Правила работы торгового предприятия, в соответствии с ГОСТ Р 51304-99«Услуги розничной торговли. Общие требования»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Общие требования 1 Область применения Настоящий стандарт распространяется на услуги розничной торговли (далее - услуги торговли). Стандарт устанавливает классификацию услуг торговли, общие требования к услугам торговли, в том числе требования безопасности и охраны окружающей среды. Стандарт применяется предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги торговли (далее - предприятия торговли). Обязательные требования изложены в 5.3, 5.4, разделах6, 7. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности ГОСТ 12.3.020-80 Система стандартов безопасности труда. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности ГОСТ 30390-95/ГОСТ Р 50763-95 Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия ГОСТ Р 51074-97 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования ГОСТ Р 51087-97 Табачные изделия. Информация для потребителя ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения 3 Определения 3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 Услуга розничной торговли: взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи. Издание официальное 3.1.2 Термины и определения других основных понятий в области услуги розничной торговли по ГОСТ Р 51074 и ГОСТ Р 51303. 4 Классификация услуг розничной торговли 4.1 Услуги торговли включают: реализацию товаров; оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании; информационно-консультационные услуги; создание удобств покупателям. 4.2 Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара. Реализация товаров осуществляется в магазине и вне магазина. 4.2.1 Реализация товаров в магазине включает: - реализацию товаров в универмаге; - реализацию товаров в универсаме (супермаркете); - реализацию товаров в гипермаркете; - реализацию товаров в магазине-складе; - реализацию товаров в магазине «Товары повседневного спроса»; - реализацию товаров в специализированном (или неспециализированном) продовольственном магазине; - реализацию товаров в специализированном (или неспециализированном) непродовольственном магазине; - реализацию товаров в комиссионном магазине; - реализацию товаров в магазинах другого типа(«Природа», «Семена», «Зоомагазин», «Книги» и другие); - реализацию продукции предприятий общественного питания в магазинах различных типов. 4.2. Реализация товаров вне магазина включает: - реализацию товаров в мелкорозничной передвижной сети: палатках, автомагазинах, автолавках, автоприцепах, изотермических емкостях и цистернах, на тележках, лотках, корзинах и т. д.
- реализацию товаров торговыми агентами; через почтовую (посылочную) торговлю; через торговые автоматы; через телемагазины и компьютерные сети (Интернет, электронный магазин); - реализацию товаров по другим внемагазинным формам. 4.3 К информационно-консультационным услугам относят: - предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами; - консультации специалистов по товарам; - проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания). 4.5 Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг. 5 Общие требования к услугам торговли 5.1 Услуги торговли должны отвечать требованиям: - социального назначения; - функциональной пригодности; - эргономики; - эстетики; - технологичности; - безопасности; - охраны окружающей среды. 5.2 Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают: - точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; - наличие товаров надлежащего качества; - наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента; - обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; - информативность, т. е. наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей; - соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями. 5.3 Требования эргономики услуги торговли предусматривают: - комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и др.;
- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемой, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т. п.; - доступность информации возможностям восприятия потребителем. 5.4 Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности: - архитектурно-планировочных решений помещений торгового предприятия; - оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др. - интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения. 5.6 Требования технологичности услуги торговли предусматривают: - наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения, с учетом используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг; - создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания; - наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению; - наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания; - оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей. 5.7 Требования безопасности услуг торговли и охраны окружающей среды изложены в разделах. 6 Требования безопасности услуг розничной торговли 6.1 Безопасность услуги торговли должна обеспечиваться безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.
6.2 При проектировании, выборе места расположения, строительстве и эксплуатации предприятий торговли, включая объекты мелкорозничной сети и предприятия, создаваемые на базе арендуемых объектов, должны соблюдаться установленные требования: - к месту расположения и прилегающей территории, архитектурно-планировочному и конструктивному решению; - к водоснабжению и канализации; - к отоплению и вентиляции; - к пожарной и охранной сигнализации. 6.3 Предприятие торговли, реализующее продовольственные товары и продукцию общественного питания, дополнительно к 6.2должно соответствовать требованиям к предприятиям продовольственной торговли. 6.4 Электроустановки, монтируемые в здании и помещениях предприятий торговли, должны отвечать требованиям электробезопасности. 6.5 Торговое оборудование должно соответствовать общим требованиям безопасности, установленным ГОСТ 12.2.003, и использоваться в соответствии с требованиями техники безопасности эксплуатационной документации завода-изготовителя. 6.6 Предприятие торговли должно быть укомплектовано персоналом, соответствующим своему профессиональному назначению, прошедшему подготовку по соблюдению правил по охране труда и требований безопасности. Обслуживающий персонал предприятии торговли, реализующих продовольственные товары и продукцию общественного питания, должен пройти медицинский осмотр, гигиеническую подготовку и соблюдать правила личной гигиены в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. 6.7 Освещение помещений предприятия торговли должно соответствовать установленным требованиям. Помещения должны иметь естественное и искусственное (рабочее, аварийное, дежурное) освещение. 6.8 Предельно допустимое содержание вредных веществ и пыли в воздухе торговых помещений не должно превышать норм, установленных ГОСТ12.1.005 (раздел 3, приложение 2). 6.8 При использовании взрывоопасного оборудования(баллонов для наполнения шаров и спортивных мячей газом, баллонов для торговых автоматов, изотермических емкостей для мелкорозничной сети и др.) должны соблюдаться требования ГОСТ 12.1.010. 6.9Транспортирование товаров, погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться в соответствии с ГОСТ12.3.002, ГОСТ 12.3.020 (раздел 3). В рабочее время загрузка товаров и выгрузка тары должны осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами покупателей, предусмотренными правилами пожарной безопасности.
6.10 Безопасность реализуемых товаров, в том числе продукции общественного питания, должна обеспечиваться при приемке товаров, хранении, подготовке к продаже и отпуске покупателю. 6.11 Приемка товаров должна осуществляться в соответствии со стандартами, техническими условиями, эксплуатационной и сопроводительной документацией на продукцию, на упаковке товаров и сопроводительных документах, в том числе: - о сертификации - для товаров, подлежащих обязательной сертификации; - о сроках годности - для товаров, у которых установлен срок годности; - о ветеринарном благополучии - для живых животных. 6.12 Хранение товара должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными стандартами и техническими условиями на продукцию и правилами. 6.13 Подготовка товара к продаже, в том числе через торговые автоматы и отпуск покупателю, должны производиться в соответствии с правилами продажи. 6.14 Упаковочный материал, применяемый при отпуске развесных пищевых продуктов, должен быть разрешен органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами в соответствии с установленными требованиями. 6.15 Состояние и применение средств измерений, используемых при подготовке и отпуске товаров, должны соответствовать требованиям правил по метрологии. 7 Требования охраны окружающей среды 7.1 Оказание услуги торговли не должно вызывать ухудшения характеристик окружающей природной среды (засоренность территорий, запыленность и загазованность воздуха и т. п.). 7.2 Система санитарной очистки и уборки территории должна соответствовать установленным требованиям. 7.3 Уровень шума транспортных средств, используемых предприятием торговли, не должен превышать установленных норм. 8 Методы контроля 8.1 Для контроля качества и безопасности услуг торговли следует использовать следующие методы: - экспертный, в т. ч. органолептический и аналитический (проверка наличия и сроков действия обязательных документов, выдаваемых надзорными органами, анализ технологической документации - актов бракеража, - санитарных книжек персонала и пр.; проверка маркировки на упаковке товара на наличие сроков годности, осмотр предприятия торговли: прилегающей территории, инженерных коммуникаций, применяемого оборудования, инвентаря, складских помещений, условий хранения товаров и др.); - измерительный (проверка технического состояния и режимов работы оборудования и т. д., определение показателей микроклимата, уровня шума и т. п.); - социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|