Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет МПЗ в бухгалтерии и на складе.




Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производствен­ных запасов:

• количественно-суммовой;

• с помощью отчетов материально ответственных лиц;

• оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он пред­полагает ведение на складах только количественно-сорто­вого учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточ­ке учета материалов в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп ма­териалов, к которым они относятся.

По состоянию на первое число каждого месяца мате­риально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдает­ся кладовщику за день до окончания месяца.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произ­веденных кладовщиком записей в карточках учета матери­алов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского мето­да учета следующие:

• оперативность и бухгалтерская достоверность коли­чественного учета на складе при помощи карточек учета материалов, которые ведутся материально от­ветственными лицами;

• систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и свое­ временным документированием операций по движе­нию материалов и ведением складского учета мате­риалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов дан­ным текущего складского учета;

• осуществление бухгалтерией учета движения матери­алов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии вы­числительной установки — в разрезе номенклатур­ных номеров;

• систематическое подтверждение (взаимосверка) дан­ных складского и бухгалтерского учета путем сопо­ставления остатков материалов по данным склад­ского (количественного) учета, оцененных по приня­тым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Существует несколько способов аналитического учета ма­териалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по номенкла­турным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Сортовой способ

На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия откры­вает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются опера­ции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует склад­ской учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчиты­вают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборот­ные ведомости аналитического учета, открываемые по ма­териально ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны со­впадать с оборотами и остатками на соответствующих син­тетических счетах.

Способ учета по номенклатурным номерам

Первичные документы по приходу и расходу материа­лов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по но­менклатурным номерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в нату­ральном и денежном выражении по каждому, складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтер­ский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии прове­ряет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей под­писью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит коли­чественные данные об остатках на первое число по каждо­му номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в Ведомости учета остатков материалов (Саль­довые ведомости).

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твер­дым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учет­ным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета поступившие в бухгалте­рию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По данным картоте­ки документов составляются групповые оборотные ведо­мости в суммовом выражении по каждому складу.

Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регис­трах синтетического учета.

При использовании компьютеров все необходимые ре­гистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.

Инвентаризация материалов

Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязы­вает предприятия проводить инвентаризацию товарно-ма­териальных ценностей:

• не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года с целью объективного отражения со­стояния этих средств в годовом отчете;

• при смене материально ответственных лиц;

• при стихийных бедствиях и других чрезвычайных си­туациях;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• при преобразовании государственного или муници­пального унитарного предприятия.

Основная цель инвентаризации — выявление фактичес­кого наличия товарно-материальных ценностей в натураль­ном и стоимостном выражении.

Инвентаризация материалов осуществляется инвента­ризационной комиссией, состоящей из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия при обя­зательном участии материально ответственного лица.

Складские операции в момент инвентаризации не про­изводятся.

Заведующий складом дает расписку в том, что все до­кументы склада записаны в карточку учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

При проведении инвентаризации комиссия в присут­ствии материально ответственных лиц осуществляет под­счет, взвешивание каждого вида материалов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.

Опись подписывают члены комиссии и материально от­ветственное лицо.

Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительной ведомости, в которой фактичес­кие данные описей сопоставляются с учетными данными.

Комиссия устанавливает характер, причины выявлен­ных расхождений или порчи материалов и определяет по­рядок регулирования разниц и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения, все недостачи производственных запасов по фактической себестоимости списывают с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»: Д-т94 К-т10.

Недостачи материалов в пределах норм естественной убы­ли списывают на издержки производства или обращения: Д-т 20, 26, 44 К-т 94

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списывают на счета виновных лиц: Д-т 73/2 К-т 94.

Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действу­ющих в данной местности на день причинения ущерба. Све­дения о рыночных ценах можно получить в органах цено­образования или органах государственной статистики.

Разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взыска­нию, списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов»: Д-т73/2 К-98/4.

По мере погашения задолженности, учтенной на счете 73/2, соответствующая сумма разницы списывается со сче­та 98/4 на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: Д-т98/4 К-91/1.

Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйствен­ной деятельности организации: Д-т91К-т10.

Когда конкретные виновники не установлены, недоста­чи относят в состав прочих расходов:

Д-т91/2 К-т94.

Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприхо­дованию с отнесением на доходы организации:

Д-т10 К-т91/1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...