Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вениамин Фильштинский . Открытая педагогика

уже успели развиться до степени радостной готовности пробовать и искать. Они были согласны.

Случилось это на тихой вечерней репетиции. Мы были одни. Все остальные люди были заняты в спектакле и находились в другом крыле театра. Я вывел артистов из репетиционного зала и, не замечая вспыхнувшего в их глазах немого вопроса, пошел к служебной лестнице. Там царила тишина и полутьма. Я перегнулся через перила и наклонился над лестничным пролетом. Долго смотрел вниз, затем перевернулся и посмотрел вверх.

— Никого.

— Ну и что? — двойной вопрос был как-то подозрительно синхронен.

— Прекрасная лестница, говорю: два этажа вниз и четыре вверх.

— Ну и что? — реприза их дуэта окрасилась беспокойством.

— Ничего. Целоваться можно. На лестнице.

— Вы с ума сошли. Кто-нибудь может пройти.

— Я сказал: никого... На спектакле все равно придется целоваться.

— Так то на спектакле. А тут — прямо на лестнице...

— Вы что, боитесь?

— Чего? — оба засмеялись.

— Ладно, не будем ходить вокруг да около. Я знаю, Алексей Николаевич, как вы любите свою жену, знаю, что ожидаете сейчас ребенка, и поэтому другие женщины для вас как бы не существуют. Но вы не можете ведь не знать, что Наталья Михална...

— Я просила называть меня просто Наташа.

—...что Наташа, сама, вероятно, того не желая, вскружила головы чуть не всей мужской половине нашей труппы...

— Ого! Вы мне льстите.

— Перестаньте, Наталья Михална, Леша, повторяю, любит свою жену, но вы, к сожалению, тоже не воспринимаете Лешу в качестве мужчины.

— Зато я уважаю его как товарища.

Она вытащила из сумки, висевшей у нее на плече, пачку «Мальборо» и щелкнула зажигалкой.

— Дорогой Михал Михалыч, роль сводни вам не идет.

— Хватит поясничать, Наташа. Вы оба прекрасно понимаете, о чем я говорю. Без минимальной хотя бы симпатии сцена у нас никогда не получится.

Оба вздохнули.

— Поэтому предлагаю провести опыт. Как будто нет ни жен, ни мужей, ни детей. Как будто вас только двое в кромешной пустоте лестничного мира. Как будто это лестница жизни. И на ней — вы. Проверим, что из этого может получиться, Ничего не предваряя,

Приложенине 365

ни в чем себя не насилуя. Только увидьте друг друга заново, как в первый раз. Увидьте и услышьте — глазами, ушами, пальцами, губами...

Наташа легко сбежала вниз по лестнице. Мы спустились тоже.

Там, внизу, резко и сухо щелкнул выключатель, и лестница погрузилась во мрак.

— Леш, пошли.

— Нет-нет, не так. Попрощайтесь здесь и поднимайтесь вверх одна, до последнего этажа, до пятого. А Леша пойдет к вам только тогда, когда поймет, что вы уже наверху, и что вы его ждете.

Он спросил: «Когда мы встретимся?», она ответила: «Никогда», и мы с Алексей Николаичем остались одни.

Глаза постепенно начинали привыкать к темноте, но я его не видел — то ли он отодвинулся от меня, то ли ушел за ней. Я протянул руку и пошарил вокруг себя. Никого. Я сделал два шага по лестнице, потом еще несколько шагов и с облегчением увидел его силуэт на мутноватом фоне едва заметного окна. Он сидел на широком и низком подоконнике второго этажа и, вероятно, слушал. Я прижался к стене рядом с окном и тоже прислушался: шаги ее были как легкие призраки звуков — то еле-еле мерещилось, то исчезали на несколько секунд совсем. Вот они стали чуть громче. Что это? Она спускается обратно? Нет, это усилилось от расстояния эхо. Мне показалось, что я слышу, как бьется его сердце. А, может быть, это стучало мое?.. Шаги наверху замерли.

По улице проехало свободное такси. Рама большого окна вырисовалась на миг чуть-чуть зеленее и четче. Силуэта в раме не было.

Я вздрогнул, беззвучно засуетился и стал, прислушиваясь, подниматься по лестнице. На следующей площадке я его увидел — он крался на цыпочках вверх. Я двинулся за ним. Так, похожие на двух альпинистов в связке, мы преодолели еще два марша.

Сверху послышался шорох: сняв туфли, она медленно спускалась к нам.

Он дернулся назад, ко мне, прошептав одними губами «не ходите дальше, я вас умоляю» и мгновенно, без единого звука, исчез. Я опустился и присел на ступеньку. Мне казалось, что проходит вечность.

Я не стал ждать, когда она пройдет окончательно, поднялся на ноги и тихо поплелся в репетиционный зал, который был рядом, на

третьем этаже.

Через некоторое время спустились они. Мы сели вокруг стола, покрытого суконной зеленой скатертью, и замолчали надолго.

366

Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

— Жалко, что этой сцены не будет в спектакле, — прервал он молчание. Она посмотрела на него удивленно и ободряюще.

— Не будет, — сказал я. — На малой сцене не поместится такая большая лестница.

Я думал о том, с какой тонкостью и теплотой будут они теперь, после проведенного опыта, играть сцену проводов. Они думали о том же. Так потом оно и было. Скорее всего, потому, что лестница была настоящая. Теперь им за сорок, и у них взрослые дети. У каждого свои. Жуть.

Я думал тогда, что подхожу к предельной правде актерского бытия на сцепе, что сближаю на минимальную дистанцию сценические и жизненные чувства, что подбираюсь к идеалу Константина Сергеевича Станиславского, требовавшего «распроультранатураль-ного» поведения актера в роли... Теперь же я понимаю, что это было нечто другое: первый шаг, первый, но решительный шаг к игровому самочувствию артиста — безоглядная смелость, отчаянный риск, бесповоротный уход в стихию азартной игры...

 


СОДЕРЖАНИЕ

Л. ДОДИН УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ СОМНЕВАЕТСЯ • 3

ОТ АВТОРА5

НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ • 7

Набор в театральную школу • 8 Три упражнения • 34

К ТЕОРИИ • 53

О «словесном действии» и других понятиях • Что кроется за терминами • 61 Этюдное воспитание • 83

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ • 109

Как возникла наша программа • ПО Стратегия обучения драматического артиста •

ТЕАТР И ПЕДАГОГИКА • 159

Педагогика в театре • 160

А. В. Эфрос и этюдный метод • 201

Неразрешенные вопросы • 217

ДИАЛОГИ С КОЛЛЕГАМИ • 225

Разговоры с Ю. X. Васильковым • 227 Разговор с В. Н. Галендеевым • 267 Разговор с Л. В. Грачевой • 277

54

114

ИЗ ПРОШЛОГО • 305

На уроках А. И. Кацмана На уроках Л. А. Додина •

• 306 328

ПРИЛОЖЕНИЯ • 343

Н. В. Демидов. Новые материалы {Публикация М. Ласкиной) М. М. Буткевич. Опыт • 362

345

Ф 578

В. М. Фильштипский

Открытая педагогика. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2006. -368 с, 2 п. л. илл.

ISBN 5-902675-16-2

Книга известного театрального режиссера и педагога, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства Вениамина Фильштинского посвящена теме, которую сам он обозначает формулой «как рождаются актеры». Автор прослеживает отношения будущего артиста и педагога с первых шагов — с экзаменов в театральную школу - до первых ролей. И как педагог, и как режиссер Фильштинский исповедует «этюдный метод», что дает потрясающие результаты - и на сцене, и в учебной аудитории, и на международных мастер-классах. Книга поможет прикоснуться к тайнам творчества. Здесь есть чему поучиться и с чем поспорить. Она заинтересует профессионалов и будущих студентов, практиков и теоретиков, - всех тех, кому дорог театр.

УДК 792 ББК 85.33Р

Фильштипский Вениамин Михайлович ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИКА

Издательский редактор Е. С. Алексеева Художественно-технический редактор В. С. Дзяк

Корректор П. Д. Цветкова Компьютерная верстка С. В. Арефьева

Подписано в печать 27.09.2006. Формат 60x90 '/,„.

Бумага офсетная. Псч. л. 25. Тираж 1000 экз. Заказ № 1775

НП «Балтийские сезоны»

E-mail: alexeeva@hotbox.ru

Тел/факс (812) 713-43-46

Отпечатано с готовых диапозитивов

ОАО «Издательско-по.пирафическое.предприятие «Искусство России». 198099. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 38. корп 2.


[1] Нынче Галя — известный петербургский режиссер, уважаемый педагог нашей академии.

[2] Петров В. В. Мастер набирает курс // Диагностика и развитие актерской одаренности: Сб. ст. — Л., 1986.

[3] Шведерский А. С. Внутренняя речь в работе над ролью. — Л., 1988.

[4] Впрочем, и новейшие психологические исследования, а также серьезные работы по актерскому тренингу считают «воображение — мышление» единым понятием. (См., напр.: Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. — СПб., 2003.)

[5] Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л., 1990.

[6] Зон Б. В. Встречи с К. С. Станиславским // Станиславский К. С. Театральное наследство: Материалы. Письма. Исследования. Т. 1. — М., 1955.

[7] Станиславский К. С. Работа актера над ролью. Материалы к книге // Собр. соч. Т. 4. - М., 1957.

[8] Немирович-Данченко В. И. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера: Хрестоматия. — М., 1973.

[9] Попов А. Д. Художественная целостность спектакля // Попов А. Д. Творческое наследие. — М., 1979.

[10] Станиславский К. С. Работа актера над ролью // Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4. - М., 1957.

[11] См.: Владимирова 3. В. Каждый по-своему: три очерка о режиссерах. Очерк 1: М. Н. Кедров. - М., 1966.

[12] Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л. 1990.

[13] Я говорю «итоговые», потому что впервые Станиславский изложил свои новые взгляды на анализ пьесы и роли еще в «Работе над ролью. «Горе от ума» (1916-1920 гг.). См.: Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4 - М., 1957.

[14] Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли // Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи, очерки, портреты. — М., 1970.

[15] Кнебель М. О. Вся жизнь. - М., 1967.

[16] Станиславский К. С. Работа актера над ролью // Собр. соч. — Т. 4. — М., 1957.

[17] Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века. Вып. 1. — М., 2001.

[18] Ученик М. О. Кнебель, впоследствии крупный московский педагог, М. М. Буткевич пишет, правда, что она до какого-то времени употребляла выражение «этюдный метод», но потом окончательно перешла на МДА.

[19] Корогодский З. Я. Начало. - СПб., 1996.

[20] Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М., 1982.

[21] См.: Молочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова. - СПб., 2003.

[22] Иногда рассуждают и так, что, мол, метод действенного анализа одновременно и анализ ДЕЙСТВИЯ как структура пьесы и анализ ДЕЙСТВИЕМ, т. е. актерскими пробами (этюдами). Но это уже получается игра словом «действие». Неслучайно, кстати, оказалось, непросто перевести «Метод действенного анализа», скажем, на английский язык. Переводчики спрашивают: THE METHOD OF ACTION или THE METHOD BY ACTION, т. е. анализ действия или анализ действием?

[23] Станиславский К. С. Из записных книжек. Ч. 2. 1912-1938. - М., 1986.

[24] Там же.

[25] Топорков В. О. Станиславский на репетиции: Воспоминания. — М., 1950.

[26] Станиславский К. С. Из записных книжек. Ч. 2. 1912-1938. - М., 1986.

[27] Зон Б. В. Встречи с К. С. Станиславским // Театральное наследство. К. С. Станиславский. Материалы, письма, исследования. — М., 1955.

[28] Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1. — М., 1954.

[29] Кнебель М. О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. - М., 1966.

[30] Рехельс М. Л. Этюд, методика сочинения и работы над ним. — Л., 1973.

[31] Станиславский К. С. Работа актера над ролью: Материалы к книге / Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4 - М., 1957.

[32] Сейчас в репертуар театра «Приют комедианта» включены еще два спектакля нашей мастерской: «Одинокий фокстрот» и «Пролетая над богоугодным заведением».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...