Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)




 

Статья 16. 1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

 

Глава 16 КоАП РФ содержит 22 статьи и посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил).

1. Норма комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа и конфискации товаров за наиболее опасный состав правонарушения в таможенной сфере. Состав данного правонарушения граничит с уголовным преступлением (ст. 188 УК " Контрабанда" ). Контрабандой является перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов (стоимость перемещенных товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.

Таким образом, если стоимость товаров или транспортных средств, незаконно перемещаемых гражданином через таможенную границу РФ, превышает 500 МРОТ либо если товары включены в перечень ч. 2 ст. 188 УК, в этих случаях правонарушитель подлежит уголовной ответственности.

Под перемещением через таможенную границу РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров, транспортных средств любым способом включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использованием трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под товарами в Таможенном кодексе понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая тепловая, иные виды энергии, а также транспортные средства за исключением специально оговоренных случаев.

Транспортными средствами, согласно ТК, являются только средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

2. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также порядок их таможенного контроля.

Таможенный контроль определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному контролю. Моментом начала таможенного контроля и его завершения являются сроки, установленные ст. 192 ТК. Предметами данного правонарушения являются товары и транспортные средства, в отношении которых нарушены таможенные правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляет перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу помимо либо с сокрытием от таможенного контроля.

Данная статья содержит конкретные способы сокрытия товаров и транспортных средств: перемещение путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с предоставлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

4. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица. Наиболее распространенным субъектом данного правонарушения являются таможенные перевозчики (ст. 18 ТК). Субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умыслом. Дела по данной статье рассматриваются судьей, которому законодательно дана возможность назначения нескольких вариантов административного наказания:

- основное наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

- основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

 

Статья 16. 2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств

 

1. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.

В соответствии с Таможенным Кодексом, декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства: перемещаемые через таможенную границу РФ, либо таможенный режим которых изменяется. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах. Форма, порядок декларирования, перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Федеральной таможенной службой РФ.

Достоверное декларирование товаров означает их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Субъектом правонарушения является декларант (лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер).

3. Дела по комментируемой статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа, а в случае назначения конфискации дело подлежит рассмотрению судьей. По данной статье предусмотрены следующие административные наказания:

- основное наказание в виде административного штрафа для граждан и юридических лиц - от одной второй до двукратной стоимости товаров или транспортных средств, для должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ;

- основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом занижения налоговой базы (ст. 122 Налогового кодекса). Таким образом, одно и то же деяние одновременно может порождать ответственность и по Налоговому кодексу, и по КоАП).

 

Статья 16. 3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации

 

1. Объектом правонарушения в данной статье является порядок ввоза в РФ или вывоза из нее товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются запреты, установленные в соответствии с федеральными законами.

2. В соответствии с Таможенным кодексом, товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в РФ или вывозу их РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы РФ. В качестве мер по защите экономических интересов РФ могут применяться: специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, экспортный контроль, контроль за качеством товаров, квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций.

3. При привлечении к ответственности по данной статье следует установить, какие запреты и ограничения применялись к конкретному ввозимому или вывозимому товару и в чем заключалось из нарушение.

 

Статья 16. 4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

 

1. К основным обязанностям декларанта относятся: подача таможенной декларации, предъявление товаров по требованию таможенного органа, уплата таможенных платежей.

2. Декларированию в письменной форме, согласно ТК, подлежат товары: перемещаемые в несопровождаемом багаже, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, ввоз и вывоз которых ограничен, письменное декларирование которых при вывозе предусмотрено законодательством РФ.

Таможенное законодательство содержит перечень товаров, подлежащих письменному декларированию в случае перемещения через таможенную границу РФ. Сюда относятся также:

- вывозимая из РФ: валюта РФ в сумме более 500 МРОТ, иностранная валюта - более 3000 долл. США;

- ввозимая в РФ: валюта РФ в сумме более 500 МРОТ, иностранная валюта - более 10000 долл. США.

 

Статья 16. 5. Нарушение режима зоны таможенного контроля

 

1. Объектом данного правонарушения является порядок осуществления таможенного контроля (режим зоны таможенного контроля).

Зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории РФ, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местах нахождения таможенных органов, в местах таможенного оформления и иных местах, определяемых нормативно-правовыми актами Федеральной Таможенной службы.

2. Объективную сторону правонарушения образуют запреты по осуществлению производственной и иной коммерческой деятельности (ч. 1 ст. 360, ч. 4 ст. 362), перемещению товаров и транспортных средств через границы таможенных зон.

3. Субъектами данного правонарушения являются физические или юридические лица, которые нарушили режим зоны таможенного контроля.

4. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2. 1 КоАП.

 

Статья 16. 6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы

 

1. Объектом правонарушения по данной статье является порядок доставки товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом место.

В соответствии со ст. 140 ТК, перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них в определенное таможенным органом место без какого-либо изменения их упаковки или состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа при нормальных условиях транспортировки и хранения.

2. Субъектом правонарушения является перевозчик.

3. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, которое заключается в непринятии мер для обеспечения сохранности товаров и невыполнение требований о незамедлительном сообщении перевозчиком об обстоятельствах аварии.

 

Статья 16. 7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении

 

1. Одной из важнейших задач декларирования является правильное определение таможенной стоимости перемещаемых товаров, для чего в таможенный орган подается декларация таможенной стоимости.

Для подтверждения сведений по таможенной стоимости декларант должен представить следующие документы: (внешнеторговый контракт, платежные документы, транспортные и страховые документы, таможенную декларацию страны отправления и т. д. )

2. В случае предоставления в таможенный орган недействительных документов налагается административных штраф для граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; для юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда либо конфискация предметов административного правонарушения.

 

Статья 16. 8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам

 

1. Объектом правонарушения по данной статье является порядок таможенного контроля за судами и плавучими средствами.

2. Объективную сторону правонарушения образует противоправное действие - причаливание (т. е подход и швартовка) к судну, находящемуся под таможенным контролем.

3. Субъектом правонарушения является владелец судна или лицо, управляющее судном, которое причаливает к судну или другому плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем.

4. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2. 1 КоАП.

 

Статья 16. 9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них

 

1. Объектом правонарушения является порядок доставки товаров и документов на них в определенное таможенным органом место, а также порядок таможенного контроля за нахождением товаров на временном хранении или под определенными таможенными режимами.

2. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные деяния:

- выдача без разрешения таможенного органа товаров и документов на них;

- утрата находящихся под таможенным контролем товаров является выбытием товара из владения лица, ответственного за его сохранность;

- недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров;

- утрата документов на находящиеся под таможенным контролем товары.

3. Если таможенные орган при назначении основного наказания посчитает необходимым также назначение дополнительного наказания в виде конфискации, дело подлежит передаче на рассмотрение судьи.

 

Статья 16. 10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита

 

1. Через таможенную границу РФ товары перемещаются в соответствии с их таможенными режимами.

При транзите не требуется уплата таможенных пошлин и налогов. Разрешение на транзит выдается таможенным органом не позднее 3 дней после принятия транзитной декларации, при этом устанавливается срок транзита и место доставки.

2. Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении правил определенных таможенных режимов: международного таможенного транзита и внутреннего таможенного транзита.

3. Субъектом правонарушения является перевозчик. Если установлено, что перевозчик не выполнил своих обязательств в ситуации, когда у него не было возможности их исполнить, лицо будет считаться невиновным в силу ч. 2 ст. 2. 1 КоАП.

 

Статья 16. 11. Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации

 

1. Объектом правонарушения является порядок таможенного контроля, осуществляемого посредством идентификации.

2. Согласно ТК, таможенными органами могут идентифицироваться: транспортные средства, помещения, где находятся товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю; места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контрлем.

Идентификация является средством таможенного контроля, применяемым для отождествления товаров и транспортных средств, обеспечения их сохранности, недопущения незаконных операций с ними. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения маркировки, штампов, взятия проб, составления чертежей и других средств. Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения.

3. Субъектом правонарушения являются лица, ответственные за сохранность средств идентификации.

 

Статья 16. 12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

 

1. Объектом правонарушения является установленный порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля.

Если Федеральной таможенной службой РФ не установлено иное, декларация должна быть подана не позднее 15 дней с даты представления товаров. Для некоторых товаров (алкогольные и табачные изделия, товары, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) установлены специальные сроки представления таможенной декларации. В соответствии со ст. 174 ТК подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в подаче в таможенный орган таможенной декларации, документов для таможенных сведений с нарушением установленных сроков.

3. Субъектом правонарушения является лицо, на которое возлагается обязанность по представлению таможенной декларации, документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.

 

Статья 16. 13. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа

 

1. Как следует из Таможенного кодекса, грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускается только с разрешения таможенного органа.

2. Объективную сторону правонарушения образуют перечисленные в статье операции:

- грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем без разрешения таможенного органа;

- разгрузка товаров, ввоз которых на территорию РФ запрещен;

- неуведомление таможенного органа о перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем.

3. Субъектом правонарушения является любое лицо, совершившее противоправные действия, описанные в комментируемой статье.

 

Статья 16. 14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций

 

1. Объектом правонарушения является установленный порядок помещения товаров на хранение и проведения с ними операций в период хранения.

2. Объективную сторону правонарушения образуют следующие действия:

- нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров;

- нарушение порядка или сроков хранения товаров на таможенном складе, складе временного хранения, свободном складе или складе получателя товаров;

- проведение операций с товарами, помещенными на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или склад получателя товаров.

3. Субъектами правонарушения могут быть владелец склада, лицо, помещающее товары на хранение. Данная статья применяется за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы - ст. 16. 9, 16. 11, 16. 13, 16. 16.

 

Статья 16. 15. Непредставление в таможенный орган отчетности

 

1. Ст. 180 ТК установлено, что одной из форм таможенного контроля является проверка системы учета и отчетности.

2. Объективная сторона правонарушения заключается в следующих деяниях:

- непредставление в таможенный орган отчетности;

- несвоевременное представление в таможенный орган отчетности;

- представление таможенному органу недостоверной отчетности.

3. Необходимость представления таможенному органу отчетности возложена на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела, то есть субъектом правонарушения являются владельцы: складов временного хранения, таможенных и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли и т. д. Граждане не являются субъектами ответственности по данной статье.

 

Статья 16. 16. Нарушение сроков временного хранения товаров

 

1. Как правило, срок временного хранения составляет два месяца. По мотивированному запросу лица он может быть продлен до четырех месяцев. Срок хранения скоропортящихся товаров устанавливается в пределах срока их годности, но не более двух месяцев.

2. Таможенный орган вправе, с учетом времени, необходимого на подачу таможенной декларации, вида товаров уменьшить срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения.

Таможенным кодексом предусмотрены и особые сроки временного хранения. Так, предельный срок хранения товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ, составляет трое суток.

 

Статья 16. 17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации

 

1. При завершении таможенного оформления таможенные органы совершают действия, заключающиеся в разрешении пользоваться товарами в соответствии с таможенными режимами. Такие действия носят название - выпуск товаров. Он осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации.

2. Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии уплаты таможенных платежей. В ином случае товары считаются условно выпущенными.

Предоставление недействительных документов для выпуска товаров влечет наложение административного штрафа.

 

Статья 16. 18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

 

1. Объектом правонарушения являются требования таможенного режима временного ввоза.

2. ТК установлено, что временно ввозимые товары подлежат возврату в неизменном состоянии. Сроки временного ввоза товаров устанавливаются таможенным органом и не могут превышать двух лет. В день истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму либо помещены на склады временного хранения.

3. В соответствии со ст. 74 ТК лицо, временно вывезшее товары и не возвратившее их в установленные сроки, не несет ответственности перед таможенным органом лишь в случае, если произошло действие непреодолимой силы, естественного износа при нормальных условиях транспортировки.

 

Статья 16. 19. Несоблюдение таможенного режима

 

1. Объектом правонарушения является порядок применения таможенных режимов. Таможенный режим определяется как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей (ст. 18 ТК). С помощью таможенного режима определяется статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от причин их ввоза-вывоза.

Каждый таможенный режим содержит перечень требований, распространяющихся на товары, помещенные под данный режим, которые пользователь таможенного режима должен соблюдать.

2. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия: нарушений требований таможенного режима при проведении операций с товарами; изменение состояния товаров, помещенных под определенный таможенный режим; незавершение таможенного режима в установленные сроки; неисполнение требования таможенного режима при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2. 1 КоАП.

 

Статья 16. 20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами

 

1. Объектом правонарушения является порядок пользования и распоряжения условно выпущенными товарами. В соответствии со ст. 18 ТК условный выпуск - это выпуск товаров и транспортных средств, связанный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений или условий.

В соответствии со ст. 151 ТК, условный выпуск товаров возможен, если:

- льготы по уплате таможенных платежей связаны с ограничением по пользованию и распоряжения товарами;

- товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения;

- товары выпускаются без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений.

2. Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, выражающиеся в нецелевом использовании без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами или арестованными товарами. Субъектом правонарушения является лицо, которое воспользовалось или распорядилось товарами нецелевым образом без разрешения таможенного органа.

3. За совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей, установлены следующие административные наказания: административный штраф либо конфискация предметов административного правонарушения.

 

Статья 16. 21. Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств

 

1. Данная статья направлена на пресечение противоправных действий, способствующих перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил, в также реализации незаконно ввезенных товаров.

2. Возбуждению дела по комментируемой статье часто предшествует привлечение к ответственности по другим статьям гл. 16 КоАП (ст. 16. 1, 16. 2). Хотя это происходит не всегда. В любом случае обстоятельства совершения с товарами и транспортными средствами незаконных операций подлежат установлению в ходе административного расследования.

3. Субъектом правонарушения по данной статье является лицо, совершившее перечисленные в статье противоправные действия.

 

Статья 16. 22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

 

1. Объектом правонарушения является порядок уплаты таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Под таможенными платежами в ст. 18 ТК понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке таможенным органами. Таможенным кодексом определено, что таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

2. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, выражающееся в неуплате в установленные сроки таможенных платежей.

3. Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность уплатить таможенные платежи.

 

Статья 16. 23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела

 

1. Объектом правонарушения является порядок осуществления деятельности в области таможенного дела.

2. Объективную сторону правонарушения образует ряд противоправных действий: совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров; осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения или владельцев таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов; несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Оказание услуг таможенного брокера, таможенного перевозчика без наличия соответствующего свидетельства является противоправным и образует состав нарушения таможенных правил. В качестве административного наказания по данной статье применяется административный штраф.

3. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной виной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...