Вениамин Фильштинский . Открытая педагогика
уже успели развиться до степени радостной готовности пробовать и искать. Они были согласны. Случилось это на тихой вечерней репетиции. Мы были одни. Все остальные люди были заняты в спектакле и находились в другом крыле театра. Я вывел артистов из репетиционного зала и, не замечая вспыхнувшего в их глазах немого вопроса, пошел к служебной лестнице. Там царила тишина и полутьма. Я перегнулся через перила и наклонился над лестничным пролетом. Долго смотрел вниз, затем перевернулся и посмотрел вверх. — Никого. — Ну и что? — двойной вопрос был как-то подозрительно синхронен. — Прекрасная лестница, говорю: два этажа вниз и четыре вверх. — Ну и что? — реприза их дуэта окрасилась беспокойством. — Ничего. Целоваться можно. На лестнице. — Вы с ума сошли. Кто-нибудь может пройти. — Я сказал: никого... На спектакле все равно придется целоваться. — Так то на спектакле. А тут — прямо на лестнице... — Вы что, боитесь? — Чего? — оба засмеялись. — Ладно, не будем ходить вокруг да около. Я знаю, Алексей Николаевич, как вы любите свою жену, знаю, что ожидаете сейчас ребенка, и поэтому другие женщины для вас как бы не существуют. Но вы не можете ведь не знать, что Наталья Михална... — Я просила называть меня просто Наташа. —...что Наташа, сама, вероятно, того не желая, вскружила головы чуть не всей мужской половине нашей труппы... — Ого! Вы мне льстите. — Перестаньте, Наталья Михална, Леша, повторяю, любит свою жену, но вы, к сожалению, тоже не воспринимаете Лешу в качестве мужчины. — Зато я уважаю его как товарища. Она вытащила из сумки, висевшей у нее на плече, пачку «Мальборо» и щелкнула зажигалкой. — Дорогой Михал Михалыч, роль сводни вам не идет.
— Хватит поясничать, Наташа. Вы оба прекрасно понимаете, о чем я говорю. Без минимальной хотя бы симпатии сцена у нас никогда не получится. Оба вздохнули. — Поэтому предлагаю провести опыт. Как будто нет ни жен, ни мужей, ни детей. Как будто вас только двое в кромешной пустоте лестничного мира. Как будто это лестница жизни. И на ней — вы. Проверим, что из этого может получиться, Ничего не предваряя, Приложенине 365 ни в чем себя не насилуя. Только увидьте друг друга заново, как в первый раз. Увидьте и услышьте — глазами, ушами, пальцами, губами... Наташа легко сбежала вниз по лестнице. Мы спустились тоже. Там, внизу, резко и сухо щелкнул выключатель, и лестница погрузилась во мрак. — Леш, пошли. — Нет-нет, не так. Попрощайтесь здесь и поднимайтесь вверх одна, до последнего этажа, до пятого. А Леша пойдет к вам только тогда, когда поймет, что вы уже наверху, и что вы его ждете. Он спросил: «Когда мы встретимся?», она ответила: «Никогда», и мы с Алексей Николаичем остались одни. Глаза постепенно начинали привыкать к темноте, но я его не видел — то ли он отодвинулся от меня, то ли ушел за ней. Я протянул руку и пошарил вокруг себя. Никого. Я сделал два шага по лестнице, потом еще несколько шагов и с облегчением увидел его силуэт на мутноватом фоне едва заметного окна. Он сидел на широком и низком подоконнике второго этажа и, вероятно, слушал. Я прижался к стене рядом с окном и тоже прислушался: шаги ее были как легкие призраки звуков — то еле-еле мерещилось, то исчезали на несколько секунд совсем. Вот они стали чуть громче. Что это? Она спускается обратно? Нет, это усилилось от расстояния эхо. Мне показалось, что я слышу, как бьется его сердце. А, может быть, это стучало мое?.. Шаги наверху замерли. По улице проехало свободное такси. Рама большого окна вырисовалась на миг чуть-чуть зеленее и четче. Силуэта в раме не было. Я вздрогнул, беззвучно засуетился и стал, прислушиваясь, подниматься по лестнице. На следующей площадке я его увидел — он крался на цыпочках вверх. Я двинулся за ним. Так, похожие на двух альпинистов в связке, мы преодолели еще два марша.
Сверху послышался шорох: сняв туфли, она медленно спускалась к нам. Он дернулся назад, ко мне, прошептав одними губами «не ходите дальше, я вас умоляю» и мгновенно, без единого звука, исчез. Я опустился и присел на ступеньку. Мне казалось, что проходит вечность. Я не стал ждать, когда она пройдет окончательно, поднялся на ноги и тихо поплелся в репетиционный зал, который был рядом, на третьем этаже. Через некоторое время спустились они. Мы сели вокруг стола, покрытого суконной зеленой скатертью, и замолчали надолго. 366 Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика — Жалко, что этой сцены не будет в спектакле, — прервал он молчание. Она посмотрела на него удивленно и ободряюще. — Не будет, — сказал я. — На малой сцене не поместится такая большая лестница. Я думал о том, с какой тонкостью и теплотой будут они теперь, после проведенного опыта, играть сцену проводов. Они думали о том же. Так потом оно и было. Скорее всего, потому, что лестница была настоящая. Теперь им за сорок, и у них взрослые дети. У каждого свои. Жуть. Я думал тогда, что подхожу к предельной правде актерского бытия на сцепе, что сближаю на минимальную дистанцию сценические и жизненные чувства, что подбираюсь к идеалу Константина Сергеевича Станиславского, требовавшего «распроультранатураль-ного» поведения актера в роли... Теперь же я понимаю, что это было нечто другое: первый шаг, первый, но решительный шаг к игровому самочувствию артиста — безоглядная смелость, отчаянный риск, бесповоротный уход в стихию азартной игры...
СОДЕРЖАНИЕ Л. ДОДИН УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ СОМНЕВАЕТСЯ • 3 ОТ АВТОРА • 5 НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ • 7 Набор в театральную школу • 8 Три упражнения • 34 К ТЕОРИИ • 53 О «словесном действии» и других понятиях • Что кроется за терминами • 61 Этюдное воспитание • 83 ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ • 109 Как возникла наша программа • ПО Стратегия обучения драматического артиста • ТЕАТР И ПЕДАГОГИКА • 159 Педагогика в театре • 160 А. В. Эфрос и этюдный метод • 201
Неразрешенные вопросы • 217 ДИАЛОГИ С КОЛЛЕГАМИ • 225 Разговоры с Ю. X. Васильковым • 227 Разговор с В. Н. Галендеевым • 267 Разговор с Л. В. Грачевой • 277 54 114 ИЗ ПРОШЛОГО • 305 На уроках А. И. Кацмана На уроках Л. А. Додина • • 306 328 ПРИЛОЖЕНИЯ • 343 Н. В. Демидов. Новые материалы {Публикация М. Ласкиной) М. М. Буткевич. Опыт • 362 345 Ф 578 В. М. Фильштипский Открытая педагогика. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2006. -368 с, 2 п. л. илл. ISBN 5-902675-16-2 Книга известного театрального режиссера и педагога, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства Вениамина Фильштинского посвящена теме, которую сам он обозначает формулой «как рождаются актеры». Автор прослеживает отношения будущего артиста и педагога с первых шагов — с экзаменов в театральную школу - до первых ролей. И как педагог, и как режиссер Фильштинский исповедует «этюдный метод», что дает потрясающие результаты - и на сцене, и в учебной аудитории, и на международных мастер-классах. Книга поможет прикоснуться к тайнам творчества. Здесь есть чему поучиться и с чем поспорить. Она заинтересует профессионалов и будущих студентов, практиков и теоретиков, - всех тех, кому дорог театр. УДК 792 ББК 85.33Р Фильштипский Вениамин Михайлович ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИКА Издательский редактор Е. С. Алексеева Художественно-технический редактор В. С. Дзяк Корректор П. Д. Цветкова Компьютерная верстка С. В. Арефьева Подписано в печать 27.09.2006. Формат 60x90 '/,„. Бумага офсетная. Псч. л. 25. Тираж 1000 экз. Заказ № 1775 НП «Балтийские сезоны» E-mail: alexeeva@hotbox.ru Тел/факс (812) 713-43-46 Отпечатано с готовых диапозитивов ОАО «Издательско-по.пирафическое.предприятие «Искусство России». 198099. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 38. корп 2. [1] Нынче Галя — известный петербургский режиссер, уважаемый педагог нашей академии. [2] Петров В. В. Мастер набирает курс // Диагностика и развитие актерской одаренности: Сб. ст. — Л., 1986. [3] Шведерский А. С. Внутренняя речь в работе над ролью. — Л., 1988. [4] Впрочем, и новейшие психологические исследования, а также серьезные работы по актерскому тренингу считают «воображение — мышление» единым понятием. (См., напр.: Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. — СПб., 2003.)
[5] Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л., 1990. [6] Зон Б. В. Встречи с К. С. Станиславским // Станиславский К. С. Театральное наследство: Материалы. Письма. Исследования. Т. 1. — М., 1955. [7] Станиславский К. С. Работа актера над ролью. Материалы к книге // Собр. соч. Т. 4. - М., 1957. [8] Немирович-Данченко В. И. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера: Хрестоматия. — М., 1973. [9] Попов А. Д. Художественная целостность спектакля // Попов А. Д. Творческое наследие. — М., 1979. [10] Станиславский К. С. Работа актера над ролью // Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4. - М., 1957. [11] См.: Владимирова 3. В. Каждый по-своему: три очерка о режиссерах. Очерк 1: М. Н. Кедров. - М., 1966. [12] Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л. 1990. [13] Я говорю «итоговые», потому что впервые Станиславский изложил свои новые взгляды на анализ пьесы и роли еще в «Работе над ролью. «Горе от ума» (1916-1920 гг.). См.: Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4 - М., 1957. [14] Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли // Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи, очерки, портреты. — М., 1970. [15] Кнебель М. О. Вся жизнь. - М., 1967. [16] Станиславский К. С. Работа актера над ролью // Собр. соч. — Т. 4. — М., 1957. [17] Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века. Вып. 1. — М., 2001. [18] Ученик М. О. Кнебель, впоследствии крупный московский педагог, М. М. Буткевич пишет, правда, что она до какого-то времени употребляла выражение «этюдный метод», но потом окончательно перешла на МДА. [19] Корогодский З. Я. Начало. - СПб., 1996. [20] Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М., 1982. [21] См.: Молочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова. - СПб., 2003. [22] Иногда рассуждают и так, что, мол, метод действенного анализа одновременно и анализ ДЕЙСТВИЯ как структура пьесы и анализ ДЕЙСТВИЕМ, т. е. актерскими пробами (этюдами). Но это уже получается игра словом «действие». Неслучайно, кстати, оказалось, непросто перевести «Метод действенного анализа», скажем, на английский язык. Переводчики спрашивают: THE METHOD OF ACTION или THE METHOD BY ACTION, т. е. анализ действия или анализ действием? [23] Станиславский К. С. Из записных книжек. Ч. 2. 1912-1938. - М., 1986. [24] Там же. [25] Топорков В. О. Станиславский на репетиции: Воспоминания. — М., 1950. [26] Станиславский К. С. Из записных книжек. Ч. 2. 1912-1938. - М., 1986. [27] Зон Б. В. Встречи с К. С. Станиславским // Театральное наследство. К. С. Станиславский. Материалы, письма, исследования. — М., 1955. [28] Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1. — М., 1954.
[29] Кнебель М. О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. - М., 1966. [30] Рехельс М. Л. Этюд, методика сочинения и работы над ним. — Л., 1973. [31] Станиславский К. С. Работа актера над ролью: Материалы к книге / Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4 - М., 1957. [32] Сейчас в репертуар театра «Приют комедианта» включены еще два спектакля нашей мастерской: «Одинокий фокстрот» и «Пролетая над богоугодным заведением».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|