Статья 70
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации представляют собой официальные символы как внешние, не имеющие аналогов, отличительные атрибуты государственного суверенитета. Им присущи стабильность, юридическая определенность описания (формы) и обязательность использования в строго оговоренных законом случаях. В них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях, на которые ориентируется государство. Никто не вправе вводить идентичные символы. Официальная символика Российской Федерации (флаг, герб) вносится в Государственный геральдический регистр РФ (Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. с " О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" изм. от 29 сентября 1999 г. //СЗ РФ. 1996. N 13. ст. 1307; 1999. N 39. ст. 4591). Описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна России устанавливаются соответствующими федеральными конституционными законами. Согласно ФКЗ от 25 декабря 2000 г. " О Государственном флаге Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 52. ч. 1. ст. 5020) Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвет. Отношение ширины флага к его длине - 2: 3. Государственный флаг РФ поднят постоянно на зданиях высших федеральных органов государственной власти, а также Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, резиденции Уполномоченного по правам человека в РФ, Центральной избирательной комиссии РФ; на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ, на зданиях органов государственной власти субъектов Федерации. Он вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) в дни государственных праздников; поднимается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации; на судах и военных кораблях; установлен постоянно: в залах заседаний палат Федерального Собрания, Правительства РФ, залах судебных заседаний, в рабочих кабинетах Президента РФ и других должностных лиц; размещается на транспортных средствах Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства РФ и в некоторых других случаях.
Изображение Государственного флага наносится на российские воздушные суда, космические аппараты, корабли, катера и суда пограничной службы, а также в качестве знака государственной принадлежности скоростных судов. Данное изображение может быть использовано как элемент или геральдическая основа государственных наград Российской Федерации, а также геральдических знаков - эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти. Государственный флаг получает особую защиту. В соответствии с настоящим ФКЗ флаги субъектов Федерации, муниципальных образований и иных субъектов не могут быть идентичны этому флагу; не разрешено его использовать в качестве геральдической основы для флагов субъектов Федерации и в других случаях; он должен всегда находиться с левой стороны от флага субъекта Федерации или в центре (левее центра) - при поднятии нескольких флагов; недопустимо, чтобы иные флаги были большего размера или поднимались выше, чем Государственный флаг страны. Специальный контроль за использованием Государственного флага осуществляет Геральдический совет при Президенте. В целях воспитания уважительного отношения к государственным символам Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. " О дне Государственного флага Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 17. ст. 1956) установлен праздник - День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа.
Надругательство над Государственным флагом квалифицируется как уголовное преступление (ст. 329 УК). Законодательство не допускает также иные формы незаконного использования (т. е. использования в нарушение установленных правил) государственных символов и предусматривает за это административную ответственность (ст. 17. 10 КоАП РФ). Статус Государственного герба Российской Федерации определяется ФКЗ от 25 декабря 2000 г. " О Государственном гербе Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 52, ч. 1. ст. 5021). Согласно данному ФКЗ, он представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Допускается воспроизведение Государственного герба без геральдического щита, а также в одноцветном варианте. Государственный герб в многоцветном варианте помещается на бланках федеральных законов и иных правовых актов, принятых федеральными органами власти, а также на бланках официальных представительств России за границей. Он воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца; помещается на печатях государственных органов, организаций и учреждений. Государственный герб помещается: на фасадах зданий федеральных органов государственной власти, в залах заседаний органов публичной власти, в рабочих кабинетах руководителей этих органов, а также глав представительств России за рубежом; на пограничных знаках и в пунктах пропуска через Государственную границу; на штандарте (флаге) Президента РФ и в некоторых других случаях.
Государственный герб может помещаться на: денежных знаках; государственных наградах Российской Федерации и документах к ним; знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования. Допускается его размещение на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти. Иные случаи использования Государственного герба устанавливаются Президентом. Предусмотрены специальные меры защиты Государственного герба как официального символа России. В частности, гербы (геральдические знаки) субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу. Указанные субъекты также не вправе его использовать в качестве геральдической основы для своих гербов (геральдических знаков). При одновременном размещении Государственного герба и герба (геральдического знака) субъекта Федерации или иных субъектов Государственный герб располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака); при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб России располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра. При одновременном размещении Государственного герба и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба России, при этом Государственный герб не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков). В названном ФКЗ записано, что порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба устанавливается Правительством РФ. В настоящий момент данный порядок регулируется постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. " Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 2. ст. 123).
Специальный контроль за использованием Государственного герба осуществляет Геральдический совет при Президенте РФ. Лица, совершившие надругательство над Государственным гербом, привлекаются к уголовной ответственности (ст. 329 УК). Законодательство не допускает также иные формы незаконного использования (т. е. использования в нарушение установленных правил) государственных символов и предусматривает за это административную ответственность (ст. 17. 10 КоАП). ФКЗ от 25 декабря 2000 г. " О Государственном гимне Российской Федерации" с изм. от 22 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2000. N 52. ч. 1. ст. 5022; 2001. N 13. ст. 1139) утверждены музыкальная редакция и текст Государственного гимна Российской Федерации. Он определяется как официальный государственный символ России, представляющий собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных ФКЗ. Гимн России может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом. Государственный гимн исполняется: при вступлении в должность Президента - после принесения им присяги; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Федерации, руководителей органов местного самоуправления; при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы; в некоторых иных случаях, установленных данным Законом; он может также исполняться: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам; во время иных торжественных мероприятий. При официальном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. В случае если исполнение гимна России сопровождается поднятием Государственного флага, присутствующие поворачиваются к нему лицом. Исполнение Государственного гимна в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.
Использование Государственного гимна в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и в порядке, устанавливаемых Президентом. Исполнение и использование Государственного гимна с нарушением настоящего ФКЗ, а также надругательство над Государственным гимном влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Закона). Однако в отличие от Государственного герба и Государственного флага федеральное законодательство не предусматривает уголовную ответственность за надругательство над гимном, а лишь запрещает его незаконное использование (т. е. использование в нарушение установленных правил) и предусматривает за это административную ответственность (ст. 17. 10 КоАП РФ). Некоторые из граждан порой сомневаются в конституционности текста Государственного гимна в части его слов " Одна ты на свете! Одна ты такая - хранимая Богом родная земля" и направляют соответствующие обращения в Конституционный Суд. Рассматривая одно из них, Суд своим Определением от 18 июля 2006 г. N 371-О признал, что ФКЗ, которым утвержден текст гимна, не содержит норм, применение которых могло бы повлечь возникновение у гражданина как субъекта конкретных правоотношений каких-либо прав или возложение на него каких-либо обязанностей. Следовательно, этот Закон, как не предполагающий возможность применения содержащихся в нем норм в смысле ст. 96 и 97 ФКЗ " О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть предметом обращения в Конституционный Суд по жалобе гражданина. 2. Часть 2 комментируемой статьи касается одного из важнейших элементов государственности Российской Федерации - ее столицы. Закрепляется, что ею является город Москва. Из этого следует, что никто не вправе объявить иную столицу России или придать ее статус другому городу без соответствующих изменений названных положений Конституции. Если статус г. Москвы как города федерального значения - субъекта Федерации определяется Конституцией и его уставом (ч. 2 ст. 66), то как столицы - прежде всего Конституцией и федеральным законом. В настоящее время действует Закон РФ от 15 апреля 1993 г. " О статусе столицы Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 683). Указанный Закон определяет столицу России в качестве места нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств субъектов Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Данное обстоятельство является решающим в характеристике статуса столицы. В этой связи определение местом пребывания Конституционного Суда РФ города Санкт-Петербурга (ст. 115 ФКЗ " О Конституционном Суде Российской Федерации", с изм. от 5 февраля 2007 г. //СЗ РФ. 1994. N 13. ст. 1447; 2007. N 7. ст. 829) входит в противоречие с пониманием столицы, получившим отражение в упомянутом Законе РФ от 15 апреля 1993 г. Город Москва, осуществляя функции столицы, предоставляет федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов Федерации, а также дипломатическим представительствам земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; вносит в федеральные органы предложения о возмещении потерь и затрат городского бюджета за счет субвенций федерального бюджета; обеспечивает необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвует в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития г. Москвы - столицы Российской Федерации, в содержании и развитии систем связи, федеральных транспортных систем на территории Москвы; согласовывает Устав города в части его столичных функций с федеральными органами государственной власти. В свою очередь федеральные органы государственной власти призваны помимо организационно-правовых мероприятий, которые они должны провести в связи с принятием закона о правовом статусе столицы Российской Федерации (п. 2, 4, 5 Постановления Верховного Совета РФ " О порядке введения в действие Закона Российской Федерации " О статусе столицы Российской Федерации" " //Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 684), полностью компенсировать затраты Москвы, понесенные при осуществлении функций столицы России. Закон допускает регулирование не охваченных им отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Москвы, возникающих в связи с его функциями столицы Российского государства, договорами, заключенными между указанными органами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|