Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект «Части тела в русском языке и русской культуре»




СЕМИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТЕЛА И ЕГО ЧАСТЕЙ I: КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОМАТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Проект «Части тела в русском языке и русской культуре»

Настоящая работа продолжает серию исследований, выполненных в рамках коллективного проекта «Части тела в русском языке и русской культуре»[1]. Главной целью проекта является описание фрагмента наивной картины мира, отображающей человеческое тело и разнообразные явления телесности через призму двух основных семиотических коммуникативных кодов – русского языка и русского языка тела. Описываемая картина характеризуется как «наивная», потому что она отражает, как данный фрагмент мира видится обычному, неискушённому носителю языка или культуры. Наивная картина мира (которая, возможно, не одна) противопоставлена научной картине мира (которая тоже, скорее всего, не единственная).

Ранее в работах участников упомянутого проекта были введены два важных понятия: одно общее – семиотическая концептуализация фрагмента мира и одно частное – семиотическая концептуализация тела и его частей. [2] Последнее является формальным аналогом понятия семиотической картины человеческого тела и телесности, характеризуя то, как на соответствующий фрагмент смотрят носители русского языка и русского языка тела[3]. Отражая типичные взгляды носителей этих языков на тело, семиотическая концептуализация является результатом представления в знаках данной области действительности.

Семиотическая концептуализация представляет собой естественное расширение хорошо известного в лингвистике понятия языковой концептуализации [4]. Мотивы такого расширения кажутся вполне очевидными – ведь в актах устной коммуникации активную роль играет не только естественный язык, но другие семиотические (знаковые) коды, прежде всего, знаковые движения человеческого тела. Хотя, как много раз уже отмечалось, естественному языку отдаётся безоговорочный приоритет, то, как мы стоим, сидим, как смотрим друг на друга, какие исполняем жесты, на каком расстоянии находимся от собеседника и т. п. – всё это определяет характер и течение коммуникации, её осмысленность и содержание решаемых в ней задач. Поэтому основным «строительным материалом» для семиотической концептуализации тела являются знаки естественного языка и знаки языка тела, а также, возможно, единицы других знаковых кодов.

В ходе построения семиотической концептуализации тела мы не только решаем задачу описания того, как тело представлено в двух семиотических кодах, но и одновременно сравниваем их выразительные возможности. Как следствие, попутно решается задача сопоставительного описания русского языка и русского языка тела. Все эти задачи и их решения находят отражение в новом подходе к феномену телесности. Такой подход мы называем признаковым.

Признаковый подход позволяет, таким образом, решить одновременно две задачи – описать семиотическую концептуализацию тела и его частей и провести сопоставительный анализ указанных знаковых кодов. Существенно при этом, что обе задачи решаются в рамках единого лексикографического формата и единого метаязыка, который строится непосредственно в ходе их решения. Кроме того, признаковый подход открывает возможность конструктивно подойти к решению и такой задачи, как сопоставительный анализ семиотических концептуализаций тела и его частей для разных этносов и культур[5]. Разнонаправленность и многофункциональность делают признаковый подход теоретически более адекватным и практически более удобным, чем традиционный лексикографический подход, который, как правило, имеет дело только с одним из кодов и не приспособлен для их сопоставления.[6]

Применимость признакового подхода к решению двух поставленных в проекте задач была теоретически обоснована и эмпирически проверена участниками проекта на сравнительно большом вербальном и невербальном материале. Из работ участников проекта, в которых было дано описание разных телесных, или соматических, объектов[7], отметим статьи [2; 24; 17; 18]. В настоящее время находятся в печати или подготовлены к публикации статьи о таких соматических объектах, как щёки, спина, ноги, живот, пальцы, язык, пупок и ноздри. Кроме того, к сегодняшнему дню описаны отдельные признаки соматических объектов, такие как «форма тела и различных его частей»[8], «ориентация»[9], «цвет»[10], «функции»[11] и «температура»[12]. Даны также полные описания целого ряда жестов, связанных с разными соматическими объектами и отражающих значения признаков «жесты, осуществляемые при активном или пассивном участии соматических объектов».

 

Замечание

Признаки, составляющие основу используемого в работе подхода, имеют в метаязыке свои названия. Это, как правило, обычные русские слова, и они в принципе должны быть истолкованы, то есть их смысл должен быть подробно описан – так же, как толкуются вообще все слова естественного языка в хороших объяснительных (толковых) словарях. На сегодняшний день мы, однако, не располагаем удовлетворительными толкованиями названий признаков, таких как форма, размер, толщина, объём и т. п. Мы даже не знаем, являются они семантическими примитивами (в смысле работ Московской или Польской семантических школ) или имеют семантически сложную структуру. Поэтому мы здесь будем исходить из того, что названия признаков и их значений интуитивно понятны.

 

В ходе построения семиотической концептуализации тела мы решаем ряд отдельных частных задач. Среди них (1) вербальное описание физических и психических свойств тела или каких-то его частей, (2) анализ имён (номинаций) соматических объектов, а также свободных и идиоматических выражений с этими номинациями. Кроме того, (3) формулируются правила телесного поведения участников диалога в зависимости от тематики, жанра и стиля диалога или от характеристик его участников; (4) приводятся правила контроля над речевым и телесным поведением;[13] (5) выявляются закономерности совместного функционирования русского языка и русского языка тела в коммуникативных актах разной природы и назначения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...