросам социально-правовой защиты сотрудников и членов их семей;

- рассмотрение спорных вопросов, связанных с применением законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, касающихся реализации мер социальной и правовой защиты членов семей погибших (умерших) сотрудников;

- участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России по вопросам обеспечения социально-правовой защиты сотрудников и членов их семей;

- анализ состояния социальной и правовой защиты сотрудников и членов их семей, разработка методических рекомендаций и оказание консультативной помощи руководителям и сотрудникам по социальным и правовым вопросам;

- анализ причин нарушений прав и законных интересов сотрудников, случаев их гибели и ранения, разработка мер по их профилактике и предупреждению;

- решение вопросов, связанных с определением порядка и условий использования внебюджетных средств, направляемых в ОВД для оказания материальной помощи сотрудникам, получившим ранения (контузии), иные повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, а также оказание содействия в решении социально-бытовых проблем семей погибших и раненых сотрудников;

- проверка правильности и обоснованности принятых решений в отношении конкретных сотрудников по реализации мер по их социальной и правовой защите, установленных законом льгот и гарантий.

Элементами механизма социальной защиты в органах внутренних дел являются:

- правовое закрепление порядка и правил предоставления сотрудникам органов внутренних дел и их семьям установленных льгот, гарантий и компенсаций, а также обязанности должностных лиц в данной сфере;

- определённый бюджетом и государственными целевыми программами объём материальных и денежных средств, направляемых на социально-экономическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел;

- контроль за выполнением должностными лицами и государственными органами обязанностей по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;

- юридическая ответственность должностных лиц и соответствующих органов исполнительной власти за непредоставление сотрудникам органов внутренних дел и их семьям предусмотренных льгот, гарантий и компенсаций.

В условиях недостатка средств на реализацию законодательно установленных материальных льгот и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, руководителям, заместителям начальников органов и подразделений по кадрам и воспитательной работе, аппаратам по воспитательной работе необходимо проявлять инициативу, творчество в осуществлении социальной защиты личного состава. На местах такой процесс идет постоянно, о чем свидетельствует положительный опыт в ряде регионов.

Например, для руководителя ОВД очень важным является знание о поведении сотрудника в социальном окружении, всевозможных проблемах в период прохождения службы. Для того, чтобы понять проблемы личного состава, и решать их, руководитель должен иметь представление о потребностях сотрудников и возможных путях их удовлетворения. Социальная защита в первую очередь связана с выявлением и разрешением проблем, вызывающих трудности в жизни и деятельности личного состава. Знание причин возникновения этих проблем, которые обычно вызывают неадекватные физические и эмоциональные реакции у сотрудников, необходимо для планирования и проведения эффективной социальной работы.

Цель этих знаний – помочь руководителям органов внутренних дел, определить систему мер социальной защиты сотрудников как со стороны государства, органов местного самоуправления, так и общественных организаций на всех уровнях. В процессе работы руководитель должен иметь возможность принимать участие в развитии и реализации социальной политики, которая направлена на улучшение социального функционирования, как отдельного сотрудника, так и коллектива в целом. Так как социальная работа направлена на достижение социальной справедливости, то для того, чтобы эффективно решать вопросы необходимо иметь полную и исчерпывающую информацию о проблемах в распределении ресурсов и благ, имеющих место в подразделении.

Руководителям ОВД в своей практической деятельности следует уделять больше времени деятельности, направленной на удовлетворение нужд личного состава. Следовательно, их действия по обеспечению социальной справедливости должны быть направлены, главным образом, на социальную защиту сотрудников.

Итак, социальная защита сотрудников органов внутренних дел - совокупность мер политического, экономического, социального, административного и правового характера, устанавливаемых и применяемых государством, направленных на обеспечение нравственного, материального и физического благополучия сотрудников, а также создание надлежащих условий для эффективного выполнения ими возложенных обязанностей.

 

Основные меры и механизм реализации социальной защиты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...