Статья 133
Статья закрепляет основные федеральные гарантии местного самоуправления. Их можно определить как совокупность социальных, экономических, политических, правовых и иных механизмов и методов, позволяющих реализовывать и обеспечивать на практике право граждан на осуществление местного самоуправления. Конституция устанавливает систему гарантий местного самоуправления. Ее элементами являются: право на судебную защиту; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Данные гарантии носят общий характер и обеспечивают как право населения (местного сообщества) на самоуправление и составляющие его территориальные, финансовые, организационные и иные права, так и права муниципальных органов, уполномоченных на ведение местных дел. В конкретных сферах жизнедеятельности местного самоуправления действуют специальные гарантии (см. комм. к ст. 12, 130-132). Возможность судебной защиты прав местного самоуправления вытекает из ст. 18 и 46 Конституции. Данная защита обеспечивается всеми судами, включая Конституционный Суд РФ (согласно его Постановлению от 2 апреля 2002 г. N 7-П//СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1374). При этом право на местное самоуправление защищается от его нарушений как со стороны органов государственной власти (федеральных и региональных), так и со стороны самих органов местного самоуправления. ФЗ от 6 октября 2003 г. " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что орган местного самоуправления может обжаловать в судебном порядке:
- нормы федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (п. 5 ст. 7); - предписания органов государственной власти, контролирующих осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (п. 3 ст. 21). В то же время в судебном порядке: - устанавливается противоправность решений или действий (бездействия) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являющихся основаниями для их отзыва (п. 2 ст. 24); - устанавливается неправомочность состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, в результате чего прекращаются полномочия представительного органа муниципального образования (п. 16 ст. 35); - расторгается контракт с главой местной администрации (п. 11 ст. 37); - обжалуется отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений (п. 7 ст. 44); - отменяются муниципальные правовые акты, и приостанавливается их действие (ст. 48); - обжалуются законы субъекта Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 73);
- обжалуются решения органов государственной власти субъектов Федерации, связанные с временным осуществлением органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (ст. 75); - обжалуются решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, в том числе референдумом (п. 3 ст. 22, ст. 78); - обжалуются решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78). Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, должна быть обеспечена не только при увеличении расходов, но и при уменьшении доходов органов местного самоуправления, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно п. 4, 5 ст. 19 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществление указанных полномочий должно быть обеспечено за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов в соответствии со ст. 53, 63 указанного ФЗ. Установленные Конституцией и ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 3 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|