Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Липецкий государственный технический университет»

  УТВЕРЖДАЮ Декан физико-технологического факультета ______________ Коваленко И.А. «_____»________________20___г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Математическое и физическое моделирование

 

Направление подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Профиль подготовки «Промышленная теплоэнергетика»
Тип программы Квалификация выпускника Академический бакалавр
Форма обучения очная
   

 

 

г. Липецк - 20 ___г.


Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины при подготовке специалистов в области теплотехники и теплоэнергетики является дать теоретическую подготовку и обеспечить овладение знаниями, умениями и навыками решения инженерных задач методами физического и математического моделирования с учётом специфики названного направления.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности требует, чтобы будущие специалисты в области теплоэнергетики и теплотехнологий умели эффективно использовать методы математического моделирования при проектировании и эксплуатации сложных теплоэнергетических систем и установок. Дисциплина «Математическое и физическое моделирование» относится к блоку 1 (раздел «Вариативная часть») и знакомит студента с основными подходами и методами, которые сложились при решении различных инженерных расчётных задач в названной предметной области. Её изучение базируется на знании математических и естественнонаучных дисциплин (математика, физика, информационные технологии) и профессиональных дисциплин (гидрогазодинамика). На изучении дисциплины «Математическое и физическое моделирование» базируются дисциплины «Моделирование гидрогазодинамических процессов», «Моделирование гидравлических систем», «Моделирование тепловых процессов», «Моделирование тепловых систем».

Компетенции обучаемого, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение дисциплины служит формированию следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих позиций ОК-1

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин, готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2).

Профессиональные компетенции (ПК):

- способность к проведению экспериментов по заданной методике, обработке и анализу полученных результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (ПК-4).

-

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать:

- типы, принципы и способы построения физических и математических моделей;

- свойства физических и математических моделей;

- этапы создания математических моделей;

- численные методы решения задач.

2) Уметь:

- конструировать физические модели, проводить их анализ;

- составлять математические модели, проводить их анализ;

- выбрать рациональный метод решения поставленной задачи;

- использовать готовые пакеты и программы математического обеспечения ЭВМ для реализации алгоритма решения задач.

3) Владеть:

- навыками построения физической и математической модели;

- навыками анализа результатов физического моделирования.

-

         В результате освоения дисциплины обучающийся по направлению подготовки 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника» должен быть готовым к решению следующих профессиональных задач и исполнению трудовых функций профессиональных стандартов

 

 

№ п/п Профессиональная компетенция Вид деятельности Профессиональные задачи Профессиональный стандарт (ПС) / Обобщенная трудовая функция (ОТФ) / Трудовая функция (ТФ)
1 ПК-4,   Научно-исследовательская: · анализ и обработка научно- технической информации по тематике исследования из отечественных и зарубежных источников; · проведение экспериментов по заданной методике, обработка и анализ результатов исследований; ПС: Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам 40.011 ОТФ: Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при исследовании самостоятельных тем ТФ: Проведение работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований В/02.6, 40.011

Студент-бакалавр направления 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника» должен соответствовать квалификационным требованиям профессиональных стандартов (ПС):

№ п/п

Трудовая функция (ТФ)

1.

ТФ «Проведение работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований» В/02.6, 40.011

Трудовые действия · Проведение анализа научных данных, результатов экспериментов и наблюдений

Необходимые знания

· Актуальная нормативная документация в соответствующей области знаний
· Методы анализа научных данных
Необходимые умения · Оформлять результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы, 144 часа.

4.1. Распределение часов по учебному плану

Курс

Семестр

Кол-во недель

Объем учебной дисциплины

Виды контроля

Всего Конс. СРС Промежу-точный контроль Лекции Практи-ческие Лабора-торные Экзамен Зачет Задание
2 3 18 72 5 20 11 36 - - 1 - -
2 4 17 72 5 29 4 - 34 - - 1 1

Структура дисциплины

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции СРС Практ.  
1. Общие сведения о физическом и математическом моделировании 3 1-3 6 5 - -
2. Основы математического моделирования 3 4-8 10 8 - -
3. Методы последовательного приближения, численное интегрирование 3 9-11 6 5 - Коллоквиум 10 неделя
4. Методы численного решения уравнения теплопроводности 3 12-18 14 2 - -
5. Итого за семестр     36 20 - экзамен
6. Основы работы в среде программирования Scilab 4 1-5 - 8 10 Практические занятия
7. Методы последовательного приближения, численное интегрирование 4 6-9 - 7 6 Практические занятия
8. Моделирование нестационарного процесса теплообмена 4 9-14 - 9 12 Практические занятия
9. Моделирование стационарного процесса теплообмена 4 15-17 - 5 6 Практические занятия.
10. Итого за семестр 4   - 29 34 Защита расчётной работы, зачёт

 

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1 Общие сведения о физическом и математическом моделировании Виды моделирования. Объект исследования, математическая модель объекта. Ситуационное, физическое и математическое моделирование: совпадение задач и разница в подходах. (2 часа) Общая схема разработки физических и математических моделей объекта исследований. Понятие о входных и выходных параметрах. Свойства объектов и классификация моделей. Общие требования к моделям. Экспертные оценки. (2 часа) Приёмы разработки математических моделей. Метод декомпозиции сложных технических объектов. Применение метода графов для декомпозиции сложных объектов. (2 часа)
2 Основы математического моделирования Стационарные и динамические, дискретные и непрерывные модели. (2 часа) Детерминированные и стохастические модели. Модели состояния динамических систем. (2 часа) Опорные траектории. Дискретизация и континуализация. (2 часа) Нечёткие модели, множества, системы, числа. (2 часа) Задачи группировки и упорядочения. Выбор параметров математической модели. (2 часа)
3 Методы последовательного приближения, численное интегрирование Методы приближённого решения алгебраических и трансцендентных уравнений: половинного деления, хорд, Ньютона. (2 часа) Методы комбинированный, итерации, золотого сечения. Методы многомерного поиски экстремума. (2 часа) Численное интегрирование, квадратурные формулы Ньютона-Котеса. Определение погрешности квадратурной формулы. (2 часа)
4 Методы численного решения уравнения теплопроводности Классификация уравнений второго порядка в частных производных. Уравнение теплопроводности, краевые условия. (2 часа) Основные понятия теории разностных схем, сеточная модель (2 часа). Точность аппроксимации, точность решения. (2 часа) Устойчивость решения. (2 часа) Явная и неявная разностные схемы. Схема Кранка-Николсон. (2 часа) Разностное представление краевых условий. Многомерные стационарные задачи: методы Якоби, Гаусса-Зейделя, последовательной верхней релаксации. (2 часа) Методы решения нелинейного уравнения теплопроводности. Понятие о методе конечных элементов. (2 часа)

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум – не предусмотрен.

Практические занятия

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Наименование практического занятия
1. Основы работы в среде программирования Scilab - Основы Scilab: переменные, элементарные математические выражения. (2 часа) - Основы Scilab: функции встроенные, определённые пользователем. (2 часа) - Основы Scilab: массивы и матрицы в Scilab. (2 часа) - Основы Scilab: построение двумерных и трёхмерных графиков. (2 часа) - Основы Scilab: использование окна форматирования графика. (2 часа)
2. Методы последовательного приближения, численное интегрирование - Численное интегрирование и дифференцирование. (2 часа) - Решение алгебраических и трансцендентных уравнений. (2 часа) - Решение систем алгебраических и трансцендентных уравнений. (2 часа)
3. Моделирование нестационарного процесса теплообмена - Сеточные модели: явная схема, исследование устойчивости на одномерной задаче. (2 часа) - Реализация явной двумерной схемы. (2 часа) - Сеточные модели: неявная схема: метод прогонки. (2 часа) - Схема Кранка-Николсон. (2 часа) - Решение гиперболического уравнения. (2 часа) - Нестационарные многомерные задачи. (2 часа)
4. Моделирование стационарного процесса теплообмена - Стационарные задачи: метод Гаусса-Зейделя. (2 часа) - Обработка экспериментальных данных: метод наименьших квадратов. (2 часа) - Интерполяция функций. (2 часа)

Образовательные технологии

В учебном процессе широко используются как традиционные, так и интерактивные формы проведения аудиторных занятий. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует более успешному формированию и развитию у обучающихся соответствующих компетенций. В целом интерактивные занятия составляют около 60% объёма аудиторной работы.

Метод деловых игр можно использовать косвенно в виде модели научного обсуждения на семинарах. Это развивает способность студента к коллективному, мышлению и совместной выработке решения. В качестве темы игры рекомендуется установить соответствие между хорошо знакомым явлением и изученным физическим законом. Примеры:

а) велосипедный насос как поршневой компрессор;

б) центральное отопление как сложная гидравлическая система;

в) вентилятор как осевой пневматический нагнетатель;

г) сильная струя из водопроводного крана – большой остаточный напор и т.д.

Разбор конкретных ситуаций можно использовать на семинарах, как и предыдущий метод. В качестве обсуждаемой проблемы здесь отлично выступает та или иная ситуация, имевшая место при решении научной либо научно-практической задачи. Вместе с тем такие приёмы рекомендуется применять в первую очередь с наиболее успевающими студентами (прежде всего для выявления склонности к научной работе).

Метод мультимедиа является высокоэффективным при проведении семинарских занятий. Прежде всего, следует сделать акцент на интернет-тренингах в компьютерных классах, так как это способствует более успешной адаптации студента к процедурам контрольного тестирования, широко применяемых в вузе. Вполне возможно использование компьютерных симуляций для решения дифференциальных уравнений, построения графического изображения распределения расходов, давлений, пьезометрических напоров, скоростей в потоке и т.д.

Ниже приведено распределение интерактивных технологий по видам учебных занятий.

Распределение интерактивных технологий по видам учебных занятий

 

Семестр

Неделя

Распределение интерактивных технологий по видам учебной работы

Содержание занятия Лекции Практические занятия

1

1.

Виды моделирования. Математическая модель объекта. ММ -

2.

Общая схема разработки физических и математических моделей. Понятие о входных и выходных параметрах. ММ -

3.

Приёмы разработки математических моделей. Метод декомпозиции. ММ -

4.

Стационарные и динамические, дискретные и непрерывные, детерминированные и стохастические модели. ММ -

5.

Модели состояния динамических систем. ММ -

6.

Опорные траектории. Дискретизация и континуализация. ММ -

7.

Нечёткие модели, множества, системы, числа. ММ -

8.

Выбор параметров математической модели. ММ -

9.

Методы приближённого решения алгебраических и трансцендентных уравнений: половинного деления, хорд, Ньютона, комбинированный, ММ -

10.

Методы итерации, золотого сечения. Методы многомерного поиски экстремума. ММ -

11.

Численное интегрирование, квадратурные формулы Ньютона-Котеса. ММ -

12.

Классификация уравнений второго порядка в частных производных. Уравнение теплопроводности, краевые условия ММ -

1

13.

Основные понятия теории разностных схем: сеточная модель, точность аппроксимации.

ММ -
14.

Основные понятия теории разностных схем: точность решения, устойчивость решения. Разностное представление краевых условий.

ММ -
15.

Явная и неявная разностные схемы. Схема Кранка-Николсон.

ММ -
16.

Многомерные стационарные задачи: методы Якоби, Гаусса-Зейделя, последовательной верхней релаксации.

ММ -
17.

Методы решения нелинейного уравнения теплопроводности.

ММ -
18.

Понятие о методе конечных элементов.

ММ -

2

1.

Основы Scilab: переменные, элементарные математические выражения.

- PC, ММ
2.

Основы Scilab: функции встроенные, определённые пользователем.

- PC, ММ
3.

Основы Scilab: массивы и матрицы в Scilab.

- PC, ММ
4.

Основы Scilab: построение двумерных и трёхмерных графиков.

- PC, ММ
5.

Основы Scilab: использование окна форматирования графика.

- PC, ММ
6.

Численное интегрирование и дифференцирование.

- PC, ММ
7.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений.

- PC, ММ
8.

Решение систем алгебраических и трансцендентных уравнений.

- PC, ММ
9.

Работа с файлами в Scilab.

- PC, ММ
10.

Сеточные модели: явная схема, исследование устойчивости на одномерной задаче.

- PC, ММ
11.

Сеточные модели: неявная схема: метод прогонки.

- PC, ММ
12.

Схема Кранка-Николсон.

- PC, ММ
13.

Нестационарные многомерные задачи.

- PC, ММ
14.

Решение гиперболического уравнения.

- PC, ММ
15.

Стационарные задачи: метод Гаусса-Зейделя.

- PC, ММ
16.

Обработка экспериментальных данных: метод наименьших квадратов.

- PC, ММ
17.

Интерполяция функций.

- PC, ММ
           

 

Применяемые сокращения: PC - разбор конкретных ситуаций; ММ - мультимедиа.

Общее соотношение занятий, проводимых в традиционной форме и с использованием интерактивных технологий

 




Семестр

Распределение нагрузки в часах по видам учебной работы

Итого аудиторной

работы за семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические

занятия

Всего Из них с использованием интерактивных технологий Всего Из них с использованием интерактивных технологий Всего Из них с использованием интерактивных технологий Всего Из них с использованием интерактивных технологий
2 36 10 - - - - 36 10
3 - - - - 34 30 34 30
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...