Статья 68
1. В ч. 1 комментируемой статьи закрепляется наличие в Российской Федерации государственного языка. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Данный статус русского языка, как установил ФЗ от 1 июня 2005 г. " О государственном языке Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 23. ст. 2199), предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим ФЗ, другими федеральными законами, Законом РФ от 25 октября 1991 г. " О языках народов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3804) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 1). Развивая приведенное положение, ФЗ " О государственном языке Российской Федерации" закрепил: - сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации, отнеся к ним деятельность органов публичной власти, наименование этих органов и организаций всех форм собственности, судопроизводство, официальное опубликование международных договоров РФ, законов и иных нормативных правовых актов, написание наименований географических объектов, нанесение надписей на дорожных знаках, оформление документов, удостоверяющих личность, и др. (ст. 3); - способы защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации, предусмотрев, в частности, что федеральные органы государственной власти разрабатывают и принимают специальные законы и целевые программы, принимают меры по совершенствованию системы образования и подготовки специалистов в области русского языка, содействуют его изучению за пределами Российской Федерации, способствуют изданию словарей и грамматик русского языка и т. д. (ст. 4);
- основные направления обеспечения права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, в числе которых названы такие, как получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; получение информации на русском языке в органах публичной власти, а также через общероссийские, региональные и муниципальные СМИ; право лиц, не владеющих государственным языком Российской Федерации, на пользование в установленных случаях услугами переводчика (ст. 5); - ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации (ст. 6). Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 714 " О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" (РГ. 2006. 29 ноября) установлено, что Министерство образования и науки РФ: - утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации; - определяет порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации. При этом под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет республикам право устанавливать свои государственные языки. Это подтверждается Законом РФ " О языках народов Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3). Согласно названному Закону, высшие органы государственной власти Российской Федерации призваны содействовать развитию государственных языков республик (ст. 6); он может употребляться в работе органов государственной власти республик и местного самоуправления наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); на нем в республиках могут публиковаться федеральные и республиканские правовые акты (ст. 12, 13); возможно его использование наряду с государственным языком России при подготовке и проведении выборов и референдумов (ст. 14), в деятельности предприятий, организаций и учреждений (ст. 15), в судопроизводстве (ст. 18) и т. д. Постановлением Правительства от 5 января 2001 г. N 7 " О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828" (СЗ РФ. 2001. N 3. ст. 242) закрепляется, что к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготовляться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Конституции республик, по общему правилу, государственными языками своего образования признают русский язык и наравне с ним язык титульной нации: в Бурятии - бурятский, Татарстане - татарский, Северной Осетии - осетинский, Адыгее - адыгейский и т. д. В Кабардино-Балкарии статус государственного помимо русского имеют кабардинский и балкарский языки, а в Дагестане - все языки его народов. В Карелии государственным языком является русский, но резервируется возможность устанавливать другие государственные языки на основе прямого волеизъявления населения республики (референдума). Введение собственных государственных языков означает, что республики берут на себя обязанность обеспечить их равноправие с общефедеральным государственным языком, несут бремя расходов, связанных с применением и изучением государственных языков республик, устанавливают порядок их использования (например, Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. " О языках народов Республики Бурятия". Бурятия. 1992. 23 июня).
Конституционный Суд, интерпретируя ч. 2 ст. 68 Конституции в связи с проверкой законов о выборах Президента Республики Башкортостан (Постановление от 27 апреля 1998 г. N 12-П//СЗ РФ. 1998. N 18. ст. 2063), констатировал, что из приведенных конституционных положений не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства. Более того, когда надлежащим образом не определен правовой статус данного государственного языка и, как следствие, возможны его произвольная трактовка, чрезмерность языковых требований и трудности оценки их правомерности, то в таких условиях должна обеспечиваться реализация избирательных прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка. Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию относительно правомочий по определению статуса государственных языков республик. В частности, в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 16-П (СЗ РФ. 2004. N 47. ст. 4691) отмечается, что: данный вопрос не может быть предметом исключительного ведения субъектов Федерации; федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан, а также определять общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статус государственных. Исходя из этого, Суд признал конституционным положение п. 6 ст. 3 Закона РФ " О языках народов Российской Федерации" о том, что в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы; иные графические основы государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Такое законодательное решение, подчеркивается в Постановлении, в настоящее время обеспечивает - в интересах сохранения государственного единства - гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами Российской Федерации прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком.
3. Положения ч. 3 ст. 68 свидетельствуют о том, что установление государственных языков не означает забвения иных языков народов, населяющих Российскую Федерацию. Всем им гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Такой подход согласуется с международно-правовыми нормами. " В тех странах, - сказано в Международном пакте о гражданских и политических правах (Ведомости СССР. 1976. N 17. ст. 291), - где существуют... языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы... пользоваться родным языком" (ст. 27). Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ратифицирована ФЗ от 18 июня 1998 г. //СЗ РФ. 1999. N 11. ст. 1256) предусматривает, что ее участники будут обеспечивать развитие языков национальных меньшинств, защищать их представителей от дискриминации по языкового признаку, создавать условия для использования данных языков в частной и публичной жизни, способствовать изучению языков национальных меньшинств и получать на них образование. Более развернутые меры в указанном отношении содержит Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (от 5 ноября 1992 г. ), которая, согласно Распоряжению Президента РФ от 22 февраля 2001 г. N 90-рп (СЗ РФ. 2001. N 9. ст. 849), должна быть подписана МИД РФ и подготовлена к ратификации. Сообразуясь с международно-правовыми стандартами, Закон РФ " О языках народов Российской Федерации" объявляет языки народов России национальным достоянием России; гарантируются равные их права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические); предусматривается финансирование соответствующих государственных программ, возможность создавать письменность на родном языке, проводить исследования всех языков народов России, организовывать воспитание и обучение на родном языке независимо от численности представителей этнических групп и в соответствии с их потребностями; признается допустимым в местах компактного проживания иноязычного населения использование наряду с государственными языками в официальных сферах общения (делопроизводстве органов государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, топонимике) языка данного населения. ФЗ от 13 января 1996 г. " Об образовании" (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 150) устанавливает, что язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения; государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности (ч. 3, 7 ст. 6). Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. (Ведомости РФ, 1992. N 46. ст. 2615) закрепляют права национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка (ст. 21). Меры государственной защиты национальных (родных) языков (во многом схожие с теми, которые отражены в названных федеральных законах) приводятся также в ФЗ от 17 июня 1996 г. " О национально-культурной автономии" (СЗ РФ. 1996. N 25. ст. 2965).
Право народов на родной язык, закрепленное в рассматриваемой части статьи, по сути есть коллективное право. По смыслу Конституции и законодательства, данное право включает четыре вида взаимосвязанных коллективных прав: - право на сохранение своего языка, что предполагает возможность его возрождения и свободное устное и письменное использование этническим сообществом, недопустимость установления каких-либо ограничений и запретов со стороны государства в данном отношении, а также принятие административных мер, которые бы приводили к расчленению или " размыванию" языкового сообщества вопреки его воле; - право при содействии государства создавать письменность на родном языке, графическая основа которого, в отличие от государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, не регламентируется и может иметь, кроме кириллицы, иную основу; во всяком случае, государство это не запрещает; - право на изучение родного языка, что обуславливает для народов возможность учреждать свои системы образования и учебные заведения на родном языке, получать от государства помощь в его преподавании и научном исследовании; - право на развитие родного языка, что должно быть связано с поощрением соответствующей активности народов и их представителей (например, по изданию книг, созданию средств массовой информации на своих языках), оказанием им необходимой финансовой и иной помощи, обеспечением права проживать в родной языковой среде или, говоря иначе, в условиях, в которых можно было бы шире использовать родной язык в повседневных ситуациях как в частной, так и в публичной сфере. Из сказанного следует, что право народов на родной язык, его сохранение, изучение и развитие - это вопрос, который находится в зоне ответственности как самих этнических сообществ, так и государства, которое берет на себя обязательства по мере необходимости и возможности содействовать им в решении данного вопроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|