Образовательные технологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Липецкий государственный технический университет»
| УТВЕРЖДАЮ
Декан физико-технологического факультета
______________ Коваленко И.А.
«_____»________________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Математическое и физическое моделирование
Направление подготовки
| 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»
|
Профиль подготовки
| «Промышленная теплоэнергетика»
|
Тип программы
Квалификация выпускника
| Академический
бакалавр
|
Форма обучения
| очная
|
|
|
г. Липецк - 20 ___г.
Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины при подготовке специалистов в области теплотехники и теплоэнергетики является дать теоретическую подготовку и обеспечить овладение знаниями, умениями и навыками решения инженерных задач методами физического и математического моделирования с учётом специфики названного направления.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности требует, чтобы будущие специалисты в области теплоэнергетики и теплотехнологий умели эффективно использовать методы математического моделирования при проектировании и эксплуатации сложных теплоэнергетических систем и установок. Дисциплина «Математическое и физическое моделирование» относится к блоку 1 (раздел «Вариативная часть») и знакомит студента с основными подходами и методами, которые сложились при решении различных инженерных расчётных задач в названной предметной области. Её изучение базируется на знании математических и естественнонаучных дисциплин (математика, физика, информационные технологии) и профессиональных дисциплин (гидрогазодинамика). На изучении дисциплины «Математическое и физическое моделирование» базируются дисциплины «Моделирование гидрогазодинамических процессов», «Моделирование гидравлических систем», «Моделирование тепловых процессов», «Моделирование тепловых систем».
Компетенции обучаемого, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплины служит формированию следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих позиций ОК-1
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин, готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способность к проведению экспериментов по заданной методике, обработке и анализу полученных результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (ПК-4).
-
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать:
- типы, принципы и способы построения физических и математических моделей;
- свойства физических и математических моделей;
- этапы создания математических моделей;
- численные методы решения задач.
2) Уметь:
- конструировать физические модели, проводить их анализ;
- составлять математические модели, проводить их анализ;
- выбрать рациональный метод решения поставленной задачи;
- использовать готовые пакеты и программы математического обеспечения ЭВМ для реализации алгоритма решения задач.
3) Владеть:
- навыками построения физической и математической модели;
- навыками анализа результатов физического моделирования.
-
В результате освоения дисциплины обучающийся по направлению подготовки 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника» должен быть готовым к решению следующих профессиональных задач и исполнению трудовых функций профессиональных стандартов
№ п/п
| Профессиональная
компетенция
| Вид
деятельности
| Профессиональные
задачи
| Профессиональный стандарт (ПС) / Обобщенная трудовая функция (ОТФ) / Трудовая функция (ТФ)
|
1
| ПК-4,
| Научно-исследовательская:
| · анализ и обработка научно- технической информации по тематике исследования из отечественных и зарубежных источников;
· проведение экспериментов по заданной методике, обработка и анализ результатов исследований;
| ПС: Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам 40.011
ОТФ: Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при исследовании самостоятельных тем
ТФ: Проведение работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В/02.6, 40.011
|
Студент-бакалавр направления 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника» должен соответствовать квалификационным требованиям профессиональных стандартов (ПС):
№ п/п
| Трудовая функция (ТФ)
|
1.
|
ТФ «Проведение работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований» В/02.6, 40.011
| Трудовые действия
| · Проведение анализа научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
|
Необходимые знания
| · Актуальная нормативная документация в соответствующей области знаний
|
· Методы анализа научных данных
|
Необходимые умения
| · Оформлять результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
|
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы, 144 часа.
4.1. Распределение часов по учебному плану
Курс
| Семестр
| Кол-во недель
| Объем учебной дисциплины
| Виды контроля
|
Всего
| Конс.
| СРС
| Промежу-точный контроль
| Лекции
| Практи-ческие
| Лабора-торные
| Экзамен
| Зачет
| Задание
|
2
| 3
| 18
| 72
| 5
| 20
| 11
| 36
| -
| -
| 1
| -
| -
|
2
| 4
| 17
| 72
| 5
| 29
| 4
| -
| 34
| -
| -
| 1
| 1
|
Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя
семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
|
Лекции
| СРС
| Практ.
|
|
1.
| Общие сведения о физическом и математическом моделировании
| 3
| 1-3
| 6
| 5
| -
| -
|
2.
| Основы математического моделирования
| 3
| 4-8
| 10
| 8
| -
| -
|
3.
| Методы последовательного приближения, численное интегрирование
| 3
| 9-11
| 6
| 5
| -
| Коллоквиум 10 неделя
|
4.
| Методы численного решения уравнения теплопроводности
| 3
| 12-18
| 14
| 2
| -
| -
|
5.
| Итого за семестр
|
|
| 36
| 20
| -
| экзамен
|
6.
| Основы работы в среде программирования Scilab
| 4
| 1-5
| -
| 8
| 10
| Практические занятия
|
7.
| Методы последовательного приближения, численное интегрирование
| 4
| 6-9
| -
| 7
| 6
| Практические занятия
|
8.
| Моделирование нестационарного процесса теплообмена
| 4
| 9-14
| -
| 9
| 12
| Практические занятия
|
9.
| Моделирование стационарного процесса теплообмена
| 4
| 15-17
| -
| 5
| 6
| Практические занятия.
|
10.
| Итого за семестр
| 4
|
| -
| 29
| 34
| Защита расчётной работы, зачёт
|
Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
1
| Общие сведения о физическом и математическом моделировании
| Виды моделирования. Объект исследования, математическая модель объекта. Ситуационное, физическое и математическое моделирование: совпадение задач и разница в подходах. (2 часа)
Общая схема разработки физических и математических моделей объекта исследований. Понятие о входных и выходных параметрах. Свойства объектов и классификация моделей. Общие требования к моделям. Экспертные оценки. (2 часа)
Приёмы разработки математических моделей. Метод декомпозиции сложных технических объектов. Применение метода графов для декомпозиции сложных объектов. (2 часа)
|
2
| Основы математического моделирования
| Стационарные и динамические, дискретные и непрерывные модели. (2 часа)
Детерминированные и стохастические модели. Модели состояния динамических систем. (2 часа)
Опорные траектории. Дискретизация и континуализация. (2 часа)
Нечёткие модели, множества, системы, числа. (2 часа)
Задачи группировки и упорядочения. Выбор параметров математической модели. (2 часа)
|
3
| Методы последовательного приближения, численное интегрирование
| Методы приближённого решения алгебраических и трансцендентных уравнений: половинного деления, хорд, Ньютона. (2 часа)
Методы комбинированный, итерации, золотого сечения. Методы многомерного поиски экстремума. (2 часа)
Численное интегрирование, квадратурные формулы Ньютона-Котеса. Определение погрешности квадратурной формулы. (2 часа)
|
4
| Методы численного решения уравнения теплопроводности
| Классификация уравнений второго порядка в частных производных. Уравнение теплопроводности, краевые условия. (2 часа)
Основные понятия теории разностных схем, сеточная модель (2 часа).
Точность аппроксимации, точность решения. (2 часа)
Устойчивость решения. (2 часа)
Явная и неявная разностные схемы. Схема Кранка-Николсон. (2 часа)
Разностное представление краевых условий. Многомерные стационарные задачи: методы Якоби, Гаусса-Зейделя, последовательной верхней релаксации. (2 часа)
Методы решения нелинейного уравнения теплопроводности. Понятие о методе конечных элементов. (2 часа)
|
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум – не предусмотрен.
Практические занятия
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Наименование практического занятия
|
1.
| Основы работы в среде программирования Scilab
| - Основы Scilab: переменные, элементарные математические выражения. (2 часа)
- Основы Scilab: функции встроенные, определённые пользователем. (2 часа)
- Основы Scilab: массивы и матрицы в Scilab. (2 часа)
- Основы Scilab: построение двумерных и трёхмерных графиков. (2 часа)
- Основы Scilab: использование окна форматирования графика. (2 часа)
|
2.
| Методы последовательного приближения, численное интегрирование
| - Численное интегрирование и дифференцирование.
(2 часа)
- Решение алгебраических и трансцендентных уравнений. (2 часа)
- Решение систем алгебраических и трансцендентных уравнений. (2 часа)
|
3.
| Моделирование нестационарного процесса теплообмена
| - Сеточные модели: явная схема, исследование устойчивости на одномерной задаче. (2 часа)
- Реализация явной двумерной схемы. (2 часа)
- Сеточные модели: неявная схема: метод прогонки. (2 часа)
- Схема Кранка-Николсон. (2 часа)
- Решение гиперболического уравнения. (2 часа)
- Нестационарные многомерные задачи. (2 часа)
|
4.
| Моделирование стационарного процесса теплообмена
| - Стационарные задачи: метод Гаусса-Зейделя. (2 часа)
- Обработка экспериментальных данных: метод наименьших квадратов. (2 часа)
- Интерполяция функций. (2 часа)
|
Образовательные технологии
В учебном процессе широко используются как традиционные, так и интерактивные формы проведения аудиторных занятий. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует более успешному формированию и развитию у обучающихся соответствующих компетенций. В целом интерактивные занятия составляют около 60% объёма аудиторной работы.
Метод деловых игр можно использовать косвенно в виде модели научного обсуждения на семинарах. Это развивает способность студента к коллективному, мышлению и совместной выработке решения. В качестве темы игры рекомендуется установить соответствие между хорошо знакомым явлением и изученным физическим законом. Примеры:
а) велосипедный насос как поршневой компрессор;
б) центральное отопление как сложная гидравлическая система;
в) вентилятор как осевой пневматический нагнетатель;
г) сильная струя из водопроводного крана – большой остаточный напор и т.д.
Разбор конкретных ситуаций можно использовать на семинарах, как и предыдущий метод. В качестве обсуждаемой проблемы здесь отлично выступает та или иная ситуация, имевшая место при решении научной либо научно-практической задачи. Вместе с тем такие приёмы рекомендуется применять в первую очередь с наиболее успевающими студентами (прежде всего для выявления склонности к научной работе).
Метод мультимедиа является высокоэффективным при проведении семинарских занятий. Прежде всего, следует сделать акцент на интернет-тренингах в компьютерных классах, так как это способствует более успешной адаптации студента к процедурам контрольного тестирования, широко применяемых в вузе. Вполне возможно использование компьютерных симуляций для решения дифференциальных уравнений, построения графического изображения распределения расходов, давлений, пьезометрических напоров, скоростей в потоке и т.д.
Ниже приведено распределение интерактивных технологий по видам учебных занятий.
Распределение интерактивных технологий по видам учебных занятий
Семестр
| Неделя
| Распределение интерактивных технологий по видам учебной работы
|
Содержание занятия
| Лекции
| Практические занятия
|
1
| 1.
| Виды моделирования. Математическая модель объекта.
| ММ
| -
|
2.
| Общая схема разработки физических и математических моделей. Понятие о входных и выходных параметрах.
| ММ
| -
|
3.
| Приёмы разработки математических моделей. Метод декомпозиции.
| ММ
| -
|
4.
| Стационарные и динамические, дискретные и непрерывные, детерминированные и стохастические модели.
| ММ
| -
|
5.
| Модели состояния динамических систем.
| ММ
| -
|
6.
| Опорные траектории. Дискретизация и континуализация.
| ММ
| -
|
7.
| Нечёткие модели, множества, системы, числа.
| ММ
| -
|
8.
| Выбор параметров математической модели.
| ММ
| -
|
9.
| Методы приближённого решения алгебраических и трансцендентных уравнений: половинного деления, хорд, Ньютона, комбинированный,
| ММ
| -
|
10.
| Методы итерации, золотого сечения. Методы многомерного поиски экстремума.
| ММ
| -
|
11.
| Численное интегрирование, квадратурные формулы Ньютона-Котеса.
| ММ
| -
|
12.
| Классификация уравнений второго порядка в частных производных. Уравнение теплопроводности, краевые условия
| ММ
| -
|
1
| 13.
| Основные понятия теории разностных схем: сеточная модель, точность аппроксимации.
| ММ
| -
|
14.
| Основные понятия теории разностных схем: точность решения, устойчивость решения. Разностное представление краевых условий.
| ММ
| -
|
15.
| Явная и неявная разностные схемы. Схема Кранка-Николсон.
| ММ
| -
|
16.
| Многомерные стационарные задачи: методы Якоби, Гаусса-Зейделя, последовательной верхней релаксации.
| ММ
| -
|
17.
| Методы решения нелинейного уравнения теплопроводности.
| ММ
| -
|
18.
| Понятие о методе конечных элементов.
| ММ
| -
|
2
| 1.
| Основы Scilab: переменные, элементарные математические выражения.
| -
| PC, ММ
|
2.
| Основы Scilab: функции встроенные, определённые пользователем.
| -
| PC, ММ
|
3.
| Основы Scilab: массивы и матрицы в Scilab.
| -
| PC, ММ
|
4.
| Основы Scilab: построение двумерных и трёхмерных графиков.
| -
| PC, ММ
|
5.
| Основы Scilab: использование окна форматирования графика.
| -
| PC, ММ
|
6.
| Численное интегрирование и дифференцирование.
| -
| PC, ММ
|
7.
| Решение алгебраических и трансцендентных уравнений.
| -
| PC, ММ
|
8.
| Решение систем алгебраических и трансцендентных уравнений.
| -
| PC, ММ
|
9.
| Работа с файлами в Scilab.
| -
| PC, ММ
|
10.
| Сеточные модели: явная схема, исследование устойчивости на одномерной задаче.
| -
| PC, ММ
|
11.
| Сеточные модели: неявная схема: метод прогонки.
| -
| PC, ММ
|
12.
| Схема Кранка-Николсон.
| -
| PC, ММ
|
13.
| Нестационарные многомерные задачи.
| -
| PC, ММ
|
14.
| Решение гиперболического уравнения.
| -
| PC, ММ
|
15.
| Стационарные задачи: метод Гаусса-Зейделя.
| -
| PC, ММ
|
16.
| Обработка экспериментальных данных: метод наименьших квадратов.
| -
| PC, ММ
|
17.
| Интерполяция функций.
| -
| PC, ММ
|
| | | | | |
Применяемые сокращения: PC - разбор конкретных ситуаций; ММ - мультимедиа.
Общее соотношение занятий, проводимых в традиционной форме и с использованием интерактивных технологий
Семестр
| Распределение нагрузки в часах по видам учебной работы
| Итого аудиторной
работы за семестр
|
Лекции
| Лабораторные занятия
| Практические
занятия
|
Всего
| Из них с использованием интерактивных технологий
| Всего
| Из них с использованием интерактивных технологий
| Всего
| Из них с использованием интерактивных технологий
| Всего
| Из них с использованием интерактивных технологий
|
2
| 36
| 10
| -
| -
| -
| -
| 36
| 10
|
3
| -
| -
| -
| -
| 34
| 30
| 34
| 30
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: