Циклы развития организации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования организации. Не менее существенным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в определенный период существования. Таблица 2.2. Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и особенностей персонала
Организационные консультанты проанализировали ряд длительно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.
Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.
ВОПРОС 28: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, КАЧЕСТВА
Профессиональная деятельность менеджера по персоналу представляет собой многоролевой профиль, при построении которого принято учитывать: - сохраняющиеся и предвидимые в будущем тенденции, которые способны существенным образом повлиять на функциональные характеристики деятельности менеджера по персоналу;
- ключевые «зоны ответственности» менеджера по персоналу и наиболее важные задачи и результаты его работы; - критерии эффективности деятельности для каждой ключевой функции; - основные способы, умения и навыки, необходимые для выполнения каждой ключевой функции и достижения результата деятельности в целом; -специфичное для деятельности менеджера по персоналу поведение, в котором проявляется его компетентность. Среди ключевых ролей, характерных для профессии менеджера по персоналу, называются следующие: «кадровый стратег» - член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а так же организационные механизмы ее обеспечения; «руководитель службы управления персоналом» - организатор работы кадровых подразделений; «кадровый технолог» - разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и эффективно их использовать с учетом деловых перспектив организации; «кадровый инноватор» - руководитель, лидер – разработчик экспериментальных, инициативных или пилотных (пробных) проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение а практике кадрового менеджмента организации; «исполнитель» - специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику; «кадровый консультант» - профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала. Как известно, становление личности в значительной степени происходит под влиянием профессиональной деятельности. Именно профессиональная деятельность предоставляет возможности удовлетворить всю гамму потребностей человека, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса. В современных подходах описание особенностей профессиональной деятельности менеджера принято рассматривать сквозь призму ролей, функций и личностных качеств менеджера. Другими словами, на основе тех функций, которые выполнят менеджер, могут быть сформулированы качества, необходимые ему для эффективного выполнения своей работы, а также репертуар ролей, облегчающий его коммуникатор с окружающими.
Г. Юкл описывает работу менеджера через набор функций: постановка целей; содействие работе; ролевое распределение в группе; внимание к дисциплине; определение эффективности труда; планирование и проектирование; координация деятельности подчиненных; планирование карьеры своих подчиненных; способность руководителя воодушевлять членов команды к достижению групповых целей; содействие установлению дружеских отношений в коллективе; обратная связь о работе отдела, организации в целом, о дальнейших перспективах. О. С. Виханский и А. И. Наумов также выделяют функции, выполняемые в организации менеджерами, которые: обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения; проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации; разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении; обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию; являются основным информационным звеном связи организации с окружением; несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях. Принято считать, что успешное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых характеристик – профессионально важных качеств (ПВК) Человек может обладать ими потенциально, развивать в течение времени или компенсировать их отсутствие за счет привлечения других внешних или внутренних ресурсов. Профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой – они могут совершенствоваться в ходе деятельности, являясь ее новообразованием. Список качеств менеджера по персоналу: широта взглядов, глобальный подход; долгосрочное предвидение, гибкость; умение формировать работоспособность команды и гармоничную атмосферу в коллективе; энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска; упорная работа и непрерывная учеба; умение четко формулировать цели и установки; готовность выслушать мнение других; беспристрастность, бескорыстие и лояльность; способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций; личное обаяние; здоровье.
ВОПРОС 29: ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ И РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА.
Успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы: сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется; каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала; как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией; каким образом обеспечить условия для развития персонала; каких затрат потребуют запланированные мероприятия. Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер. Количественная оценка основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (какова форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (плана ввода в строй предприятия, поэтапности разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). Качественная оценка потребности в персонале представляется более сложным видом прогноза, поскольку она вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должна учесть ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Расчет численности персонала может быть текущим, или оперативным, и долговременным, или перспективным. Исходными данными для определения необходимой численности рабочих и их профессионального и квалификационного состава являются: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ. Общая потребность предприятия в рабочих кадрах (Ч) определяется по следующей формуле: Ч = ОП: В, где ОП – объем производства; В – выработка на 1 работающего. Более конкретные расчеты, как правило, производятся отдельно по следующим категориям: рабочие-сдельщики (с учетом трудоемкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм); рабочие-повременщики (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормированных зданий, фонда рабочего времени); ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения); обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание). Дополнительная потребность в кадрах (ДП) представляет собой различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода. Общая потребность предприятия в специалистах и служащих (А) определяется по формуле А = Чс + Д, где Чс – численность специалистов, имеющихся в отрасли, регионе на начало планируемого периода; Д – дополнительная потребность в специалистах. Расчет ДП в специалистах и служащих включает: - развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства): Дп = Апл – Аб, где Апл – общая потребность в специалистах в планируемый период; Аб – общая потребность специалистов в базовом периоде; - частичную замену практиков, временно занимающих должности специалистов: Дп = Апл * Кв, где Кв – коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2…4% от общей численности в год); - возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности и др.); - учет вакантных должностей, исходя из утвержденных штатов, с учетом ожидаемого выбытия работников. Долговременный расчет потребности в специалистах осуществляется, когда речь идет о глубине планирования на период более трех лет. Коэффициент насыщенности определяется отношением числа специалистов на 1 тыс. работников или на 1 млрд руб. объема производства: А = Чр * Кн, где Чр – среднесписочная численность работающих, Кн – нормативный коэффициент насыщенности специалистами.
ВОПРОС 30: НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ
Средством мотивации могут служить не только деньги. Определенные результаты может дать использование патерналистской стратегии, но не дополненной патриотизмом. Это могут быть, в частности: выпуск высококачественной продукции с акцентированием фирменной марки, регулярное привлечение работников к реализации своей продукции, эффективная поддержка предложений и различных видов активности персонала. Такие средства можно эффективно использовать, прежде всего, на тех предприятиях и в тех производствах, где преобладают женщины, а также на заводах с богатой историей, где удалось сохранить за кризисные годы значительную часть кадровых работников. Очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование последних о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|