Начало анализа, различия испытуемых групп в динамике
Начиная с VII-IX проб эксперимента у 4 из 10 групп испытуемых количество ошибок, отрицательно подкрепляемых звуком (Ош оп) продолжает уменьшаться по мере накопления опыта поведения в эксперименте. У представителей других групп испытуемых, обладающих повышенным уровнем тревоги, количество ошибок указанного типа начинает увеличиваться. При этом внутри выделенных испытуемых групп различия в динамике Ош оп статистически не значимы. Более точно обнаруженные нами различия можно проследить рассмотрев характер значения коэффициента Кизб на протяжении трех частей эксперимента. Для упомянутых выше двух классов испытуемых кривые динамики Кизб различаются изменением направления в ходе эксперимента. У первой группы испытуемых наблюдается снижение Киз6 , у испытуемых второй группы с тревожными расстройствами - возрастание. У подчиненного пеоснала с астеническим синдромом и общими страхами отмечается тенденция к возрастнанию Кизб Управляющий персонал, у которых в большинстве случаев отмечен стабильный характер Киз6, составляют группу, стоящую ближе к норме. Обнаруженные тенденции для ошибок, отрицательно подкрепляемых звуком, статистически достоверны. Таким образом, первая группа испытуемых не показывает отклонений в частоте воспроизведения ошибок обоего рода (Ош оп, Ош н). В целом процесс их научения характеризуется устранением этого типа ошибок. Иначе обстоит дело у испытуемых с тревожными нарушениями: уже во второй части эксперимента большую значимость приобретают ошибки, отрицательно подкрепляемые звуком (Ош оп). Более детальный анализ показывает, что это не служит стимулом для их активного преодоления, а напротив, приобретает форму навязчивого воспроизведения неправильных действий.
Рис.1 Изменение динамики обучаемости у испытуемых разных групп
Полученные данные подтверждают исходную гипотезу, что активность, определяющая побудительную направленность тревоги, характеризуется неадекватной фиксацией внимания на элементах среды, воспринимаемых как угрожающей. Следовательно, разнонаправленная динамика числа отрицательно подкрепляемых ошибок жестко связана с различным уровнем тревоги. Эти данные показывают также содержательную валидность предлагаемой экспериментальной процедуры. Валидность нашей процедуры подтверждается так же и тем, что величина Кизб для II части эксперимента, являющаяся индивидуальной мерой характера ошибочных ответов, вкоторой формируется индивидуальная стратегия, положительно коррелирует с показателями традиционных методик оценки уровня тревоги с результатами тестов CMAS и MAS (r от 0.57 до 0.75) для разных групп испытуемых. [4. c. 82] Для более строгой статистической проверки качественных результатов сравнительного анализа была проведена статистическая обработка межгрупповых данных с помощью дисперсионного анализа. С помощью процедур дисперсионного анализа для выборок была проведена проверка целого ряда гипотез: а) о влиянии фактора группы и фактора этапа эксперимента на величину Кизб. - различия значимы (А - р < 0.01; В - р < 0.05; А х В - р < 0.01). б) о зависимости величины Кизб от групповых особенностей на определенных этапах эксперимента - различия значимы для КизбII - р < 0.05. в) о сходстве динамики Кизб в течение эксперимента у групп, близких по априорно выделяемому уровню тревожности - различия не значимы. г) о различии динамики Кизб в течение эксперимента между уровнями испытуемых с априорно повышенным и нормальным уровнем тревожности -различия значимы (А - р < 0.001; В - р < 0.05).
Таким образом, экспериментальные материалы в целом подтверждают исходную теоретическую гипотезу о связи между способностью испытывать тревогу и направленностью внимания на поиск угрозы, влияющей на осуществляемую в данный момент деятельность.[10. c. 163] Результаты анализа
Группа испытуемых с априорно нормальным уровнем тревоги, научилась избегать отрицательно подкрепляемых звуком ошибок с той же быстротой, что и нейтральных. В группе с повышенным уровнем тревожности отрицательно подкрепляемые звуком ошибки занимают особое место. С середины экспериментального сеанса наблюдается стойкая тенденция к «застреванию» на ошибках этого рода, их повторному воспроизведению. Это приводит к затруднению выполнения основной задачи - заучиванию последовательности правильных ответов, так как число регулярно повторяемых ошибок, подкрепляемых звуком, неуклонно растет. Следует отметить, что такая субъективная фиксация не затрагивает нейтральных ошибок, число которых, также как и у испытуемых с нормальным уровнем тревоги, постепенно уменьшается. Объяснением этого феномена может служить трансформация мотивационной структуры выполняемой в данный момент деятельности. У групп испытуемых с повышенным уровнем тревожности в процессе эксперимента заданный в инструкции мотив деятельности - найти" и запомнить правильную последовательность ответов - отходит как бы на второй план. Регулярно поступающая стимуляция, субъективно воспринимаемая ими как потенциальный источник угрозы - совершение ошибки, отрицательно подкрепляемой звуком - формирует у них направленность на поиск и фиксацию тех элементов, которые ее вызывают. В результате реально действующим (хотя возможно и неосознанным) мотивом становится выявление отрицательно подкрепляемых элементов ситуации. Соответственно, меняется и характер деятельности - она превращается в поисковую активность факторов потенциальной угрозы, что приводит к «неупорядоченному поведению» и дезорганизующему влиянию тревоги на деятельность. Субъект находит выражение в навязчивой тенденции контролировать всю ситуацию и в направленности внимания на выделение тех «болевых точек» окружения, которые могут нести опасность, порождают напряженность. Проявляющаяся в поисковой деятельности активность навстречу угрожающему объекту является для лиц с повышенным уровнем тревоги путем снижения последней, так сказать, символического преодоления опасности и, как следствие, - психологической регуляции напряженной ситуации. Фиксация тревоги увеличивает для субъекта структурированность ситуации и создает возможность ограничительного или компенсационного поведения и сопровождается созданием системы правил, выполнение которых способствует редукции напряжения и создает ощущение устранения потенциальной угрозы.
В психологической литературе имеется описание ряда фиксированных форм поведения, к которым относится и ригидность.[18. c. 115] Анализируя эту проблему, Фрейд (1927) подчеркивал, что особенно ярко и полно это явление выражено у невротика, который целиком отдается навязчивому повторению. Невротическая личность (в отличие от нормальной) не может отказаться от такой формы защиты, даже в тех ситуациях, где она становится явно излишней и неадекватной. Golstein (1943) определяет ригидность как «неадекватную скованность поведения»; Verner (1946) - как «недостаточную вариабильность реакций»; А. Лачинс и Е. Лачинс (1959) указывают на постоянную тягу к установочному, привычному способу решения, даже если он не приводит к успеху. Однако более полное определение приводится Н. English и А. English, которые указывают на «привязанность к ставшему неадекватным способу действия и восприятию или неспособность изменить действие или отношение, когда требуют объективные условия». Mowrer (1948) назвал этот момент «невротическим парадоксом», где невротик упорствуя в своем поведении, несмотря на его разрушающее действие становится жертвой своей собственной ригидности. В основе данного преобразования лежит особый психологический механизм -развитие ригидной формы тревоги, приводящий к изменению адекватного действия в сторону фиксированного «слияния» или «сращивания» цели деятельности и средств ее достижения, в следствие чего, дифференциация последних со стороны субъекта может быть нарушена в экстремальных или стрессовых ситуациях. Необходимо отметить, что связывание тревоги с конкретными стрессовыми элементами за счет механизма фиксации и возможность предотвращения их воздействия путем ограничительного поведения не бывает достаточно полным, что способствует сохранению того или иного уровня неопределенной тревоги. При этом, сохраняющаяся тенденция к фиксации тревоги обусловливает расширение круга ситуаций, с которым тревога связывается, ведет к дополнению и усложнению системы правил, определяющих разработку поведенческих стратегий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|