Раздел № 10. Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажа.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 10.1 Организация и структура вводного инструктажа. На уроке по изучению приёмов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего мастера (стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было чётко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, плакаты, образцы, схемы, таблицы- все необходимое для инструктирования. Должно быть обеспеченно хорошее освещение рабочего места и всего, что на нём расположено. Для вводного инструктажа на уроках при изучении прёмво и операций характерна следующая типовая последовательность: - сообщение темы и цели урока (этап целевой установки); - проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации); -объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы; разбор документов письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам; -объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда; -пробное выполнение учащимися приёмов и способов выполнения изучаемой операции, показанных мастером; -выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам. Применительно к этой типовой структуре содержания вводного инструктажа рассмотри организацию и методику его проведения. Тему урока мастер обычно объявляет устно и записывает на доске. Очень важно правильно раскрыть учащимся цель урока, т.е. дать им целевую устанвку на урок. Любой процесс обучения характерен тем, что учащиеся, как правило, эффективно воспринимают и усваивают новое тогда, когда это новое опирается на раенее усвоенное, является его продолжением и развитием, когда в сознании учащихся «наводятся мостики» между тем, что они знают и умеют, и тем, что им предстоит узнать и освоить. Такой этап включения знакомого, изученного в процессе усвоения нового называют актуализацией. На уроках производственного обучения актуализация знаний и опыта учащихся обычно проводится путём опроса учащихся обычно проводится путём опроса учащихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения, хотя могут применяться и другие способы актуализации: повторение мастером необходимых теоретических сведений, демонстрация кинофрагментов, проведение предварительных упражнений, разбор выполненных домашних заданий и т.п.
Создание ориентировочной основы действия учащихся. На уроках по изучению приёмов и операций это обеспечивается прежде всего путём личного показа и объяснения мастером приёмов и способов выполнения изучаемой на уроке операции или её части. При изучении операций, особенно первых, процесс обучения строится по II типу ориентировки, репродуктивно, по принципу «делай, как я». И это вполне закономерно, ибо на каждом уроке перед учащимися стоит задача освоить что-то новое, субъективно для них неизвестное. На изучение операций учебными программами отводится, как правило, минимальное количество времени, поэтому на 1 тип ориентировки (методом «проб и ошибок», самообучением), на III тип («подумай и сделай сам») в этих условиях не применим. 10.2.Организация текущего инструктирования. Руководство учебно-производственной деятельности учащихся в процессе упражнений, формирование у них профессиональных умений и навыков мастер осуществляет путём их текущего инструктирования. Это основная форма обучающей деятельности мастера производственного обучения. Основные цели текущего инструктирования учащихся мастером в процессе упражнений в выполнении операции. Опытный мастер так сроит свою деятельность, чтобы не столько исправлять, сколько предупреждать ошибки, недостатки и затруднения учащихся.
Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся. При каждом обходе рабочих мест мастер следит за работой всех учащихся, даёт им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания. Исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе, независимо от цели обхода. Но у каждого учащегося обязательно проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. Такая плановая организация обучающей деятельности мастера обеспечивает возможность дойти до каждого ученика, что невозможно, если наблюдать за всеми учащимися вообще, в целом. Количество обходов, их конкретные цели зависят от содержания выполняемых работ, организации учебно-производственного процесса. Период обучения, особенностей учебной группы, опыта мастера. В определении конкретных целей обходов рабочих мест начинающему мастеру поможет анализ типичных ошибок, недостатков и затруднений учащихся, характерных для упражнений в выполнении операций. Кроме целевых обходов возможны и другие варианты форм организации текущего индивидуального инструктирования учащихся мастером: мастер наблюдает за группой со своего рабочего места и даёт указания учащемуся, совершающему ошибки, испытывающему затруднения или нуждающемуся в помощи; мастер инструктирует учащегося по его просьбе; учащиеся сами подходят к мастеру, и он инструктирует их на своём рабочем месте. Однако наиболее предпочтительной и рациональной формой организации текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся. 10.3 Заключительный инструктаж. Обязательным структурным элементом урока производственного обучения является заключительный инструктаж. Он обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа- на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
Проводя заключительный инструктаж, следует исходить из следующих посылок: заключительный инструктаж- это составная часть урока, его содержание, организация и методика проведения должны вносить своё вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения; заключительный инструктаж-это коллективная форма работы мастера с учащимися, чем активнее мастер вовлекает учащихся в его проведение, тем эффективнее он проходит. Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие правила рекомендации: на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт; Вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; широко привлекать их к самостоятельному анализу выполняемых учебно-производственных работ; умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации группы на лучшие учебно-производственные успехи; широко практиковать сравнение работ, выполняемых учащимися, с образцами-эталонами (но не сравнивать и не противопоставлять учащихся друг другу); Анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|