Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Семестровые работы первого семестра




Введение

В последние годы одним из способов поступления в вузы является успешное участие школьников в олимпиадах, проводимых Союзом Ректоров России. Большое количество победителей и призеров подобных олимпиад, и особенно олимпиады «Шаг в будущее», можно встретить среди выпускников лицея № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Лицей 1580 (ранее физико-математическая школа № 1180) существует более 25 лет. За это время накоплен бесценный опыт подготовки учащихся лицея к поступлению в МГТУ им. Н. Э. Баумана и другие технические вузы. Одним из элементов подобной подготовки, являются, проводящиеся раз в полугодие, начиная с 1992-93 учебного года, общелицейские контрольные работы по математике и по физике, получившие название семестровые контрольные работы.

Одна из основных целей семестровой работы - проверка знаний учащихся по пройденному учебному материалу. Другие цели семестровой работы – научить школьников правильно распределять время для решения заданий семестровой контрольной работы, а также научиться преодолевать стресс, чтобы чувствовать себя в будущем психологически комфортно на олимпиадах и ЕГЭ.

Длительность семестровой работы – 4 астрономических часа. Как правило, семестровая работа состоит из 10 заданий разного уровня сложности, обязательно присутствует качественный вопрос. Количество различных вариантов – от четырех до шести. В последние годы в некоторые семестровые работы также стали включаться тестовые задания, с целью тренировки к предстоящему в будущем Единому Государственному Экзамену. Однако, в отличие от заданий ЕГЭ, мы требуем дать пояснения к выбору правильного ответа.

Каждое задание семестровой работы оценивается определенным количеством баллов, зависящим от уровня сложности. Максимальное количество баллов, которое можно получить за работу – 100, именно таким максимальным баллом в настоящее время оценивается большинство олимпиадных работ, такая же система принята и в ЕГЭ по физике. В зависимости от набранных баллов, учеником может быть получена одна из следующих оценок: 2 (два), 2, 5 (два с половиной), 3 (три), 3, 5 (три с половиной), 4 (четыре), 4, 5 (четыре с половиной) и 5 (пять). Для получения минимальной положительной оценки «тройки» необходимо набрать не менее 30 баллов. Такой минимальный балл приблизительно соответствует минимальному баллу ЕГЭ по физике. Следует отметить, что семестровая работа никоим образом не напоминает ЕГЭ по физике, она лишь может включать в себя небольшое количество тестовых заданий (примерно, 3-4 задания). Остальные задания распределены по уровням сложности - от простых «типовых» задач, до сложных олимпиадных задач.

В пособии представлены семестровые контрольные работы, проводившиеся в лицее № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана за первое и второе полугодия 10 класса. Семестровые работы 11 класса предполагается издать позже.

Семестровая работа первого семестра (первого полугодия десятого класса) обычно проходит в декабре и содержит задания по различным разделам механики: в основном это разделы «Кинематика», «Динамика», «Импульс. Работа. Энергия».

Семестровая работа второго семестра (второго полугодия десятого класса) обычно проводится в конце учебного года и содержит задания по всему курсу физики десятого класса, включая такие разделы физики, как «Механика», «Молекулярная физика и Термодинамика», «Электричество» (за исключением раздела «Магнетизм»).

В пособии представлены 24 оригинальных варианта семестровых работ, проведенных в 2010 – 2014 учебных годах. Для заданий четырех вариантов даны подробные решения, остальные задания снабжены ответами. Для каждого задания, указан максимальный балл, который можно получить при его полном решении. Критерии оценивания заданий, а также система оценивания семестровой работы приведены в приложениях.

Пособие может быть использовано учащимися десятых и одиннадцатых классов, а также учителями выпускных классов школ. Надеемся, что оно окажется полезным для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ.

1. СЕМЕСТРОВЫЕ РАБОТЫ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА

При выполнении тестовых заданий 1-3 в каждом из вариантов 1-6 семестровой работы укажите номер ответа, который вы считаете правильным. Ответ объясните.

Ответом к заданию 4 вариантов 1-6 является последовательность цифр. Укажите последовательность цифр, которую вы считаете правильной. Ответ объясните.

Вариант 1

1. (5 баллов). Тело движется вдоль оси Ох, причем проекция скорости ux меняется с течением времени по закону, приведенному на графике (рис. 1). Какой путь прошло тело за время от 4 до 16 с?

1) 16 м  2) 28 м   3) 36 м   4) 40 м

2. (5 баллов). К системе из кубика массой 1 кг и двух пружин приложена постоянная горизонтальная сила  (рис. 2). Между кубиком и опорой трения нет. Система покоится. Жесткость первой пружины k1 = 300 Н/м. Жесткость второй пружины k2 = 600 Н/м. Удлинение первой пружины равно 2 см. Модуль силы F равен

1) 6 Н    2) 9 Н      3) 12 Н    4) 18 Н

3. (5 баллов). Шарик массой 100 г, движущийся со скоростью 1 м/с, абсолютно упруго ударяется о горизонтальную плоскость. Направление скорости шарика составляет с плоскостью угол 30о. Определите модуль изменения импульса шарика в результате удара.

1) 0, 3 кг× м/с     2) 0, 2 кг× м/с     3) 0, 17 кг× м/с     4) 0, 1 кг× м/с         

4. (10 баллов). Искусственный спутник Земли переходит с высокой на более низкую круговую орбиту. Как изменяются при этом центростремительное ускорение спутника, его скорость и период обращения вокруг Земли? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Центростремительное ускорение Скорость движения по орбите Период обращения спутника
     

5. (10 баллов). Два мальчика растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 100 Н. Что покажет динамометр?

6. (5 баллов). Тело массой m =1 кг движется по оси x по закону  м, где t в с. Определите величину импульса тела в момент времени t = 1 с.

7. (10 баллов). Из верхней точки окружности A одновременно начинают двигаться две одинаковые бусинки (рис. 3). Одна бусинка падает вдоль диаметра AD, другая скользит по абсолютно гладкой хорде АВ, составляющей угол α = 300  с вертикалью. Найдите отношение времени, за которое одна бусинка достигнет точки D, ко времени, за которое другая бусинка достигнет точки В.

8. (10 баллов). Тело массой m брошено с высоты h под углом α к горизонту с начальной скоростью v0 (рис. 4). Определите количество теплоты Q, которое выделится при падении тела на землю. Удар считать абсолютно неупругим.

9. (20 баллов). Груз массой m, привязанный к нерастяжимой нити, вращается в вертикальной плоскости. Найдите максимальную разность сил натяжения нити.

10. (20 баллов). Клин массой М лежит на гладкой горизонтальной поверхности (рис. 5). На грань, составляющую угол α с горизонтом, падает шарик массой m. При ударе о клин скорость шарика равна v0. Определите скорость клина после удара, считая удар абсолютно упругим. Трением пренебречь. Время удара мало.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...