Лекция 12. Обратимость машин постоянного тока.
Лекция 12. Обратимость машин постоянного тока. Специальные машины 12. 1. Обратимость машин постоянного тока Всякая машина постоянного тока может работать и генератором, и двигателем. Присоединим машину с параллельным возбуждением к сети постоянного тока. Соединим щетку «+» с положительным полюсом сети, а щетку «–» с отрицательным. В якоре нашей машины потечет ток, имеющий направление, прямо противоположное току, протекающему в якоре, когда машина работала генератором. Ток в обмотке возбуждения сохранит прежнее направление. Применяя правило левой руки, можно определить направление силы, действующей теперь на якорь. Эта сила будет стремиться вращать якорь. Об этом можно догадаться и непосредственно: в самом деле, ток теперь течет в другом направлении, чем когда машина работала генератором, а при работе генератором взаимодействие тока и магнитного поля препятствовало вращению якоря. Итак, когда мы машину постоянного тока включим в сеть, в ней потечет ток и она будет вращаться. Посмотрим теперь, как машину постоянного тока можно перевести из условий работы двигателем в условия работы генератором. Пусть наш двигатель присоединен к сети и не имеет никакой механической нагрузки, т. е. двигатель работает вхолостую. Скорость при этом будет такой, что наводимое напряжение будет очень мало отличаться от напряжения сети. В обмотке якоря будет протекать очень малый ток, нужный только для того, чтобы создать усилие, преодолевающее трение в самой машине. Будем раскручивать нашу машину, заставим ее вращаться быстрее. Что при этом произойдет? Напряжение, наводимое в якоре, может оказаться уже больше напряжения сети, тогда ток изменит направление. Ток будет протекать по направлению, определяемому напряжением, наводимым в якоре. Теперь снова его взаимодействие с магнитным полем будет тормозить вращение якоря.
Для вращения якоря теперь нужно затрачивать механическую мощность; ток течет в направлении, определяемом напряжением, наводимым в якоре, и, следовательно, наша машина начала работать генератором.
12. 2. Двигатели постоянного тока Принцип работы двигателя постоянного тока основан на взаимодействии проводника с током с постоянным магнитным полем электромагнитов. Если генератор включить в сеть постоянного тока, то в обмотках якоря и электромагнитов установится ток, и на каждый проводник обмотки якоря, находящийся в магнитном поле электромагнитов, начнет действовать сила, стремящаяся повернуть якорь (рис. 12. 1, а). Из рисунка 12. 1 видно, что при изменении направления тока только в якоре (рис. 12. 1, б) или только в обмотке возбуждения (рис. 12. 1, в) направление вращения якоря изменяется на противоположное. При одновременном изменении направления тока в обеих обмотках направление вращения якоря не изменяется (рис. 12. 1, г). Отсюда следует, что для изменения направления вращения двигателя постоянного тока следует поменять местами либо концы обмотки якоря, либо концы обмотки возбуждения. Если двигатель постоянного тока с сопротивлением обмотки якоря RH включить в сеть с напряжением U, то в момент пуска в якоре установится ток 12. 1
Поскольку сопротивление якоря мало, то пусковой ток в нем будет очень большим, превышая номинальный в десятки раз. От такого тока может пострадать обмотка якоря, а также коллектор и щетки. Пусковой ток можно ограничить путем включения последовательно с обмоткой якоря пускового реостата.
Рис. 12. 1. Изменение направления вращения двигателя постоянного тока
В результате взаимодействия якоря с магнитным полем полюсов якорь начнет вращаться. Так как его обмотка начнет вращаться в магнитном поле, то в ней будет индуцироваться ЭДС, которая будет направлена против приложенного к двигателю напряжения. Величина этой ЭДС прямо пропорциональна числу оборотов двигателя и величине магнитного потока. Однако, в отличие от генератора, в двигателе эта ЭДС будет меньше приложенного от сети напряжения на величину падения напряжения в якоре машины: 12. 2 откуда ток в якоре при выведенном пусковом реостате будет равен: 12. 3 Умножив обе части уравнения (12. 2) на Iя, получим: 12. 4 Левая часть уравнения (12. 4) представляет собой электрическую мощность, потребляемую двигателем из сети, а второй член правой части IЯ2R – мощность, поглощаемую сопротивлением якоря. Очевидно, что 1яε – это полезная электрическая мощность, та часть потребляемой из сети электрической мощности, которая преобразуется двигателем в механическую (включая механические потери). Таким образом, ЭДС самоиндукции в двигателе постоянного тока влияет на преобразование потребляемой из сети электрической энергии в механическую. Определим скорость вращения двигателя постоянного тока: 12. 5 IЯ2R – мощность, поглощаемая сопротивлением якоря; U – подводимое напряжение; Ф – величина магнитного потока; Мы видим, что скорость вращения двигателя прямо пропорциональна подводимому напряжению и обратно пропорциональна величине магнитного потока. Отсюда следует, что регулирование скорости вращения двигателя постоянного тока можно осуществлять либо изменяя сопротивление цепи якоря (при постоянном напряжении сети), либо путем изменения магнитного потока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|