Выводы семантического анализа источников тревоги
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В качестве итога формулируются основные выводы работы: 1. Феномен тревоги, с позиции функционального подхода, можно определить как временное психическое состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и не только предупреждающее индивида о возможной опасности, но и выступающее активным поведенческим фактором, побуждая его к поиску, конкретизации и оценке этой опасности. 2. Остаточные явления перенесенных напряжений и тревог могут проявляться уработника в форме неотреагированных аффективных переживаний, накопления негативного эмоционального опыта, ригидной формы тревоги, которые становятся предпосылками личностной тревожности. 3. Выделенные нами группы работников с тревожными нарушениями объединены общей этиологией, но различающиеся особенностями этих причинных факторов и механизмами развития. При этом общий анализ тревожных нарушений показывает, что их необходимо рассматривать с учетом всей совокупности условий, обусловленных системой отношений с окружением, которое способствует травматизированию. Таким образом, полученные нами эмпирические данные подтверждают теоретический вывод о том, что состояние тревоги, и в первую очередь ригидные ее формы, выступают в виде симптомокомплексов, структуры и параметры которых различны у работников различныхя 4. Функциональный анализ позволяет изучить феноменологию аффективных и поведенческих расстройств, рассматривать тревогу во взаимосвязи личностных особенностей и особенностей поведения, а также раскрыть психологические механизмы действия тревоги. В теоретическом плане функциональный анализ дает возможность выделить приспособительные функции тревоги.
Одна из базовых функций тревоги заключается в предвосхищении того или иного вида опасности и сигнализации об этом индивиду. Информируя о неопределенной опасности, тревога побуждает к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. 5. Исследование, предложенной нами функциональной модели развития тревоги, позволило выделить в функциональной структуре тревоги: ориентацию на поиск угрозы, характеризующуюся с содержательной стороны фиксацией сознания на субъективно значимых "стрессовых элементах" ситуации, которые становятся причинами дезорганизации деятельности и дезадаптивного поведения. Фиксация на субъективно значимых раздражителях является психологическим механизмом трансформации выполняемой в данный момент деятельности. 6. Следствием фиксации на субъективно значимых элементах ситуации является накопление опыта негативных переживаний, приводящих к ригидным формам тревоги, что находит свое выражение в навязчивой тенденции направленности внимания на элементах ситуации, которые субъективно могут нести опасность. Такое накопление отрицательного опыта переживания не всегда приводит к адекватному отражению действительности, в результате чего, индивид вырабатывает стратегии поведения, которые, однако, представляются ему целесообразными или, во всяком случае, обеспечивающими субъективную редукцию тревоги. 7. Накопление отрицательных аффективных переживаний формирует симптомокомплекс ригидной формы тревоги, который приводит к развитию индивидуальных качеств тревожности, проявляющихся в разной степени устойчивости индивида к затрудняющим деятельность условиям. 8. Детальное изучение феноменологии и механизмов тревожных нарушений, в контексте функционального подхода, стало возможным с помощью разработанной нами методики "Поиск", которая построена на выполнении заданий на запоминание в условиях отвлекающих факторов. Эта методика является достаточно надежным диагностическим средством, позволяющим определить возникновение и развитие тревоги, и установить ее место и роль в аффективных и поведенческих нарушениях.
9. Эмпирические исследования показали полезность такого критического параметра различения выполнения методики "Поиск" лицами с высокой и нормальной тревожностью как динамика количества ошибок, отрицательно подкрепляемых звуком (Ош оп).[6. c. 163]
Заключение
Итак, цель работы выполнена, мы рассмотрели семантический анализ источников тревоги в теоретическом аспекте и на примере ООО «Cпектр». Теоретически, как подчеркивают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста: страх - это реакция на конкретно существующую угрозу; тревога - это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании индивида). В практике - исследователи сталкиваются с большими трудностями при их дифференциации.[19. c. 8] 1. Под феноменом тревоги понимается психическое состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и функционально предупреждающее субъекта о возможной опасности; тревога выступает как фактор, который побуждает индивида к поиску и конкретизации этой опасности, к исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. 2. Для разработки общей теории тревоги необходимо, наряду с изучением тревоги как временного состояния и личностного свойства, рассматривать функции тревоги: сигнала, поиска и оценки опасности, включенные в сложный личностно-когнитивный процесс. Ведущим компонентом в функциональной структуре тревоги является поиск и фиксация потенциальной угрозы, способствующие возникновению дезадаптивного поведения и дезорганизации деятельности. Таким образом, принятый нами функциональный подход позволяет рассматривать тревогу не только как ряд проявлений, но и как активно действующий фактор. 3. Остаточные явления тревог, перенесенных в детстве, оставляют так называемый "психологический рубец", имеющий значение для дальнейшего формирования способов реагирования при последующих психогенных воздействиях; эти остаточные явления представляют собой неотреагированные переживания в форме аффективного напряжения и накопления отрицательного эмоционального опыта.
4. Тревожные расстройства, наблюдаемые у детей и подростков, не вписываются ни в одну из категорий, пригодных для описания нарушений отмечаемых у взрослых, и обусловлены особой системой отношений с окружением, так как психогенную травму нельзя оценивать изолированно, а лишь с учетом всей совокупности условий, которые способствуют травматизированию. Аккумулирование отрицательного эмоционального опыта становится предпосылкой развития ригидной формы тревоги, существующей в виде симптомокомплекса. Развитие личностной тревожности у детей и подростков с аффективными и поведенческими нарушениями определяется симптомокомплексом ригидной формы тревоги. 5. Ригидная форма тревоги находит выражение в навязчивой тенденции направленности внимания на те элементы ситуации, которые субъективно могут нести опасность, порождают напряженность. Последнее не всегда приводит к адекватному отражению действительности и, как следствие, побуждает индивида к разработке такой стратегии поведения, которая представляется ему целесообразной или во всяком случае, обеспечивающей субъективную редукцию тревоги. Параметры этой стратегии позволяют оценить показатели индивидуального уровня тревожности, основанные на анализе динамики обучения и эффективности избегания отрицательно подкрепляемых ошибок.[18. c. 82]
Список литературы
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М.: Геррус, 2006.-350с. 2. Апресян Ю. Д. Типы информации для поверхностно-семантического компонента модели «Смысл <=>Текст» // Избранные труды. М., 2005. 365с. 3. Астапов В.М. Методика "Поиск" для диагностики тревожности // Практикум по психодиагностике: психологические методики. - Изд-во МГУ, 2009. 544с. 4. Астапов В.М. Опыт разработки опросника для определения тревожности // Основные пути повышения качества специалистов для народного хозяйства - Брянск, 2004.,335с.
5. Астапов В.М. Профессиональные страхи учителей // Народное образование, № 1, 2006. 291с. 6. Астапов В.М. Регулятивные функции тревоги в целесообразной деятельности человека - Киев, 2006. 565с. 7. Астапов В.М. Регулятивные функции тревоги // Актуальные вопросы реабилитации лиц летного и диспетчерского состава - Кировоград, 207. 245с. 8. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги // Психологический журнал, № 5, 2004. - С. 111-117. 9. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: «Медицина», 2008- 270с. 10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л.Наука, 2008.- 269с. 11. Блинов Н.Н., Хомяков И.П., Шиповников Н.Б. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу // Вопросы онкологии.-2006.- №8.- 2006с. 12. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Краткий учебник.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2009.- 376 с. 13. Василюк Ф.Е Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций. //Психологический журнал,2005, №3- 349с. 14. Введение в психологию./ Под ред. Петровского А.В.- М.: «Академия», 2005 – 496с. 15. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 2006. 327с. 16. Вундт В. Психология душевных волнений / Под.ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 2006. 3255с. 17. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь.- СПб: Речь, 2004. 162с. 18. Джемс У. Что такое эмоция? / Под. Ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. 347с. 19. Клапаред Чувства и эмоции./ Под ред К.В.Вилюнаса, ЮБ. Гиппенрейтер..- М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. 127с. 20. Коблер-Росс. О смерти и умирании.- Киев: София, 2005-320с. 21. Коган Б.М. Стресс и адаптация.- М.: «Знание», 2008-64с. 22. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского- 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 568с. 23. Лазарус Р. Теория тресса и психофизиологические исследования //Эмоциональны й стресс/ Под ред. Л.Леви.: Медицина, 2007.- 328с. 208с. 24. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология.- 2-е изд.,-М.: Медицина, 2004.- 272с. 25. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача.- СПб.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 2004.- 245 с. 26. Марычев А.А. О возможностях реабилитации онкологических больных после радикального лечения М.:2008. 451с. 27. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и тревожность: Хрестоматия/ сост. Астапов В.М.- СПб.: Питер, 2004.-256с. 28. Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд. Московского университета, 2006.- 112с.
29. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд.ЛГУ, 2008.- 168 с. 30. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): Методические рекомендации.- СПб.: Изд. Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева, 2004.- 169с. 31. Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно –методический журнал.- 2004.- №4.- 212с. 32. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.- М.-: Медгиз, 2006-254 с. 33. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2004.- 350с. 34. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: МИВ- метод цветовых выборов.- СПб.: Речь, 2004.- 112с. 35. Спилбергер Е. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте/ сост. Ханин Ю.- М.-:Физкультура и спорт, 2008.265с. 36. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.- М.: Медицина, 2008.- 232с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|