Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.




С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

1. Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль. 4

2. Исторические типы мировоззрения. 6

3. Сущность и структура философского знания. 8

4. Функции философии. 9

5. Место и роль философии в культуре. 10

6. Основные направления и школы философии. 12

7. Философская мысль в Древней Индии. 15

8. Философские учения Древнего Китая. 19

9. Античная философия, ее особенности и этапы развития. 22

10. Сократ и его вклад в философию. 23

11. Философия Платона. 24

12. Философская система Аристотеля. 26

13. Особенности философии Средневековья. 29

14. Патристика. Августин Блаженный. 30

15. Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья. Фома Аквинский и его учение. 32

16. Основные черты и представители философии эпохи Возрождения. 34

17. Философские взгляды Н.Кузанского. 36

18. Характерные черты философии Нового времени. 37

19. Философское учение Ф.Бэкона. 39

20. Философия Р.Декарта. 41

21. Философия эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII века: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. 42

22. Особенности немецкой классической философии. 45

23. Философское учение И.Канта. 46

24. Философская система Г.Гегеля. 49

25. Иррационализм философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона. 51

26. Основные идеи философии марксизма. 53

27. Основные этапы развития русской философии. 55

28. Русская философия XVIII века. М.В.Ломоносов. А.Н.Радищев. 58

29. Славянофилы и западники в русской философской мысли. 59

30. Русская религиозная философия. 62

31. Основные направления современной западной философии. 65

32. Феноменология как направление современной философии. 66

33. Философские идеи фрейдизма. 67

34. Экзистенциалистский тип философствования. 68

35. Философская герменевтика. 70

36. Философский смысл проблемы бытия. 71

37. Философское учение о материи. 72

38. Формы и уровни бытия материи. 74

39. Проблема понимания пространства и времени в философии. 76

40. Уровни и формы развития. 77

41. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия. 78

42. Мир как иерархия систем. 82

43. Сущность и отличительные признаки систем. 84

44. Сущность и генезис человека: основные подходы. 85

45. Личность как субъект и объект общественной жизни. 86

46. Проблема смысла жизни человека. 88

47. Соотношение свободы и ответственности. 89

48. Сознание: его происхождение и сущность. 91

49. Структура и функции сознания. 93

50. Сознание и язык. Проблема бессознательного. 95

51. Познание, его уровни и формы. 96

52. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии. 98

53. Чувственное познание и его формы. 100

54. Логическое познание и его формы. 101

55. Истина и ее критерии. 103

56. Практика как критерий истины. 105

57. Роль метода в познавательной деятельности. 106

58. Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки. 107

59. Система методов научного познания. 109

60. Самоорганизация – как проявление бытия материального и идеального. 110

61. Природа и сущность человека. 112

62. Объект и предмет социальной философии. Исторические типы понимания социального. 113

63. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. 115

64. Структура общества и его типология. 117

65. Проблема общественного прогресса: сущность, этапы, критерии. 119

66. Личность как субъект и объект общественной жизни. 121

67. Свобода и ответственность личности. 123

68. Сущность и типы социальной регуляции (традиции, мораль, право, религия). 125

69. Природа и общество. Проблема экологии. 127

70. Понятие культуры, ее структура и функции. 130

71. Основные сферы общественной жизни. 131

72. Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания. 133

73. Понятие цивилизации, развитие идеи цивилизации. 136

74. Ценности в жизни человека и общества. 138

75. Глобальные проблемы современности. 140

 

 

Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.

Мировоззрение, по своей сущности, социальный феномен, возникший с появлением человеческого общества. Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Представляет единство знаний, убеждений, ценностей и деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира. Мировоззрение выступает как общественное самосознание, воплотившееся в индивиде и определяющее его практическую деятельность. Существуют несколько основных форм мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Возникновение философского мировоззрения — показатель зрелости общественных отношений, уровня знаний об окружающем мире, зарождения и развития теоретического, научного мышления.

По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравствственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.

Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта; составляет ядро общественного и индивидуального сознания, носителями которых соответственно являются социальная группа и личность; характеризует различные ступени развития общества по степени их зрелости; имеет огромное практическое значение, в решающей степени влияя на жизненные устремления, трудовую деятельность и быт, всю сферу человеческой экзистенции.

Человек познает окружающий мир и воздействует на него, используя весь "арсенал" своих возможностей: различные формы мышления, целостное переживание реальности в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций и т.д. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, рациональное объяснение мира, но это вовсе не значит, что оно пренебрегает богатой гаммой человеческих чувств и переживаний. Напротив, философы активно использовали и используют различные душевные состояния для разъяснения своих теоретических взглядов, концепций, теорий. Платон, например, связывал возможность философии, ее начало с высшей степенью проявления такого чувства, как удивление: "изумление... есть начало философии". Образцом высоких эмоций, неотделимых от мировоззренческой позиции, может служить известное высказывание И.Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мною и моральный закон во мне". Один из крупнейших философов XX века М.Хайдеггер связывал с особым чувственным состоянием — "настроением" — саму возможность постижения "голоса Бытия сущего".

Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими. На взаимодействие чувства и разума большое влияние оказывают психологический склад людей, национально-культурные традиции, весь предшествующий опыт духовного развития.

Содержание сознания лишь тогда превращается в мировоззрение, когда оно приобретает характер убеждения, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей. Процесс превращения взглядов в убеждения сопровождается все большей степенью доверия к их содержанию, смыслу. Убежденность проявляется через осуществление воли как способности к выбору деятельности и усилиям по ее осуществлению. Для волевого акта характерно переживание "я должен", осознание ценностей характеристики своего выбора. Знания находятся в известном противоречии с ценностями, так как могут быть использованы во благо или зло. Сила личного убеждения в свободном нравственном выборе, который определяет ценностные мотивы, соответствующие жизненным потребностям и интересам людей. Как уготованное благо является злом, так и взгляды, навязанные только лишь силой авторитета государства, личности, церкви или какими-либо другими внешними обстоятельствами и причинами, обрекают на пассивность, беспомощность, дезориентацию в осознании существенных потребностей, безволие по отношению к власти импульсивных желаний и непосредственно испытываемых потребностей. Длительная манипуляция сознанием людей атрофирует способность волевого выбора, лишает их убежденности, а, следовательно, и ответственности за свои поступки. И напротив, мировоззрение как результат свободного личного выбора обеспечивает глубокую внутреннюю убежденность, обеспечивает имманентное воспроизводство идеалов, ценностей, нравственных принципов общественного и индивидуального развития. Ценностно-смысловой вакуум, который переживает наше общество — наглядный пример в подтверждение сказанного.

Развитая личность обладает определенным мировоззрением, которое представляет знания и ценностей как осознанной характеристики цели действия: человек убежден действовать для достижения цели именно так и ни как иначе. Он уверен в своей правоте. З.Фрейд был глубоко прав, когда говорил, что никого нельзя принуждать ни к вере ни к безверию. Человек остается человеком только тогда, когда он во что-то верит. Не верующий ни во что — это уже не человек или еще не человек. Вопрос заключается лишь в том, во что именно человек верит: в бога, разум, науку, будущее, идею, идеалы?. В силу этого уверенность, вера может приобретать различные формы в различных мировоззренческих системах от рационалистической уверенности, основанной на опыте, эксперименте до религиозных убеждений, основанных на вере в трансцендентное существо, мировой разум и т.д.

Но кроме убежденности в знаниях, выборе, поступках необходимо и сомнение. Одно лишь упование на веру, даже в разум, как убедительно свидетельствует история, чревато опасными и непредсказуемыми последствиями. Разумеется, человеческой деятельности должна постоянно сопутствовать вера, но и сомнение является важной составляющей компонентой человеческого бытия. Где нет сомнения, там господствуют различные догматы, культы, порабощающие человека, ограничивающие его свободу, творчество. И, напротив, где отсутствует вера произрастает нигилизм, отрицающий все и вся. Существует, таким образом, диалектика веры и сомнения, выявляющая меру этого единства как одного из важных условий целостности мировоззрения.

Мировоззрение определенным образом соотносится и с понятием идеология, которая охватывает ту часть мировоззрения, которое ориентируется на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом охватывает всю объективную действительность человека.

Значительную роль в мировоззрении в различных эпохах, в том числе и наше время, играют практические, обыденные знания и сведения, основанные на здравом смысле, повседневном практическом опыте. Такие взгляды нередко называют "жизненной философией". Этот уровень мировоззрения характеризуется традиционными, стихийными несистематизированными сведениями о мире. Они носят самый разнообразный характер и определяются уровнем образования, культурой, национальными, религиозными традициями своих субъектов — носителей. Существует и другой, более высокий уровень рассмотрения отношения человека к миру — теоретический, к которому относится и философия.

Следовательно, в состав мировоззрения, сложного интегрального образования, входят вся совокупность обобщенных знаний о мире — научных, практических, профессиональных и других, а также различные целостные системы, формирующие представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отношение к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей. Характерная черта мировоззрения — единство образа мыслей и образа действий, это сфера поступков, социальной активности, деятельности в решении насущных жизненных проблем. Таким образом, в мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны в их взаимосвязи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...