Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утверждение опытного метода в науке.




Медицина в Западной Европе Позднего Средневековья (XV-XVII в.в.)

Характеристика эпохи возрождения.

 

Возрождение (фр. Ренессанс) — явление в культурном развитии ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XV ― XVII вв. Понятие «Возрождение» впервые введено в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511 ― 1574). Так было названо время всестороннего развития нового искусства, основанного на изучении природы и возрождения античной культуры.

В этот период высокого расцвета достигают наука, литература, искусство. Наносится сокрушительный удар по старым церковным догмам и схоластическим учениям. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производстве новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представления человека об окружающем мире.

Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи. За исходное начало было взято высокое античное наследие.

Идейным содержанием культуру Возрождения стала философия гума-низма (от лат. humanos — человеческий, человечный).

Основные черты естествознания эпохи Возрождения:

а) гуманистическое мировоззрение;

б) утверждение опытного метода в науке;

в) развитие математики и механики;

г) метафизическое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим методом классического Средневековья).

 

Тысячелетие христианской цивилизации не прошли напрасно. В центре универсума в эпоху Возрождения стал человек, т.е. второй Бог.

Познание вещей – процесс, украшающий и совершенствующий человека, – происходил посредством риторики, истории, музыки, философии. Таким образом, акцент знаний в эпоху Возрождения переносится с теологии и логики на гуманитарные и прагматические особенности жизни человека.

Истоки такого мышления лежали в мастерской художника. Однако в группу гуманистов входили чиновники, государи, светские дамы, духовенство, ученые. Это был не профессиональный цех, а кружки по интересам. То что делало их гуманистами лишь пересекалось с их профессиями. Их гуманитарные занятия стали частным делом, увлечением этих людей. Но это не были часы безделья, это было время напряженного интеллектуального труда, время общения с книгой, время ученых бесед. Свободное время формировало свободную личность, которая была способна к реализации свое

Эпоха Возрождения идеализирует телесность.

Но это и эпоха, которая возвеличивает уродство. Искусственное воспроизведение уродства. Появление шутов, карликов.

Это было связано, во-первых, с тем, что посредством анализа уродства человек пытался оценить отклонение от идеала. Во-вторых, отклонение от нормы рассматривалось не как слабость или болезнь, а как форма сосредоточенности на невозделанной культуре.

Признание отклонения, рождает иронию как особую форму.

Поэтому гуманистический идеал эпохи Возрождения – человек какой он есть. Человек, переступающий границы идеала, сталкивается с отклонением.

Человек эпохи Возрождения готов отвечать за себя сам. Он готов принять на себя все последствия своих поступков.

Господство инквизиции. Сжигают не только еретиков, ведьм, колдунов (они действительно ощущали в себе отклонения).

Человек перестает стыдиться самого себя.

Любимый литературный жанр эпохи: дневники, письма, биографии.

Это эпоха крупных личностей. Эпоха открытия человека во всей широте приводит к потребности закрыться.

Примером может служить способ шифрования документов Леонардо да Винчи. Он еще совсем юный человек, вместо того, чтобы веселиться и радоваться жизни, сознательно шифрует записи, никому не доверяя своих мыслей, уходя полностью в свое одиночество.

Люди эпохи Возрождения стремятся к славе, признанию, пытаются запечатлеть себя. Человек этой эпохи личность еще и потому, что личность – совокупность разных личин. В XVI веке – жанр приключенческого романа – пикареск (приключенческий, плутовской, авантюрный роман). Человек – это актер, меняющий маски. Недаром широкое распространение получает комедия дель арте – комедия масок.

 

Утверждение опытного метода в науке.

 

В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты, в науке стал утверждаться опытный метод. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету.

Ятрохимики (труды Парацельса), ятрофизики (труды С. Сантрио, Р. Декарта) их слабые и сильные стороны.

Утверждению опытного метода в медицине способствовало возникновение ятрохимического и ятрофизического направлений.

Сильные стороны:

― способствовали к утверждению опытного метода в медицине;

― сделаны открытия, характеризующие деятельность организма.

Слабые стороны:

― механистически подходили к объяснению процессов в организме;

― сохраняется представление о высшем начале.

Более сильные позиции ятрофизиков, так как сильна была физика, как наука (И.Ньютон — законы гидродинамики; Паскаль — закон гидростатики).

Ятрохимия (греч. iatrochimeia, от iatros — врач и chimeia) — направление в медицине, связанное с развитием химии (врачебная химия).

Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней.

Одним из основоположников ятрохимии является выдающийся естествоиспытатель, врач и химик Раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493 ― 1541 гг.), известный в истории под латинизированным именем Парацельс. Швейцарец по происхождению. Теофраст фон Гогенгейм получил врачебное образование в университете в Ферраре (Италия).

Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. Он учил студентов не только на лекциях, но и у постели больных или во время прогулок за минералами и лекарственными растениями. Он был одновременно и теоретиком, и практиком: «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта», — утверждал он и порицал тех врачей, которые собственных знаний (особенно химических) не имели и прописывали лекарства «по книгам».

Его система врачевания основывалась на трех невидимых элементах (или «принципах»): сере, ртути, соли и их соединениях. По его мнению, в каждом органе тела эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях. Болезнь понималась как нарушение их правильных соотношений. Вот почему врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали столь важное значение лекарственным препаратам, содержащим серу, ртуть и разные соли, и часто сами получали их из природных руд.

Парацельса, широко использовавшего минералы, часто обвиняли в отравлении больных ядами. «А знаете ли вы, что есть яд? — возражал он, — Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество и ядом, или лекарством».

Парацельс разработал свою классификацию болезней и факторов, влияющих на здоровье человека:

1) болезни, связанные с нарушением естественных функций под влиянием злоупотреблений или вредных привычек;

2) болезни, вызываемые шлаками, ядами и факторами, привносящими заражение (в современном понимании — отравляющие вещества и возбудители инфекций);

3) болезни, вызываемые факторами психологического характера (желания, страсти, пороки и др. факторы);

4) болезни, вызываемые астральными влияниями (космические, атмосферные и климатические факторы);

5) болезни, в основе которых лежат духовные причины (неподчинение боже­ственному Закону).

Допускалось, что болезни могут иметь несколько причин.

Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины (т. е. терапии, или внутренней медицины) в одну науку, потому что обе они имеют один корень. Сам он гордостью называл себя «доктором обеих медицин».

Его книга «Большой лечебник (ранений)», или «Большая хирургия» (1536 г.) и другие сочинения пользовались большой популярностью в течение многих столетий.

Несмотря на большое количество оригинальных термометрических при ров, проникновение термометрии в клинику стало возможным только в начале XVIII в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...