Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об архетипах коллективного бессознательного

 

Статья "Об архетипах коллективного бессознательного" впервые была опубликована в 1934 г. в ежегоднике "Эранос". В переработанном виде она вошла в книгу "О корнях бессознательного" (1954). Перевод осуществлен А.М.Руткевичем по изданию: /ung С.С-BcwuBtcs und UnoewuBtcs. Walter Vig. Oltcn. 1971. S. 11 -53.

 

"Творец мира не из самого себя создал это, он перенес из посторонних ему архетипов".

 

Изначальный свет. Первичная завеса. "Идеи, которые сами не созданы... которые содержатся в божественном уме".

 

"Подобно Богу, хранящему все свои божественные сокровища.. в себе как в сокровенном архетипе... так же Сатурн хранит в себе тайные подобия металлических тел".

 

"Создан по подобию со своим архетипом".

 

Речь идет о получившей распространение в нацистской Германии пропаганде древ-негерманских языческих культов, противопоставляемых "расово чуждому" христианству. Напомним, что первое издание статьи относится к 1934 г.

 

Имеется в виду стихотворение Гете "Ученик чародея" - переработка сказки. о Отеческая власть.

 

Бюфос - первый из 30 Эонов в гностической космологии Валентина - "бездна", нерожденная монада, беспредельный, невыразимый, трансцендентный Бог, ничего не знающий о мире и не вмешивающийся в его дела. София - последний, тридцатый Эон. Ее грех заключался в попытке проникнуть (из любопытства) в божественную "бездну". За это София наказывается падением. Хотя она и не выходит за пределы плеромы, но. соединившись с желанием, она порождает вожделение, бесформенную материю, изгнанную из плеромы. Для искупления греха и возвращения ее в плерому всеми Зонами порождается Спаситель-Христос, миссией которого является создание "кеномы", звездного царства - по образу и подобию высшего мира плеромы.

 

"Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Иоанн, V, 4).

 

Термин "нуминозное" (numinosum от numen Божество) Юнг берет у Р.Отто, автора книги "Священное" {Olio R. Das Hcilige. Munchen, 1917), в которой феноменологически описывается опыт "божественного" как ужасающего, всемогущего, подавляющего страхом, но в то же время величественного, дающего полноту бытия. Словом, у Отто речь идет о восприятии сверхъестественного в духе иудео-христианской традиции, причем в ее протестантско-лютеровском прочтении. Перед Богом человек чувствует, что он лишь "прах и пепел", но эта же сила поднимает его. Отто специально подчеркивает трансцендентность нуминозного, это опыт "иного" (ganz andere). У Юнга о трансцендентном Боге не говорится ничего, а описание опыта запредельного в большей мере напоминает то, что "философы жизни" писали о вызывающем ужас дионисииски-хтоническом (Ницше, Шпенглер).

 

"Поднявшаяся из глубин" рыба, ихтос, еще в первые десятилетия существования христианства расшифровывалась как "Иисус Христос, Божий сын. Спаситель". Так как Рыба является знаком Зодиака, христианство еще в древности понималось как Эон, стоящий под этим знаком. Наметки поразительной астрологической теологии Юнга содержатся в публикуемой статье. Николай из Флюэ, Якоб Беме, Ангелус Силезиус видят страшный апокалиптический лик, возвещающий конец христианского Эона. В книге "Ответ Иову" эти мысли были развиты. Бог не только милосерден - таковым он стал в ответ на вопрошание Нова: "Как может человек оправдаться перед Богом?" В процессе боговоплощения на место Отца приходит любящий Сын, но другим ликом Бога является Антихрист, Сатана. В конце Эона, который провиден в самом его начале в "Откровении Иоанна Богослова", Бог вновь обратил к человеку свой полный гнева и ярости лик. Весьма вольно толкуя Ветхий и Новый заветы, апокрифы. Юнг пытается представить свое эсхатологическое учение как осмысление 2,5-тысячслетней истории человечества. Его последние работы полны предупреждений о "дне гнева" (его символами являются даже НЛО).

 

Замок Святого Грааля - Предание о Св. Граале средневековой европейской литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе (та чаша. что была на тайной вечере; или та, в которую Иосиф Ариматейский собрал стекавшую с распятого Христа кровь). В описываемом Юнгом сновидении присутствует волшебный замок Монтсальват, в котором хранится чаша. Этот замок был целью странствующих рыцарей, и сновидение действительно соответствует средневековым представлениям о замке (стоит на скале, отделен пропастью и глубокими водами). В аналитической психологии Юнга Св.Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты существования, движение от Эго к Самости.

 

"Если хочешь мира, готовься к войне".

 

"Велюспа", или "Прорицание вельвы" - первая книга "Старшей Эдды". Юнг цитирует немецкий перевод, далекий от русского, в котором нет речи о кипящем источнике: "С черепом Мимира Один беседует. Трепещет Игградсиль, ясень высокий, гудит древний ствол, туре вырывается" (См. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 188). Один (Вотан) шепчется с вещим черепом Мимира перед последней битвой, грядущей "гибелью богов". "Кипящий источник" - это источник Урд в корнях мирового древа Игградсиль. Под корнями мирового древа пребывают подземные воды, а в них обитают хтонические чудовища, вырывающиеся на волю перед наступлением конца света, гибелью богов (Рагнарек).

 

"Она наполовину высунулась из воды, он наполовину погрузился, и больше его уже не видели".

 

"Прекрасное и доброе"; "калокагатия" - добродетель в античном ее понимании, т.е. без четкой границы между красотой и моральностью. Прекрасное лицо, например, могло считаться свидетельством прекрасной души. В новоевропейской философии калокагатия (или ее ренессансный аналог virtu) противопоставлялась христианской морали, начиная с Ф. Ницше, который оказал значительное влияние на Юнга.

 

"Наподобие самопроизвольного ума".

 

"Изображения и лары". Имеются в виду восковые изображения предков и лары - духи-хранители домашнего очага в Древнем Риме.

 

Видимо, имеется в виду притча о работниках на винограднике и их плате ("Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома..."). Матфей, XX, 1.

 

"Поимандрес" - первый трактат корпуса герметических произведений, религиозно-философских сочинений I-III вв. н.э., приписываемых Гермесу Трисмегисту (античный аналог египетского бога Тога). В трактате рассматриваются вопросы о творении вселенной и человека, соединении духа с материей после грехопадения, о пути спасения с помощью гнозиса.

 

"Пастух" "апостолического отца" Гермы (Гермеса), относится к первой половине II в. В первой части трактата приводятся видения гермы, а в двух последующих частях излагаются основные принципы христианской этики.

 

Имя "Люцифер", означающее на латыни "светоносный", "приноситель света", было эпитетом многих античных божеств, чаще всего Венеры - так называлась "утренняя заезда*. Поскольку в латинском переводе Ветхого Завета данный эпитет применялся по отношению к вавилонскому царю, а в Евангелии от Луки говорится: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лука, X, 18), то имя Люцифер уже отцами церкви стало употребляться как синоним сатаны.

 

Старый и молодой подобны

 

Таро (Tarot) - древнейшие гадальные карты (колода из 78 карт с символическими изображениями). Точное происхождение неизвестно (впервые были описаны в конце XVIII в.), но очевидно присутствие каббалистической и средневековой христианской символики. Существуют различные интерпретации Таро (астрологическая, алхимическая, магическая, мистическая). Юнг предложил свою интерпретацию, видя в Таро два аспекта борьбы человека против других и против самого себя: солнечный путь экстраверсии, рационального знания, действия; и лунный путь интроверсии, созерцания, интуиции. В изображениях карт Таро легко узнаются многие архетипы Юнга.

 

Альчерринга - "Эра сновидений", стародавняя эпоха первотворения в мифологии австралийских племен Аранда.

 

 

 

  Психология и религия

 

Цикл лекций "Психология и религия" был прочитан К.Г. Юнгом по-английски в 1937 г. в Йельском университете; книга вышла в 1938 г. Перевод выполнен А.М.Рупсевичем по изданию: /HnfC.G. Psychology and Religion. New Haven. London, Jale Univ Pr. 1938.

 

1. Mumpa, Ammuc, Кибела, Мани, Гермес - Юнг перечисляет ближневосточные культы, которые в начале нашей эры выступали как соперники христианства. Митра-изм - религия римских легионеров и ряда "иллирийских" императоров III в.н.э. - была преобразованным культом иранского бога Митры; Аттис и Кибела - фригийские божества, вошедшие в греческую мифологию, основные фигуры оргиастического культа Великой Матери; Мани (нач. Ш в.н.э. - 273 г.) - основатель манихейства, синкретической религии, соединявшей в себе элементы зороастризма, христианства и гностицизма;

 

Гермес Трисмегист - божество позднеантичного герметизма (именуемого иногда "языческим гнозисом"). Он имеет ряд черт египетского бога Тога - изобретателя наук и искусств, которому приписывается авторство тайных книг по магии, астрологии и алхимии. Поскольку для Юнга бессознательное современного человека воспроизводит архе-типические образы, встречаемые в трудах гностиков и алхимиков II-IV вв., то все подавленные в свое время христианством религии представляют для него особый интерес - становится понятным содержание бессознательного современности.

 

2. Примерно 39 градусов по Цельсию.

 

3. Греческое слово hubris (дерзость, наглость, вызов) встречается в текстах греческих философов и характеризует нарушение божественной меры, гармонии какой-то частью, которая несет за это наказание со стороны целого. Гильгамеш - герой шумеро-ахкад-ского эпоса (возможно, реальное лицо 27-26 вв. до н.э.) - этот эпический герой стремится обрести бессмертие, недостижимое для человека, в этом его hubris.

 

4. Бухман Франк (1878-1961) - американский лютеранский священник, посетил Индию и Дальний Восток. Основал в Англии "Оксфордскую группу"; в 30-е годы движение получило широкое распространение в высших кругах Англии.

 

5. Вотан, Дионис, Ницше - Юнг неоднократно обращался к дионисийству Ницше, который не только противопоставлял Диониса - Христу, но в последних своих, уже полубезумных, письмах отождествлял себя с Дионисом. Вопреки общепринятому диагнозу Юнг считал, что безумие Ницше связано не с прогрессирующим параличом, а с подъемом из глубин бессознательного расового архетипа, олицетворяемого воинственным германским богом Вотаном. Увлеченный классической филологией Ницше отождествлял Вотана с античным Дионисом. Германский нацизм, прославлявший арийское язычество, был, по мнению Юнга, также связан с воздействием этого архетипа - Ницше стал пророком этих перемен в сознании немцев первой половины нашего века, но заплатил за это безумием.

 

6. Неканоническая логия, упоминаемая в "Гомилиях" Оригена - входит в гностическое "Евангелие от Фомы", открытое вместе с другими рукописями из Наг-Хаммади в конце 1945 г. В этом варианте логия звучит так: "Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали меня, вдали от царствия" (См. Апокрифы древних христиан. М..1989.С.259).

 

7. В учении древнегреческого философа Эмпедокла (V в. до н.э.) Бог представляет собой как бы идеальное состояние космического бытия. Идеальная форма пифагорейцев - шар - выражает законченность и совершенство. Эмпедокл называет божество Сфайро-сом, идеально закругленной всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех своих точках. В диалоге Платона "Пир" говорится об андрогинах с "округлым телом" - "страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов", за что были разрезаны пополам Зевсом - так возникли мужчины и женщины, "половинки" прежнего целого, стремящиеся друг к другу.

 

8. Адам Кадмон - "Адам первоначальный", "изначальный человек". В иудаистской мистике первообраз духовного и материального мира. Как "небесный человек" он является образцом для творения "земного человека". Развитые в каббале представления об Адаме Кадмоне вошли в арабо-мусульманскую и христианскую алхимическую литературу.

 

9. По традиции авторы Евангелий изображались следующим образом: Марк - лев, Лука - агнец. Иоанн - орел, Матфей - человек.

 

10. Карпократ-гностик (II в. н.э.) - основатель гностической секты в Александрии. Юнг ссылается на свидетельство Иринея Лионского, но несколько изменяет его смысл. "Соперником" там является не "телесный человек" (как в трактовке Юнга), а один из космических ангелов, который выводит падшие души из мира. Тело мыслилось Карпок-ратом и его последователями как тюрьма (согласно тому же источнику). Вероятно, Юнг опирался на приводимый другим отцом церкви, Климентом Александрийским, отрывок из труда сына Карпократа, Эпифания, где телесным влечениям предоставлена полная свобода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...