Анализ доходов местных бюджетов РФ
Местное самоуправление – важнейший элемент государственного устройства в демократической сфере, который призван обеспечить сочетание интересов государства и интересов населения городов, поселков, деревень. Для решения вопросов местного значения, органы МСУ обязаны создать условия, чтобы обеспечивать повседневные потребности граждан. Именно это и является реализацией такого гражданского права, в котором гарантируется право на достойную жизнь в демократических государствах. Согласно данным официальной отчетности в 2015 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 3 497,1 млрд. рублей, что ниже уровня 2014 года на 0,3% или 11,7 млрд. рублей. Рисунок 1- Распределение собственных доходов местных бюджетов по видам муниципальных образований Собственные доходы бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, уменьшились в 2015 году по сравнению с предыдущим годом на 46,8 млрд. рублей или на 2,0% в связи с сокращением неналоговых доходов (на –7,4%) и объемов межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) из бюджетов других уровней бюджетной системы (на –5,9%) и составили 2 258,4 млрд. рублей. Распределение собственных доходов по видам муниципальных образований в 2015 году характеризуется следующей структурой: в бюджеты городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (далее – городских округов) поступило 1 121,4 млрд. рублей (49,7%); в бюджеты муниципальных районов – 787,9 млрд. рублей (34,9%); в бюджеты городских поселений – 159,1 млрд. рублей (7,0%); в бюджеты сельских поселений – 190,0 млрд. рублей (8,4%).
При этом в сравнении с 2014 годом в объеме собственных доходов муниципальных образований доля собственных доходов городских округов, также как и доля городских и сельских поселений сократились на одинаковое значение – на 0,4%; доля муниципальных районов возросла на 0,8 процента. Снижение собственных доходов местных бюджетов в целом произошло за счет снижения собственных доходов городских округов и поселений на 3,1% и 3,9% соответственно (или на 35,3 и 14,1 млрд. рублей). Уменьшение на поселенческом уровне связано с передачей в бюджеты муниципальных районов из бюджетов сельских поселений части нормативов поступлений от налога на доходы физических лиц и от единого сельскохозяйственного налога в связи с перераспределением ряда вопросов местного значения с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов, а также с сокращением объемов дотаций, субсидий и поступлений по неналоговым доходам, которые сократились на 35% или на 13,9 млрд. рублей[17]. На снижение собственных доходов городских округов значительное влияние оказало сокращение поступлений по неналоговым доходам на 10,4% (или на 19,9 млрд. рублей) и уменьшение объемом субсидий на 13,3% (или на 38,8 млрд. рублей), которые были частично компенсированы увеличением объемов дотаций на 10,4% (или на 7,4 млрд. рублей) и налоговых доходов на 1,7% (или на 9,2 млрд. рублей). Рост собственных доходов в местных бюджетах по сравнению с 2014 годом произошел в 31 субъекте Российской Федерации, а в 52 субъектах Российской Федерации отмечается их снижение (в Крымском ФО сравнение не проводилось). Положительные темпы роста собственных доходов местных бюджетов отмечаются в следующих субъектов Российской Федерации (таблица 1). Таблица 1 – собственные доходы местных бюджетов в разрезе субъектов РФ
В общем объеме поступивших в 2015 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 56,6% (1 278,4 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления – 43,4% (980,0 млрд. рублей). При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2015 году в сумме 999,3 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 3,9% или 36,4 млрд. рублей. В структуре собственных доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации налоговые доходы занимают 44,2%, что на 2,2% больше, чем в 2014 году. Выполнение уточненных плановых показателей налоговых доходов, в том числе по основным видам налогов (за исключением поступлений от акцизов на нефтепродукты), в 2015 году достигнуто во всех видах муниципальных образований (таблица 2).
Таблица 2 - Выполнение уточненных плановых показателей налоговых доходов, в том числе по основным видам налогов (за исключением поступлений от акцизов на нефтепродукты), в 2015 году (млрд. руб.)
В 2015 году поступления неналоговых доходов составили 279,1 млрд. рублей, что ниже уровня 2014 года на 7,4% или 22,3 млрд. рублей, в том числе, сократились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, – на 8,8%, а доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 17,7 процента. При этом выросли доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 18,2%, а также другие неналоговые доходы (включая штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.) на 12,9 процента. Неналоговые доходы по видам муниципальных образований распределяются неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (62,1%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 28,6% и городских поселений – 6,9%, сельских поселений – 2,4 процента.
Таблица 3- Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2015 году по типам муниципальных образований
*ГО – городские округа, МР – муниципальные районы, ГП – городские поселения, СП – сельские поселения
Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (56,7%) неналоговых доходов муниципальных образований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов составляет 57,7%, муниципальных районов –53,7%, городских поселений – 66,5%, сельских поселений – 37,3 процента. Необходимо отметить продолжающийся рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2015 году объем указанных средств вырос на 36,6% относительно показателя 2014 года и составил 156,2 млн. рублей (по отношению к 2013 году объем средств самообложения вырос в 6 раз). Расширилась также и география введения самообложения. На основании представленной регионами информации самообложение граждан вводилось в 2015 году в 38 субъектах Российской Федерации на территориях 1 571 муниципального образования, что составляет 6,9% от общего количества муниципальных образований (в 2014 году 34 региона, 1 454 муниципальных образования).
Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Для удержания балансового состояния необходим комплекс мер (реформа преимущественного налогообложения, проведение всеобщей регистрации права муниципальной собственности, усиление контроля и учета в сфере муниципальной собственности и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|