Искусство тоталитарных стран
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Официальным стилем фашистской Италии стал «стиль Литторио» (стиль ликторских знаков, эмблемы фашизма). Его ключевым произведением стал комплекс Университетского городка в Риме (1933 - 1935). Разработанный Пьячентини план включал широкую эспланаду, начинающуюся мощным порталом. Перпендикулярно эспланаде развертывалась площадь, вокруг которой располагались здания факультетов. В отличие от итальянских фашистов, национал-социалисты в Германии вели против архитектурного авангарда войну на уничтожение. «Мы создадим священные здания и символы новой высшей культуры», - заявил Гитлер. Представлениям нацистов об истинно германских ценностях отвечали утилитаристская версия функционализма, региональные стили, основанные на почвенных традициях, рекомендованные для новых поселков. Главным направлением архитектуры Третьего Рейха стал модернизированный неоклассицизм, предназначенный для монументальных зданий. В 1934 - 1937 гг. любимец фюрера Шпеер для ежегодных съездов нацистской партии в Нюрнберге создал гигантские трибуны на площади Цеппениненфельд длиной в 390 и высотой 24 м. Шпеер разработал план реконструкции Берлина, включавший большой купольный зал, вмещающий 190 тыс. человек, самую большую в мире триумфальную арку. Население Германии предполагалось увеличить до 10 млн., при этом нацистские идеологи считали большие города «форпостами большевистского упадка», стремясь ограничивать рост городов. Идеологию франкизма сближали с нацистской агрессивный национализм и антикоммунизм. Но ее основные элементы основывались на ценностях католицизма и идее «имперской миссии» Испании. Эталон виделся в созданном Эррерой ансамбле Эскориала, с обязательным использованием естественного камня, шифера и кирпича.
Крупнейшей архитектурно-пропагандистской акцией франкистского режима стало сооружение комплекса мемориала погибшим в гражданской войне в горах Гуадаррама в 58 км на северо-западе от Мадрида. Комплекс закончен в 1958 г. Он включил базилику в тоннеле под скалой, ее вершину венчает крест высотой 150 м. Искусство второй половины XX века Живопись 50 - 90-х гг. XX в. В послевоенные годы продолжали творить Пикассо, Шагал, Матисс. Пикассо в послевоенные годы становится главным художником эпохи. В последние десятилетия активной творческой деятельности Пикассо обратился к перевоссозданию шедевров мировой живописи. Главной темой творчества Пикассо остается художник и натура, предстающая в виде женщины, которая не замечает постаревшего художника, мстит ему своим равнодушием. Американский абстрактный экспрессионизм После войны усилилась мощь Соединенных Штатов Америки. Если в первой половине XX в. искусство этой страны питалось местной художественной традицией, а между двумя мировыми войнами американское искусство вопощало американскую мечту, что сближало его по средствам художественной выразительности с искусством соцреализма, то в 50-е гг. возникает американский авангард, выступивший очень агрессивно против традиционной, имеющей в Европе долгую культурную традицию живописи. Один из ярких представителей американского авангардного искусства этого времени Джексон Поллак расстилал огромные холсты на полу своей мастерской, выливая на них краски из продырявленных ведер, размазывая краску пальцами и швабрами. Поллок видел основу своего творчества в экстатических действиях индейских шаманов. Теоретик американского авангарда Гарольд Розенберг утверждал, что в нем совершается «жест освобождения» от гуманизма, традиции, тонкого вкуса. Биллем де Кунинг в 50-х гг. шокировал публику своей серией напоминающих идолы «Женщин», каждой картине он присваивал порядковый номер.
Европейская живопись послевоенного времени Послевоенное поколение художников отражает в своем творчестве кризис гуманистических идеалов, создавая это время произведения, исполненные отчаяния и горечи из-за пережитых ужасов войны. Жан Фотрие заставил зрителей содрогнуться, а критиков спорить о допустимости эстетизации зрелища разлагающихся трупов в серии картин «Заложники». Френсис Бэкон (1909 - 1992) писал одинокие фигуры, заключенные в клетку комнат, окрашенных то в кричаще яркие, то в блекло-серые тона. Центральная тема Бэкона - человек, вырванный из окружающего мира. Жан Дюбюффе в своих работах объявил войну удушающей культуре, противопоставив ей брутальное искусство мексиканских аборигенов, афроамериканцев и людей с психическими отклонениями, создав «арт-брю». Во Франции в это время возникает разновидность абстрактной живописи - т.н. ташизм. Среди представителей нового течения абстрактной живописи - выходцы из России Серж Поляков и Никола де Сталь. В 1952 г. в Лондоне возникает группа «Независимых», которая устраивает выставки «Коллажи объект», «Человек, машина и движение». В группу входили Р. Гамильтон, Э. Паолоцци, П. Блейк, Л. Эллоуэ. Искусство постмодернизма В начале 60-х гг. в Искусстве Запада оформились новые направления, положившие начало постмодернизму. Перенесенный из архитектурной теории в иные области художественного творчества, постмодернизм стал обозначением поздних этапов модернизма, включая поп-арт, «новый реализм» (французский вариант поп-арта), кинетическое искусство, хепеннинг, искусство объекта. Поп-арт «Поп-арт - это искусство, которое не знает, что оно искусство» (Клас Ольденбург). Зачинателями поп-арта стали Роберт Раушенберг (род. 1925) и Джаспер Джонс (род. в 1930). «Я не хочу, чтобы живопись была выражением моей личности, - говорил Раушенберг. - Я не приемлю понятий замысла исполнения, то есть представления, будто вначале возникает идея картины, а затем она воплощается. Чтобы я ни делал, метод всегда остается ближе к сотрудничеству с материалом, чем любым сознательным манипуляциям и контролю».
В 50-е гг. Раушенберг создает комбинированные картины, в которых живопись в манере абстрактного экспрессионизма дополняется вещественными вставками: наклейками, буквами и цифрами, чертежными изображениями геометрических фигур, реальными предметами, фотографиями. Широкие мазки и подтеки краски вторгаются в эту лавину разнотипных форм, перекрывая их. Исключение личного замысла, личностного начала, сведение картины к простой комбинации готовых элементов вытекает из творческого кредо Раушенберга: «работать в перерыве между жизнью и искусством». Джаспер Джонс стремился к опредмечиванию живописи, достигая этого путем уравнивания изображения объектов с самими объектами. Такова его серия «американских флагов», в которой во всю поверхность холста дано живописное их повторение. В «Пивных банках» Джонс дает точную бронзовую их копию, таковы же его электролампа, зубная щетка, вилки, ботинки. Основное ядро поп-арта составили в начале 60-х гг. Энди Уорхолл, Клас Олденбург, Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист и Том Вессельман. Уорхолл делал рисунки для иллюстрированных журналов, Розенквист расписывал рекламные щиты, Вессельман был карикатуристом. Усилия их были направлены на переработку имиджей поп-культуры. Так, Лихтенштейн специализировался на картинках комиксов, копируя печатный рисунок, усиливал контурные линии и устранял мелкие детали, затем посредством диапроектора переводил изображение на холст и раскрашивал в два-три цвета. С помощью трафарета и зубной щетки поверхность покрывалась точками, имитирующими печатный растр. Новый реализм. В Европе возникли течения, родственные американскому поп-арту. В 1960 г. в Париже возникает «новый реализм», течение с присущими ему стремлением к экспериментаторству и социальной тематикой. Во главе нового реализма был Ив Кляйн (1928-1962), художник-самоучка, который устраивал выставки пустых стен галерей сродни американским хэппенингам, на глазах богемной или великосветской публики отпечатывал тела натурщиц на холстах, покрытых синим цветом. Арманд Фернандес (род. в 1928) создавал т.н. «аккумуляции» из набитых всяким мусором пластиковых емкостей. Дитер Рот, скульптор, дизайнер и поэт создал большое количество «бесконечных произведений искусства», суть которых в неконтролирумом изменении использованных им природных материалов под влиянием окружающей среды. В его серии «Маленький закат» композиции сделаны из двух листов бумаги, проложенных куском салями. Со временем жир, вытекающий на листы, оставил на них разводы, появилась плесень, скопления микроорганизмов... В «Поэметрии» (1968) куски баранины положены в кулек, на который нанесены строки, посвященные смерти и эросу. Со временем мясо стало разлагаться, появились насекомые. По идее автора произведение выходит из-под контроля своего творца и начинает жить своей жизнью. Автопортреты Рот выполнил из белого и черного шоколада, сейчас, по прошествии тридцати лет, они покрылись патиной и прогоркли.
В конце 50-х гг. в художественном мире все чаще стали прибегать к так называемым хэппенингам. Для хэппенингов писались сценарии, строились декорации, распределялись роли и проводились репетиции, но основной акцент в них был сделан на включение в действие элементов повседневной жизни с превращением аудитории в главных действующих лиц представления. Хэппенинги активно проводились в 60-е гг., потом их заменили перформансы, в которых зрители более пассивны, а главным является не показ готовых произведений, а их разрушение на глазах у собравшихся зрителей. Большинство художников поп-арта после 1962 г. отказывается от хэппенингов и переходит к менее спонтанным, инсценированным постановкам, впоследствии названным перформансами. Одной из известных стала перформанс-группа «Fluxus» (поток). Это была не связанная программой группа американских и европейских художников, которые занимались хэппенингами и перформансами. В 60-е гг. XX в. под влиянием научно-технической революции меняются функции науки и искусства. Наука все чаще прибегает к творению того, чего нет в природе (синтетические материалы, опыты с генетикой, виртуальные компьютерные миры). Дизайн и телевидение стерли в глазах зрителей грань искусства и жизни. Искусство отказывается от своей преобразующе-творящей функции, пытаясь полностью раствориться в действительности. В это время поп-арт существовал параллельно с такими течениями, как концептуализм, минималь-арт, лэнд-арт, оп-арт, видео-арт, боди-арт, психоделика, кинетическое искусство... Концептуализм, оперируя предметами, сложно их классифицировал. Минималь-арт оперировал простейшими элементами. Лэнд-арт занимался трансформацией ландшафтных объектов, запечатлевая на земле формы круга, спирали и т.п. Оп-арт стал механистически создавать из окрашенных плоскостей картона и пластика оптические ребусы. Боди-арт предпринимал манипуляции с телами участников акции. Психоделика представляла творчество в состоянии наркотического состояния. Леттризм представлял оперирование буквами. Кинетическое искусство представлено работами Жана Тэнгели, который создавал движущиеся и нередко саморазрушающиеся механизмы.
Минимализм. В конце 60-х гг. возникает геометрическая разновидность абстрактного искусства - минимализм, который стал оперировать трехмерными объектами промышленного производства. Так, одни создавали огромные призмы, другие — цилиндры. Особое внимание уделялось при этом способу размещения пространственных элементов. Изделия минималистов малоинформативны, невыразительны и лишены авторского присутствия, часто неэстетичны. Рассмотрение минималистских работ предусматривает направление взгляда сверху вниз. Для минимализма свойственны обращенность к серийности, числовым пропорциям, любовь к гладким поверхностям и ритму. Минимализм со временем перешел в концептуализм. Концептуализм считал себя антиискусством, поскольку уже достаточно произведений искусства, основным становится сам процесс творчества. Концептуалисты выставляли в галереях объекты, изменяющиеся на глазах у зрителей. Все этапы творческого акта документируются, составляя произведение, автор становится комментатором события. Зритель приучался обращаться с отсутствием каких-либо форм. У лингвистики и социологии было взято расщепление понятий на отдельные элементы. Так, Д. Берджи в 1968 году создал концепт «Каменная стена», состоящий из булыжника и документов, содержащих физические характеристики и параметры стены. Ж. Диббетс в 1969 г. в серии концептов «Скорректированная перспектива» показывал различные геометрические фигуры, воспринимаемые по-разному с различных точек зрения. Концептуалисты работали с материалами, изменяющими свои характеристики под влиянием среды - льдом, паром, туманом. Так, Зигмар Польке прибегает к химическим соединениям вроде нитрата серебра, который реагирует на разность температур и влажности, меняя фактуру и цвет. В рамках концептуализма появился «перформанс», в основе которого выражение какой-либо идеи через вещь, тело, жест. Так Йоко Оно предлагала желающим вообразить место на предполагаемой карте и затем, придя в отмеченную точку, подарить цветок встречному. Специфику современного искусства позволяет понять категория гипертекста, выдвинутая Пьером Леви: гипертекст развертывается в многомерном пространстве компьютерных программ, организующих информацию так, что отельные текстовые блоки образуют узлы, соединяющиеся между собой в нескольких направлениях. Главная характеристика гипертекста - способность к постоянным самотрансформациям, в которые могут быть включены изображения, звуки, графические схемы, словесные и математические записи. Гипертексту соответствует мышление посредством аналогов (симуляций). В пространстве гипертекстов особое место принадлежит метафоре. Пространство «тотального искусства» - это потенциальное пространство гипертекстов. Один из пионеров лэнд-арта Роберт Смитсон сознательно выбирал пустыни, острова, заброшенные каменоломни, используя зеркала как глаза природы. Француз Даниэль Бюрен использует полосатую ткань, которая преобразовывается в транспаранты, флаги, паруса, уличные сигналы, в рамы зеркал. В концептуалистских работах Кристиана Ксатрека две стеклянные банки, поставленные горлышками друг к другу, образуют подобие песочных часов и в надписи на этикетках «Thime leaves» («Листья чабреца») проступает ее омоним «время проходит». В выставках Питера Гринуэя «Телесность» (Роттердам, 1992), «Шум облаков» (Париж, 1992), «Сто предметов, олицетворяющих мир» (Вена, 1993) фигурируют картины, рисунки, старинные книги, диковинки природы, ассамбляжи из бытовых предметов, живые натурщики, фотографии, эпизоды из фильмов Гринуэя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|