Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1.Основные виды неформальных групп, их типология и механизмы воздействия на процесс принятие политических решений. Кланы как неформальные политические группы.




Кафедра политологии

Учебная дисциплина - политический анализ и прогнозирование

КУРСОВАЯ РАБОТА

Место неформальных групп в процессе принятия

Политических решений (анализ влияния и составление когнитивной карты)

Выполнила студентка 3 курса

342 группы ИЮ СГЮА

Павловичева А.Д.

Научный руководитель:

кандидат политических наук,

доцент кафедры политологии СГЮА

Горбачев М.В.

 

 

Саратов - 2016

Содержание

Введение. 3

Раздел 1.Основные виды неформальных групп, их типология и механизмы воздействия на процесс принятие политических решений. Кланы как неформальные политические группы. 6

Раздел 2. Анализ и составление когнитивной карты по проблеме «Место кланов в принятии политических решений на Северном Кавказе». 14

Заключение. 19

Список использованных источников. 21

 

 

 

Введение

Из-за дня в день органам власти нужно принимать те или иные политические решения, потому что от них будут зависеть, насколько будут удовлетворены интересы групп, классов и членов общества в целом.

"Политическое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их, достижения, связь с реализацией власти".[1]

Исходя из определения, мы можем сказать, что это такой процесс, осуществляемый либо одним человеком, либо группой людей. Когда мы говорим "политическое решение" мы сразу представляем, что принимать его обязательно должен какой-либо орган государственной власти или же представитель государственного аппарата. Но всегда это зависит от какой-либо формальной политической группы? Могут ли повлиять на решения иные силы давления? Эти вопросы и предстоит рассмотреть в данной работе.

И так, какую общность людей можно назвать неформальной группой?

«Неформальная группа - самостоятельные общественно-политические объединения, немногочисленные по своему составу, не имеющие официального статуса, выбираемые лидером, четко разработанной программы и иных признаков "формальных" организаций».[2] Это один из способов выражения иных подходов к решению проблем, исполнения плюралистического принципа. Неформальные группы очень различны по составу, целям и способам реализации деятельности. В России существуют неформальные организации, приближенные по некоторым признакам к политическим партиям.

Влияние неформальных политических групп на принятие политических решений на сегодняшний день имеют колоссальное значение, потому что рост и значение сильно растёт, и именно они выражают многие интересы различных общественных групп, именно поэтому была выбрана эта тема.

Актуальность объясняется тем, что неформальные группы при правильном стечении обстоятельств могут стать способом достижения непосредственной демократии, средством развития политической системы и помогут в том, что народ сможет действительно достичь самоуправления.

Целью данной работы является изучение механизмов, роли и места неформальных групп в принятии политических решений.

На основе этого можно выделить следующие задачи:

1.Выявить основные неформальные группы, которые влияют на принятие политических решений в России.

2.Охарактеризовать неформальные группы и рассмотреть механизмы, которые используют при влиянии на политические решение.

3.Проанализировать и составить когнитивную карту неформальных групп, влияющих на принятие политических решений.

В работе будет использован сравнительный метод, потому что он позволит проанализировать и выявить схожие и противоположные мнения об исследуемом объекте. Также метод анализа, поскольку требуется выделить и изучить разнообразные части исследуемых объектов. Для написания практической части своей работы применен аналитический метод, для того, чтобы на основе полученных данных составить рекомендации по улучшению изучаемого объекта или его дальнейшего пути развития.

Объектом исследования являются неформальными группы в процессе принятия политических решений. Предметом исследования являются механизмы влияния неформальных групп в процессе принятия политических решений.

 


 

Раздел 1.Основные виды неформальных групп, их типология и механизмы воздействия на процесс принятие политических решений. Кланы как неформальные политические группы.

Одной из разновидностей неформальной являются группы интересов. Группы интересов - это сообщества людей, которые объединяются для реализации каких-либо специфических, отдельных интересов. Они отличаются от партий не только деятельности по организации, а также механизмами взаимодействия с государственной власти: они стремятся захватить власть, а лишь оказывают влияние на способы принятия решения посредством реализации своих интересов.

Существуют различные подходы, характеризующие место неформальных групп в принятии политических решений и в политической жизни в целом.

Те, кто придерживаются первого подхода, отрицательно относятся к подобным группам, считают, что они оказывают негативное действие на работу демократической системы путём того, что они частное воздействие на процесс принятия политических решений. Для них все то, что происходит в политической жизни, является средством ухищрением бизнесменов, различных организаций и мафии.

Можно привести следующие аргументы в поддержку этого подхода:

1)Наличие неформальных групп, влияющих на принятие политических интересов, создает некоторое неравенство между группами, обладающими большими средствами и группами, которые обладают меньшими финансовыми запасами. Бизнес-группам намного легче влиять на процесс принятия политических решений путем использованием своих ресурсов.

2) Они подрывают функционирование экономической политики и мешают реализации активной политики. То есть когда обеспеченные "группы интересов" достигнут получения определенных богатств и благ, в дальнейшем им уже не потребуются проводить активные политические действия далее, а тем временем тех, кто не попал под раздачу материальных ресурсов, будут без помощи.

3) Наличие таких групп может вызвать угрозу монополизации, и к тому, что они станут представлять только свои интересы, а не интересы граждан. Это нарушает принцип представительства, который в итоге приводит к тому, что заключаются сделки между группами неформального и влияния и бюрократии. Также может возникнуть неокомпротивизм. Ф.Шмиттер дал наиболее точное определение этой ситуации, неокомпротивизм в его понимании - «систему представительства интересов, составные части которой организованы в несколько особых, принудительных, неконкурентных, иерархически упорядоченных, функционально различных разрядов, официально признанных или разрешенных... государством, наделяющим их монополией на представительство в своей области в обмен на известный контроль над подбором лидеров и артикуляцией требований и приверженностей»[3]. Обычно, такое как монополия присуща для государства с антидемократическим режимом. Хотя некоторые черты присутствуют и в странах демократического толка.

Те, то придерживаются второго подхода, имеют альтернативную точку зрения, выступая за пользу таких групп. Они считают, что они играют позитивную роль в процессе принятий политических решений. Можно провести три аргумента в поддержку этого подхода.

1) Выборы, членство в государственных организациях является достаточно ресурсно-затратным, поэтому не все группы населения могут участвовать в таком виде реализации власти. А существование групп интересом оказывает им поддержку и позволяет участвовать в политическом процессе.

2)Только благодаря наличию этих групп возможно реализация принципа плюрализма.

3) Как известно, что группы интересов являются посредниками между общественностью и государственными органами, и они могут реализовывать не только свои интересы, но и представлять интересы различных слоёв общества. Т.е. чем больше в государстве различных групп интересов, тем больше видов, устройств и механизм влияния на принятие политического решения.

Любому политическому явление требуется определённая типологизация. Несмотря на то, что в политической науке и во многих смежных науках существует немало типологий групп интересов, но наиболее точной выступает типология Ж. Блонделя. В её основе лежит то, как происходит взаимосвязь внутри группы и основные характерные черты её функционирования. Он подчёркивает, что есть «2 вида групп, которых на самом деле не существует в природе: группы общинные и группы ассоциативные». [4]

В чём же их основные отличия. Если говорить об общинной группе, то люди взаимосвязаны не своими интересами, а тем, что принадлежат какому-либо сообществу. Даже только новорождённый человек уже состоит в какой-либо группе. Ассоциативные же группы создаются с определённой целью, ставящие более конкретные задачи. Пример таких групп можно считать, сообщество, созданное для борьбы с чрезвычайными последствиями. Но эти два вида являются крайними, соответственно существует группы, которые стоят между ними, они занимают позиции по мере их удаления от традиционных форм и приближения к современным: группы «по обычаю», институциональные группы, группы защиты, группы поддержки.

Первый вид характерен для стран с низким уровнем развития. Там для тех, кто может повлиять на политику, главным является, продвинуть на должности кого-то из своей семьи. Группы, основой создания которых служит религия, тоже относятся к данному виду. Отличительной чертой таких групп является то, что реализации своих интересов они общаются с властными органами напрямую, минуя формальные институты.

Следующий вид групп - это институциональные группы, но их действия основываются на том, что они являются формальными объединениями внутри государственной структуры. Примерами таких групп могут служить органы законодательной и исполнительной власти, армии и силовых структур. Механизмы их воздействия связаны с тем, что они могут повлиять на процесс принятия политического решения. Институциональные группы интересов ещё называют кланами, основной их функцией является связывать общество и государство. Такое явление встречается не только в развивающихся странах с авторитарными режима, но и в сильно демократических государствах.

Третий тип, который называется группы поддержки и защиты в основном характерен для стран, где демократия является достаточно развитой. 50 % жителей США состоят в подобных группах. Группы защиты — это, прежде всего, предпринимательские ассоциации и профсоюзы. Они созданы, прежде всего, для того, чтобы обеспечивать материальные потребности членов группы. Они имеют полномочия участвовать в принятии политических решений на основе того, что государство в свою очередь может участвовать в социальной и экономической жизни населения.

Группы поддержки выполняют другие функции по отношению к группам защиты, они стремиться к исполнению специфичных целей. Примером таковых могут служить общества борьбы за мир, за экологию и т.д. Они не отличаются организованностью, у них может и не быть определённого лидера, формального членства. Возникают случаи, когда таким группам всё-таки удаётся добиться некоторых признаков официальной организации, когда в них появляется система управления, а задачи начинают более конкретно закрепляться за определёнными её членами, т.е. появляется некоторая структурированность. Часто группы поддержки занимают достаточно серьёзное место в принятии политического решения, и их мнение бывает очень весомым.

Важно то, что разные неформальные группы использует разнообразные способы для того, чтобы повлиять на решения властных органов. На сегодняшний день такие группы предпочитают использовать механизм влияния на общественность, чтобы через них повлиять на государство.

Таким образом, можно подвести следующие итоги. Во-первых, способы давления на власть меняются со временем. Например, представители разных неформальных групп могут стать участником электорального процесса, помогать некоторым политическим партиям, требуя при этом поддержки групповых интересов. Другим современным трендом является то, что многие неформальные группы постепенно вливаются в систему «функционального представительства».[5] Эта система популярна как среди групп защиты, так и среди групп поддержки. Третьей отличительной чертой современных неформальных групп является активное продвижение своих интересов и весомое влияние на власть.

 

В настоящее время очень сильно возрастает роль неформальных политических групп в процессе принятия политических решений. Но понятие неформальных политических групп, насколько известно из предыдущей главы, является очень широким. В него входят все организации, которые являются неоформленными, связывающие людей с общими интересами и целями. Они являются "прослойкой", связывающей общество и государство. Основной их целью выступает представить свои интересы в политике и перенаправить свои действия в политические. К ним относятся общественные движения, например, как тред-юнионы, различные организации по интересам и т.д. А также политические лобби, кланы и "группы давления".

Механизмом их воздействия является прямое организованное действие. Они предпочитают не договариваться с властью, а решать проблемы более радикально. Основными методами их работы являются привлечение масс на свою сторону, пропаганда в СМИ и различные акции протеста. Также используется метод отказа от поддержки каких-либо политических деятелей во время выборов или иных видах продвижения во власти. Но такие средства возможны реализации своих только в условиях демократического общества, при тоталитарных режимах это не открытые "группы давления" они не выходят за рамки партийного аппарата, находятся в качестве отдельных элементов, допускается соперничество между собой в похожих сферах интересов. Они представлены в виде земляческих или этнических сообществ. То есть такие группы являются прототипом кланов.

Кланы, по сути, теряют основные черты и "групп давления" и "групп интересов", но от этого не теряют своё значение в принятии политических решений. Следует отметить, что их роль велика не только в тоталитарных государствах, но также и в государствах, в которых развит принцип плюрализма, которые даже по конституции считаются демократией.

Кланы представляют собой неформальные политические группы, построенные по принципу родства. Они представляют собой симбиоз патриархальных коллективов и современных сообществ. Клан имеет следующую структуру: семьи или формальные родственники, которые являются политические элитой, подчинённые руководителю клана. Они могут и не быть представителями одной семьи, но всегда либо родственники, либо объединены этничническо-территориальной принадлежностью, верой или другими общими интересами. Их единосогласие строится на патриархальной этике патриархальности. Состав клана включает в себя не только политическую элиту, а ещё низших и средних чиновников, а так других участников социума. На этом и основывается его воздействие на власть.

Хотя это явление, как клановое управление и является элементом традиционных обществ, оно не теряет свою значимость во многих странах по сей день.

Существуют два типа основных типа кланов:

1) "старые" кланы, это те, которые существуют давно на протяжении нескольких поколений;

2) "новые" кланы, возникшие в результате каких-либо социальных потрясений.

Они проводят свою политику "закрыто", то есть нигде и никого не оповещают из общих масс в отличие от "групп давления", которые акцентируют большее внимание на своей должности, но, не смотря на их секретность, многие знают об их наличии. Их влияние играет очень большую роль в политике. Иногда принятие политического решения и действия политиков в целом зависит от их взаимоотношений, соперничества или согласия друг с другом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...