Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности студентов как основы их карьерной ориентации

1.1 Содержание понятия профессиональной идентичности в психологии

На данном этапе в современной литературе по психологии выделяются два основных вида идентичности: социальная и личностная.

В то же время, в психологии выделяются такие виды социальной идентичности как – религиозная, половая, этническая и т.д. Ю. В. Поваренков в своих трудах говорит о том, что «выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичности», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов» [17].

Анализируя подходы к изучению проблемы идентичности зарубежных авторов можно сделать вывод, что основания для выделения профессиональной идентичности в качестве самостоятельного психологического понятия вытекают из содержания логики теоретического и экспериментального исследования профессиональной идентичности.

Э. Ф. Зеер понимает профессиональную идентичность через понятие «профессионального Я» [7].

Л. Ю. Шнайдер, концепция профессиональной идентичности которого на данный момент является одной из самых разработанных, раскрывает структуру и динамику профессиональной идентичности. По мнению автора, профессиональная идентичность – это «не только основание своей тождественности с профессиональной общностью, но и ее оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определенности» [21].

Подход к типологии идентичности на основе структуры жизненного пути раскрывается в работах К. А. Альбухановой-Славской. Автор описывает типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. Так же, выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по карьерной лестнице, самовыражение происходит через совершенствование и развитие личностных качеств. [2, с. 219].

В отечественной психологии Е. П. Ермолаева говорит о том, что профессиональная идентичность формируется только на высоких уровнях овладения профессией [5].

 Иванова Н. Л. в своей работе рассматривает профессиональную идентичность как вид социальной идентичности. В структуру идентичности раскрываются когнитивный, ценностный и мотивационный компоненты
 [8, с. 148-156].

Проблему профессиональной идентичности у студентов в своих работах Т. В. Мищенко, Е. Е. Трандина, Ю. А. Кумырина, Ю. П. Поваренкова.

Проведя анализ взглядов отечественных психологов на проблему профессиональной идентичности можно сделать вывод, что профессиональная идентичность является системным психологическим явлением, которое связано с профессиональным самопознанием, профессиональным самоопределением и профессиональным развитием.

 1.2 Карьера и карьерные ориентации в психологической науке.

В психологии сформировалось несколько подходов к исследованию карьеры. Личностный подход, который описывали в своих работах
К. А. Альбуханова-Славская, А. Я. Кибанов и т.д. В нем готовность к карьерному росту рассматривается в контексте жизненной стратегии личности.

Акмеологический подход рассматривает должностное продвижение в ходе карьеры не как самоцель, а как вариант самореализации личности. Этот подход в своих работах описывали А.К. Маркова, Р.Л. Кричевский, А.А. Бодалев [14].

Системогенетический подход к профессиональной деятельности, автором которого является В.Д. Шадриков (В.Н. Дружинин, Ю.П. Поваренков), в рамках которого карьера анализируется с опорой на принципы теории системы [14].

А. К. Маркова понимает карьеру как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, как процесс профессионализации – от выбора профессии к овладению ею, упрочнению профессиональных позиций и достижение мастерства [15].

Дж.Л. Голланд и Р.Л. Кричевский рассматривают карьеру с точки зрения достижения результата как переход человека с одной должности на другую [10, с. 332].

А.Я. Кибанов определяет карьеру как индивидуально осознанные суждения человека о трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника, осуществляемой в рамках установленных деловой этикой принципов [9].

Актуальной проблемой профессионального образования выступает формирование внутренней мотивации личности к освоению избранной профессии и достижению высокого уровня профессиональных компетенций. Одним из оснований этому являются карьерные ориентации студентов. Важнейшим личностным новообразованием в студенческом возрасте становится самоопределение, формирование Я-концепции. Как значимый компонент самосознания рассматриваются карьерные ориентации. Понимание феномена карьерных ориентаций как элемента смысложизненных ценностей позволит гармонизировать становление личности юношей, обеспечит развитие внутренней мотивации в учебно-профессиональной деятельности, формирование личностно-профессиональных черт будущих специалистов с высоким уровнем притязаний в профессиональной деятельности.

Планируя свое профессиональное будущее, человек исходит, прежде всего, из иерархии «карьерных якорей», которая представлена в его сознании. На основе анализа научных подходов к рассмотрению профессиональной карьеры и карьерных ориентаций выделяются следующие основные виды карьерной ориентации личности: вертикальная и горизонтальная [23].

Типология карьерных ориентаций Э. Шейна, которая на данный момент является самой известной, включает в себя следующие основы:

· Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей в определенной области. Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.

· Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, принятие ответственности за конечный результат деятельности группы сотрудников или организации в целом. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти.

· Автономия. Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать когда, над чем и сколько работать.

· Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, желанием, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет сотрудников), заботится о своих работниках после увольнения и, выглядит более надежной в своей отрасли.

· Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше» и т. д.

· Вызов. Основные ценности при ориентации данного типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.

· Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на то, чтобы в жизни было все сбалансировано, он не хочет, чтобы доминировала только семья, или только работа, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все было сбалансировано.

· Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство [1, с. 327].

1.3 Особенности профессионального и личностного развития в студенческий период.

Во время обучения на последних курсах студенты основательно знакомятся с особенностями своей специальности, усиливается интерес к научной работе, углубляется профессиональные интересы и, как следствие, сужаются сферы интересов как личности. Студенты сталкиваются с определенными видами деятельности, которые являются компонентами их будущей профессии.

Изучать период обучения в высших учебных заведениях как отдельный возрастной и социально-психологический критерий первым в отечественной психологии стал Б. Г. Ананьев. Автор говорит о том, что именно этот период является порой структурирования интеллекта
[3, с. 288].

И. А. Зимней считает, что студенчество – это социальная группа, имеющая профессиональную направленность, сформированное устойчивое отношение к будущей профессии. Автор делает акцент на том, что существует связь между представлением студента о его будущей профессии и уровнем отношения к учебе. Чем меньше студент имеет представления о будущей специальности, тем менее его положительное отношение к учебе [8].

И. С. Кон описывает студенческий период как время появления неповторимости личности, его индивидуальностью и непохожестью на других, увеличением выполняемых им ролей и обязанностей [11].

В работе «Психология изучения взрослых» Ю. Н. Кулюткин отмечает, что период взрослости личности начинается именно с социального и профессионального самоопределения. В возрасте с 17-22 лет определяется как кризисный так как личность начинает примерять на себя различные роли взрослого человека, выбирает себе профессию [12].

Характеристики этого возрастного периода изучаются такими зарубежными авторами как – Д. Бромлей, Ш. Бюллеру, Э. Эриксон.

Д. Бромлей описывает возраст 17-21 у мужчин и 16-20 у женщин как период, в который завершается фаза биологического развития. Происходит профессиональная подготовка, освоение профессиональных ролей.

Э. Эриксон определил возраст 20 лет как возраст перехода от юности к ранней взрослости. В это время человек идентифицирует себя в личностном и профессиональном плане. Этот возраст характеризуется кризисом идентичности, который состоит из социальных и индивидуально-личностных выборов, самоопределений [22].

Если индивидуум не справляется с решением одной из задач, у него формируется неадекватная идентичность, которая разрешается четырьмя способами:

· Уход от психологической интимности;

· Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления;

· Размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

· Формирование негативной идентичности, отказ от самоопределения.

 Студенческий возраст является оптимальным для развития ценностно-смысловых структур сознания личности. Этот период является завершающим этапом подготовки к вступлению в самостоятельную профессиональную деятельность. Повышается ответственность за осуществляемые выборы, за ценностные качества. Укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой.

Личность начинают волновать вопросы, касающиеся смысла жизненных проблем. Чаще это вопросы человеческого бытия. Например: «Кто я и чем ценен?», «Для чего я пришел в этот мир?» и т.д.
[16].

1.4 Проблема взаимосвязи профессиональной идентичности и карьерных ориентаций у студентов.

 Под профессиональной идентичностью понимается уровень профессионального развития, при котором происходит самоотожествление личности с избранной профессией, с ее социальными и ролевыми функциями, задачами и требованиями [13].

Внимание к проблеме профессиональной идентичности обуславливается несколькими причинами. Во-первых, современный этап развития характеризуется динамичностью социальных, демографических и др. процессов. Создается потребность в подготовке специалистов, которые будут обладать максимально выраженными профессиональными качествами, способных к постоянному развитию в социальной среде и к четкой идентификации себя в профессии [8].

Во-вторых, важной задачей образования в высшем учебном заведении является формирование личности профессионала и помощь в его самоидентификации в профессии.

Студенчество является переходным периодом в становление профидентичности, а саму профессиональную идентичность на этом возрастном этапе можно характеризовать как слабо выраженную
[19].

Если рассматривать проблему профессиональной идентичности, возникает вопрос о ее структуре.

Е. Калмыкова в качестве компонентов профессиональной идентичности психолога выделяет:

1. Личностное самоопределение психолога, которое предполагает развитие рефлексии и ответственности;

2. Парадигамальное самоопределение в теоретических концепциях;

3. Инструментальное самоопределение, предполагающее свободное владение методами, технологиями практической психологии;

4. Ситуативное самоопределение, отражающее предпочтение в работе с определенным типом клиентов и определенным типом проблем.

Итогом успешного профессионального самоопределения в вузе является сформированная- профессиональная- идентичность студентов, т.е. их профессиональное самосознание. Это происходит, если у студентов в процессе их обучения в вузе сформированы все компоненты: мотивационно-ценностный, познавательный, личностно-деятельностный, рефлексивный. Так, мотивационно-ценностный компонент позволяет сформулировать цели будущей профессиональной- деятельности, познавательный и личностно-деятельностный компоненты - овладеть студентам знаниями-и умениями, профессиональными функциями будущей профессиональной деятельности, а рефлексивный компонент — определить соответствие личностных качеств профессиональным требованиям, т.е. соответствие человека профессии и сформировать свое отношение к профессиональной деятельности.

Если результат профессиональной идентичности не достигнут, происходит дальнейшее самоопределение. Поэтому чтобы формировать профессиональную идентичность студентов в процессе обучения в вузе и делать выводы о достижении результата, необходимо было определить показатели по каждому критерию.

Карьерные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности в области карьеры. Функцией карьерных ориентаций является то, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Система карьерных ориентаций, таким образом, определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления.

Особенности карьерных ориентаций в студенческом возрасте проявляются в их низком уровне осознанности, что проявляется в формулировании отсроченных планов студентами, которые, по их мнению, начнут реализовываться после окончания вуза; постановке неопределенных целей, использовании местоимений «кто-нибудь», «какая-нибудь», «когда-нибудь»; желании одновременно достичь нескольких целей, не умея расставлять приоритеты. Данный факт выступает причиной низкого уровня планирования карьеры и выраженности внутриличностной напряженности у студентов-выпускников, независимо от этапа профессиональной подготовки.

Карьерные ориентации начинают формироваться еще в процессе вузовской подготовки, на ранних этапах профессионализации. На 4-5 курсе карьерные ориентации студентов проявляются в особенностях постановки карьерных целей и дальнейшем планировании карьеры.

Проблема формирования карьерных ориентаций заключается в том, что ход отечественной реформации меняет облик студенчества: формируется новый тип личности, ориентированный на индивидуализм, приоритет частного интереса, расчет на свои силы, ценность богатства как ценность, то есть у современных студентов формируется новая система ценностей, которая диктуется рыночной экономикой. Следовательно, высока вероятность возникновения противоречия между собственными карьерными ориентациями и общественно декларируемыми приоритетами.

Важнейшей предпосылкой успешной реализации карьерных планов студентов является согласованная непротиворечивая система карьерных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов. Данное положение возможно в случае осознания своих карьерных ориентаций и соотнесения с индивидуальными особенностями.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

В этой главе был проведен теоретический анализ понятий профессиональной идентичности и карьерных ориентаций у студентов. Проведен анализ проблем их изучения и взаимосвязи.

Профессиональная идентичность в психологии понимается как тип социальной идентичности.

Карьерные ориентации определяют профессиональный путь человека, отражают ценности карьеры и способ достижения успеха при ее построении. Карьерные ориентации обусловлены личностными особенностями, являются частью Я-концепции профессионала.

Главная социальная задача студенческого возраста
 - профессиональный выбор. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Проблема профессиональной идентичности обуславливается стремительным развитием социальных процессов и острой необходимости в квалифицированных работниках.

Проблемы карьерных ориентаций - высока вероятность возникновения противоречия между собственными карьерными ориентациями и общественно декларируемыми приоритетами

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...