Развитие земельного рынка и платежи за землю
Формирование и развитие рынка земли - одно из важнейших направлений земельной реформы в Казахстане, реального обеспечения права собственности граждан и юридических лиц на земельные участки. К основным механизмам платного землепользования относятся: нормативная цена земли или ее кадастровая стоимость, рыночная стоимость земли, земельный налог, арендная плата, плата за сервитуты, залоговая стоимость земельных участков и другие регуляторы рыночного оборота. Основой формирования рынка земли является возможность свободно осуществлять на нем сделки купли-продажи. Рынок земли в Казахстане формируется по двум направлениям: продажа государством земельных участков из государственной собственности в частную собственность по нормативной стоимости – первичный рынок земли; осуществление различных сделок с земельными участками, находящимися в частной собственности граждан и юридических лиц – вторичный рынок. В Республике Казахстан в качестве нормативной цены выступает кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка - расчетная стоимость земельного участка, применяемая при продаже государством земельного участка или права аренды на него, определяемая на основе базовых ставок платы за земельные участки, периодически уточняемых согласно официальной статистической информации об общем уровне инфляции, и поправочных коэффициентов к ним. На основе кадастровой стоимости исчисляется плата за возмездное предоставление (продажу) государством права частной собственности и за продажу права аренды на земельный участок. Ниже приводятся базовые ставки платы за земельные участки в некоторых областных центрах Республики Казахстан и в городе Астана (табл. 72), а также в районных центрах отдельных областей Республики Казахстан (табл. 73), утвержденные совместными решениями исполнительных и представительных органов и введенные в действие, согласно статье 10 Земельного кодекса Республики Казахстан. Базовые ставки платы за земельные участки по представленным в указанных таблицах населенным пунктам разработаны РГП «НПЦзем» и его филиалами на основе комплексного сравнительного подхода с использованием информации о сделках на рынке земли и иной недвижимости. В процессе оценки проводился анализ рентообразующих факторов, включая качество и местоположение земельных участков, уровень социального обустройства и инженерно-транспортного обеспечения территории и др.
Таблица 72 Информация по базовым ставкам платы за земельные участки В областных центрах и городе Астана
Таблица 73 Информация по базовым ставкам платы за земельные участки населенных пунктов по областям
Базовые ставки платы за земельные участки по населенным пунктам Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей и г Алматы не разрабатывались, а были переутверждены, согласно ранее действовавших в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков».
Первичный рынок земли включает в себя операции по предоставлению земельных участков из государственной собственности в частную собственность на возмездной основе путем единовременной продажи, либо в рассрочку, а также предоставление права землепользования на возмездной основе (продажа права аренды на земельный участок несельскохозяйственного назначения). В частную собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения для использования их в аграрном секторе, земли населенных пунктов, промышленности и иного несельскохозяйственного назначения для предпринимательских целей предоставляются государством только на платной основе. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, развития садоводства предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в размерах, установленных земельным законодательством. Дополнительно, сверх установленных норм, земельные участки для вышеуказанных целей предоставляются на платной основе. По состоянию на 1 декабря 2013 года в республике было продано 1 115,6тыс. га земель сельскохозяйственного назначения на сумму 17,6 млрд. тенге. Динамика продажи государством земель сельскохозяйственного назначения с момента введения частной собственности на данную категорию земель представлена в таблице 74. Таблица 74
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|