Общая характеристика работы
ВВЕДЕНИЕ В современных социально - экономических условиях особую актуальность приобретают разносторонние психологические исследования карьерных ориентаций. В литературе представлены исследования, посвященные различным аспектам изучения этого феномена: формирование карьерной ориентации студентов техникума (О.Л. Поминова); связь креативности и карьерных ориентаций менеджеров (Е.А. Кочанова); особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения (О.П. Терновская); динамика карьерных ориентаций личности руководителя (Т.Г. Гнедина); особенности влияния карьерных ориентаций женщин на воспитание детей (Е.В. Киселева); карьерные ориентации специалистов в рекламном деле (Ю.А. Бурмакова); развитие карьерных ориентаций молодых преподавателей медицинского вуза как инновационная педагогическая деятельность (А.С. Соколова). Интерес к изучению проблемы профессиональной идентичности растет, поскольку изменяются социально-экономические условия в обществе, что требует введения новых требований к подготовке специалистов. В трудах ученых, занимавшихся исследованием данной проблемы, понятие профессиональной идентичности не сформулировано достаточно четко. Понятие профессиональной идентичности включает в себя набор определенных характеристик, которые помогают адаптироваться и ориентироваться в профессии, демонстрируя свой личный профессиональный потенциал. В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области изучения теории профессиональной идентичности, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это и исследования профессиональной идентичности как комплексного, интегративного понятия (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А.А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В.М. Проселова, Ю.П. Поваренков).
Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей таких, как Э. Эриксон, Профессиональная идентичность личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Процесс становления профессиональной идентичности включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Студенческий период является сензитивным для развития основных социогенных потенций человека. Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению эффективности профессионального самоопределения, имеет значение как социальных, так и психологических детерминант этого процесса. Их объективизация приобретает особую актуальность, т.к. грамотная диагностика, коррекция и сопровождение профессионального самоопределения может помочь не только в становлении личности эффективного профессионала, но и обеспечит становление социально зрелой личности, которая в состоянии самостоятельно ставить жизненные цели, решать их, нести ответственность за свою деятельность, поступки, поведение.
Становление и развитие в вузе личности студента как будущего специалиста – это сложный процесс, который ставит перед вузом, как институтом социализации, важные задачи. Одной из таких задач является развитие самосознания личности как важной детерминанты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции. Профессиональное самоопределение будущего специалиста формируется, прежде всего, на основе самосознания. Общая характеристика работы Актуальность данной работы заключается в том, что резко возросшие в последнее время требования к профессионализму специалистов с высшим образованием стимулируют поиски новых подходов в оказании помощи и поддержки студентам, находящимся на этапе профессионального обучения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс как жизненного, так и профессионального самоопределения молодого человека, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Для организации такой психологической поддержки требуется знание социально-психологических особенностей профессионального самоопределения молодого человека на этапе обучения в вузе, что позволит решить проблему построения такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Объектом исследования являются профессиональная идентичность и карьерные ориентации студентов. Предмет изучения: Карьерные ориентации у студентов с различным уровнем профессиональной идентичности. Цель данной работы: изучение Карьерных ориентаций у студентов с различным уровнем профессиональной идентичности.
· Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: · Проанализировать и обобщить теоретический и эмпирический опыт исследования карьерных ориентаций у студентов с различным уровнем профессиональной идентичности; · Определить уровень профессиональной идентичности студентов; · Изучить характеристики карьерных ориентаций у студентов; · Выявить и описать особенности карьерных ориентаций у студентов с различным уровнем профессиональной идентичности.
Гипотеза исследования: существуют особенности карьерных ориентаций у студентов с разными уровнями профессиональной идентичности Методы: теоретико-методологический анализ; методы статистической обработки данных; метод тестирования (опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна), Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер); Методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов (Т. Д. Дубовицкая). Методы математической и статистической обработки: качественно-количественный анализ эмпирических данных; U-критерий Манна — Уитни. В исследовании приняли участие 47 человек. Все испытуемые являются студентами 2-4 курса Института психологии. Возраст испытуемых от 18 до 21 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|