Средства обучения - это различные объекты, используемые педагогом и обучающимися в процессе обучения.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: · задачами урока или занятия; · содержанием учебного материала; · применяемыми методами обучения; · предпочтениями учителя. Классификации средств обучения: 1. По характеру воздействия на обучаемых: · визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; · аудиальные: музыкальный центр, радио; · аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации. 2. По степени сложности: · простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; · сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. 3. По происхождению: · натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); · символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; · технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева: · естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); · объемная (геометрические фигуры, чучела); · изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); · графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы); · символическая (географические карты, глобус); · звуковая (магнитофонная запись);
· мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали. Технические средства обучения: ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. Методика использования ТСО. 1. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. 2. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: · Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. · Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). · Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. · При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
Современные информационные средства обучения. 1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки). Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере. Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу. Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|