Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 12. Обратимость машин постоянного тока.




Лекция 12. Обратимость машин постоянного тока.

Специальные машины

12. 1. Обратимость машин постоянного тока

Всякая машина постоянного тока может работать и ге­нератором, и двигателем. Присоединим машину с парал­лельным возбуждением к сети постоянного тока. Соединим щетку «+» с положительным полюсом сети, а щетку «–» с отрицательным. В якоре нашей машины потечет ток, имею­щий направление, прямо противоположное току, протека­ющему в якоре, когда машина работала генератором. Ток в обмотке возбуждения сохранит прежнее направление. Применяя правило левой руки, можно определить направ­ление силы, действующей теперь на якорь.

Эта сила будет стремиться вращать якорь. Об этом можно догадаться и непосредст­венно: в самом деле, ток теперь течет в другом направле­нии, чем когда машина работала генератором, а при работе генератором взаимодействие тока и магнитного поля пре­пятствовало вращению якоря. Итак, когда мы машину постоянного тока включим в  сеть, в ней потечет ток и она будет вращаться.

Посмотрим теперь, как машину постоянного тока мож­но перевести из условий работы двигателем в условия ра­боты генератором.

Пусть наш двигатель присоединен к сети и не имеет никакой механической нагрузки, т. е. двигатель рабо­тает вхолостую. Скорость при этом будет такой, что наво­димое напряжение будет очень мало отличаться от напря­жения сети. В обмотке якоря будет протекать очень малый ток, нужный только для того, чтобы создать усилие, преодо­левающее трение в самой машине. Будем раскручивать на­шу машину, заставим ее вращаться быстрее. Что при этом произойдет? Напряжение, наводимое в якоре, может ока­заться уже больше напряжения сети, тогда ток изменит направление. Ток будет протекать по направлению, опре­деляемому напряжением, наводимым в якоре. Теперь снова его взаимодействие с магнитным полем будет тормозить вращение якоря.

Для вращения якоря теперь нужно затрачивать механи­ческую мощность; ток течет в направлении, определяемом напряжением, наводимым в якоре, и, следовательно, наша машина начала работать генератором.

 

12. 2. Двигатели постоянного тока

Принцип работы двигателя постоянного тока ос­нован на взаимодействии проводника с током с по­стоянным магнитным полем электромагнитов. Если генератор включить в сеть постоянного тока, то в об­мотках якоря и электромагнитов установится ток, и на каждый проводник обмотки якоря, находящийся в магнитном поле электромагнитов, начнет действо­вать сила, стремящаяся повернуть якорь (рис. 12. 1, а). Из рисунка 12. 1 видно, что при изменении направ­ления тока только в якоре (рис. 12. 1, б) или только в обмотке возбуждения (рис. 12. 1, в) направление вра­щения якоря изменяется на противоположное. При од­новременном изменении направления тока в обеих об­мотках направление вращения якоря не изменяется (рис. 12. 1, г). Отсюда следует, что для изменения на­правления вращения двигателя постоянного тока сле­дует поменять местами либо концы обмотки якоря, либо концы обмотки возбуждения.

Если двигатель постоянного тока с сопротивле­нием обмотки якоря RH включить в сеть с напряже­нием U, то в момент пуска в якоре установится ток

                                                 12. 1

 

Поскольку сопротивление якоря мало, то пуско­вой ток в нем будет очень большим, превышая номи­нальный в десятки раз. От такого тока может пост­радать обмотка якоря, а также коллектор и щетки. Пусковой ток можно ограничить путем включения последовательно с обмоткой якоря пускового реоста­та.

Рис. 12. 1. Изменение направления вращения двигателя постоянного тока

 

В результате взаимодействия якоря с магнитным полем полюсов якорь начнет вращаться. Так как его обмотка начнет вращаться в магнитном поле, то в ней будет индуцироваться ЭДС, которая будет направлена против приложенного к двигателю напряжения. Ве­личина этой ЭДС прямо пропорциональна числу обо­ротов двигателя и величине магнитного потока. Од­нако, в отличие от генератора, в двигателе эта ЭДС будет меньше приложенного от сети напряжения на величину падения напряжения в якоре машины:

                                          12. 2

откуда ток в якоре при выведенном пусковом реос­тате будет равен:

                                              12. 3

Умножив обе части уравнения (12. 2) на Iя, по­лучим:

                                       12. 4

Левая часть уравнения (12. 4) представляет со­бой электрическую мощность, потребляемую двига­телем из сети, а второй член правой части IЯ2R – мощность, поглощаемую сопротивлением якоря. Оче­видно, что 1яε – это полезная электрическая мощ­ность, та часть потребляе­мой из сети электрической мощности, которая пре­образуется двигателем в механическую (включая ме­ханические потери). Таким образом, ЭДС самоиндук­ции в двигателе постоянного тока влияет на преобра­зование потребляемой из сети электрической энер­гии в механическую.

Определим ско­рость вращения двигателя постоянного тока:

                                          12. 5

IЯ2R – мощность, поглощаемая сопротивлением якоря;

U – подводимое напряжение; Ф – величина магнитного потока;

Мы видим, что скорость вращения двигателя пря­мо пропорциональна подводимому напряжению и об­ратно пропорциональна величине магнитного потока. Отсюда следует, что регулирование скорости враще­ния двигателя постоянного тока можно осуществлять либо изменяя сопротивление цепи якоря (при посто­янном напряжении сети), либо путем изменения маг­нитного потока.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...