Перспективы развития земельного налога в РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Перспективы дальнейшего совершенствования поземельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, способного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5—2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправления. Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступлений по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в законодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земельные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражающую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за состоянием земельных участков. Налог на землю в 2017 году будет подвергнут существенным изменениям, что в том числе отразится на сумме платежа. В результате нововведений власти значительно увеличат поступления в местные бюджеты, что позволит улучшить финансовое положение регионов. При этом у собственников участков появятся новые проблемы — в некоторых случаях для защиты своих интересов придется обращаться в судебную инстанцию. С 2017 года стартуют новые изменения при расчете налога на землю. Обновленные принципы расчета будут действовать на территории 29 регионов РФ. После полученных результатов чиновники определят дальнейшую судьбу нововведений в данной сфере [11, с. 17].
В 2017 году для расчета суммы налога на землю будут использовать кадастровую оценку участка, максимально приближенную к рыночной стоимости. В результате произойдет существенное увеличение платежей в бюджет. Ранее платеж рассчитывался исходя из балансовой стоимости, что в разы занижало налоговые поступления. Увеличение налога будет проходить в несколько этапов, что позволит рядовым россиянам постепенно адаптироваться к измененным принципам расчета. Ежегодно платеж будет увеличиваться на 20%, в результате новый налог на землю в 2017 году будет значительно ниже. Полная сумма налога будет оплачиваться не ранее 2020 года, подчеркивают эксперты. Поступления по данному налогу будут в полном объеме оставаться в местных бюджетах. В результате будет создан дополнительный источник финансирования, который поможет решить вопрос развития инфраструктуры. Кроме того, после начала кризиса финансовое положение регионов оставляет желать лучшего, местные бюджеты остро нуждаются в новых поступлениях. Наиболее спорным вопросом остается определение кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая особенности формирования данного показателя, могут возникать различные неточности, которые завышают итоговую сумму налога. Для определения стоимости участков была проанализирована база существующих объявлений о продаже земли. В результате оценщики определили среднюю стоимость, которая была максимально приближена к рыночным показателям. Полученная кадастровая оценка каждого участка отображается на сайте Росреестра. Чтобы узнать стоимость конкретного участка, достаточно ввести его кадастровый номер. Однако эксперты подчеркивают, что итоговая кадастровая оценка может существенно превышать реальную стоимость участка. Фактически кадастровая оценка определялась исходя их первоначальной стоимости участка, указанной продавцом. При этом не учитывались возможные скидки, которые влияют на окончательную стоимость земли.
Кроме того, не были проанализированы следующие параметры, которые непосредственно влияют на стоимость конкретного участка: - Расположение. Удаленность участка от объектов инфраструктуры и населенных пунктов является ключевым фактором, который влияет на цену. - Существующая инфраструктура, которая в различных регионах может существенно отличаться. - Особенности и удобства транспортной развязки. Без учета данных параметров стоимость участка может быть определена со значительными неточностями. Если сумма налога на землю в 2017 году определяется исходя из завышенной стоимости, собственник земельного надела сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Новый принцип расчета налога на землю поможет существенно увеличить поступления местных бюджетов. При этом регионы получат дополнительный финансовый ресурс, который будет использоваться для развития местной инфраструктуры. Помимо налога на землю, применение кадастровой стоимости будет использоваться при расчете налога на недвижимость. Еще одно преимущество – утвержденный поэтапный переход на использование кадастровой стоимости. Данная инициатива чиновников позволяет постепенно адаптироваться к новым условиям. В противном случае собственникам земельных участков пришлось бы сразу платить в разы больше. Учитывая сложную экономическую ситуацию и падение реальных доходов населения, чиновники приняли сбалансированное решение. Слабым местом нововведений остается спорная кадастровая стоимость. Учитывая масштабность предложенных изменений и несовершенный механизм для фиксации кадастровой оценки, на первом этапе возникнет большое количество судебных разбирательств. Однако в скором будущем данная проблема будет решена, когда в реестре появятся уточненные данные. В следующем году налог на землю будет основан на кадастровой оценке участка, что приведет к значительному увеличению бюджетных доходов. Новый принцип расчета позволит увеличить финансирование развития инфраструктуры. Однако несовершенный механизм оценки участков допускает существенное завышение стоимости.
Что определить, какой налог на землю будет в 2017 году, достаточно указать кадастровый номер участка на сайте Росреестра. Если оценка земельного надела превышает рыночную стоимость, собственник может обратиться в суд и скорректировать кадастровую оценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Земельный налог – это плата за пользование участком земли. Налоговые выплаты являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, а также являются составляющими доходов местных бюджетов. Земля в России может находиться в общенародной собственности, принадлежать всему населению страны, в частной собственности, принадлежать отдельно взятому гражданину, коллективной, принадлежать коммерческой организации или общественному объединению. Сам земельный налог относится к числу прямых выплат. Они налагаются на имущество человека или юридического лица, а также на его доходы. Подобные выплаты называются поимущественные налоги, и они вносятся непосредственно в казну. Выплата косвенного налога на землю возможна в том случае, если человек продает свою недвижимость или отдает ее в наследование. В таком случае, косвенный налог выплачивается непосредственно государству, а не в казну. Чтобы определить размеры выплаты для территории необходимо выяснить кадастровую стоимость участка. Особенно это актуально в том случае, если подразумеваемый участок числится в государственной собственности. Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Если же земельные участки, находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно. Налогоплательщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Физическими лицами признаются российские граждане, иностранцы, а также лица без гражданства, имеющие территории во владении в России.
В общем объеме поступивших в 2015 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 56,6% (1 278,4 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления – 43,4% (980,0 млрд. рублей). При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2015 году в сумме 999,3 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 3,9% или 36,4 млрд. рублей. В структуре собственных доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации налоговые доходы занимают 44,2%, что на 2,2% больше, чем в 2014 году. Рост налогоплательщиков – юридических лиц на 4,4% в 2014г. по сравнению с 2015г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 12,5%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция увеличения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика 8%, с 245,7 тыс. руб. в 2014г. до 265,3 тыс. руб. в 2015г. Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде увеличивается лишь на 0,4%. Сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 585,6 тыс. руб. в 2014г. до 640,6 тыс. руб. в 2015 г Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика. Представленные выше проблемы, косвенно касающиеся налогообложения земли, позволяют констатировать наличие причинно-следственной связи между результатом государственной кадастровой оценки и возможностью налогообложения земли. Такая взаимосвязь обуславливает невозможность налогообложения земли без предварительного решения представленных проблем. Перспективы дальнейшего совершенствования поземельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, способного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5—2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправления. Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступлений по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в законодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земельные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражающую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за состоянием земельных участков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|