Вопрос 16. Экстренная психологическая помощь
Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации. Основными целями кризисного вмешательства являются стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление независимого функционирования Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате кризисной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния. Методы оказания ЭПП Используемые методы психологической помощи людям, пережившим психотравмирующее событие, зависят от времени, прошедшего с момента травматического события, от реакции человека на него (которая, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов), от ситуации, развивающейся после события, от характеристик самого психолога (его методологических предпочтений), от организационных моментов. Возьмем за основу время, прошедшее с момента травматического события и рассмотрим методы оказания психологической помощи. По фактору времени, прошедшего с момента трагического события методы, используемые для оказания психологической помощи лицам, пережившим психотравмирующие события, условно можно разделить на группы: 1) во время события и в ближайшее время после него; 2) на отдаленных этапах (работа с травмой).
1) во время события и в ближайшее время после него Экстренная «допсихологическая» помощь; Психологическое сопровождение; эмоциональная поддержка; Информирование; Психологическое вмешательство (интервенция); Выявление негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими (нейтрализация); Психологический дебрифинг; Психическая регуляция и саморегуляция (ПСР) - может использоваться также до и после деятельности в экстремальных условиях. 2) на отдаленных этапах (работа с травмой): Когнитивно-бихевиоральная терапия; Психодинамическая терапия; Игровая психотерапия; Арттерапия; Использование метафор, историй, сказок; Телесно-ориентрованная терапия; Гештальттерапия; Психодрама; Терапия внушением (гипноз и его варианты,- используется врачами); и другие 1) Виды экстренной психологической помощи во время события и в ближайшее время после него: экстренная «допсихологическая» помощь, психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка; направление (ведение), управление; информирование; психологическое вмешательство (интервенция); выявление негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими (нейтрализация). В ситуации ЧС экстренная психологическая помощь оказывается: -лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе раненым и больным; -родным и близким пострадавших и населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее; -очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму; -сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций спасательные и иные работы;
-медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях; -сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устранении последствий чрезвычайных ситуаций; -лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не занятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные отклонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействием стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации (получена так называемая «вторичная травматизация»), или обострились ранее существовавшие психические расстройства, актуализировались травмы, полученные ранее. Необходимо выявить группу риска, к которойМ.А. Крюкова [11] отнесла людей, находящихся в состоянии шока, ступора; людей, у которых нет родственников, которые могли бы оказывать им поддержку; родителей, потерявших детей; людей, которые ищут своих родственников, при этом есть веские основания полагать, что они могут быть в числе погибших, людей, потерявших близкого и при этом страдающих серьезными заболеваниями, которые в сложившихся обстоятельствах могут вызвать приступ (сердечные и психосоматические заболевания). Также следует выделить группу ресурсных людей, на которых можно опираться в дальнейшей работе. К ним относятся лица, которые способны в экстремальной ситуации оценивать и контролировать ситуацию, оказывать посильную поддержку пострадавшим и, таким образом, транслировать возможность и необходимость управления своим поведением в крайне сложных условиях.
17 Вопрос. Антикризисая бригада и ее план Атикризисная бригада состоит из психологов, социальных педагогов и специально обученных учителей. К этой работе подключается и активно действующий в округе «телефон доверия». Антикризисный план должен включать в себя блоки: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действия в ЧС), методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы), ресурсный (материально-технические и кадровые). Каждый блок формируется с учетом следующих факторов: • типы ситуаций, которые определяются образовательным учреждением как чрезвычайные;
• признаки, определяющие кризисный характер событий; • алгоритм действий (кто, где и как действует); • определение, по каким критериям сортировать медицинскую и психологическую травму; • выявление учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация; • порядок действий в отношении учащихся, персонала, родителей, СМИ; • какие дополнительные внешние (региональные) ресурсы могут быть использованы и каким образом; • кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана; • какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести; • как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действия в самом образовательном учреждении.
Планирование действий в ситуации кризиса, кроме того, должно включать: • подготовку учителей и персонала, согласование планов действия с окружными, городскими службами; • вовлечение милиции, представителей ГО и ЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки; • определение регулярности встреч антикризисных бригад и окружного антикризисного подразделения. При планировании действий по оказанию помощи в кризисных ситуациях важно учитывать реальные потребности пострадавших. Это и желание выжить, спастись, и как можно оперативнее установить контакт с близкими; и получить информацию о происходящем с целью осмысления ситуации и ориентации в новых условиях; и стремление установить контроль над происходящим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|