Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарские (практические) занятия




Общие рекомендации по подготовке к семинарам:

Семинарские (практические) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять педагогические знания на практике при анализе актуальных социальных и педагогических проблем. Рекомендуемое время сообщения – 7 - 10 минут.

В процессе работы студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Место и время консультаций указано в деканате и на кафедре теории и истории права и государства.

Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, ролевых игр, решения ситуативных задач и казусов и их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением таких методик активного обучения, как «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию», работа в малых группах. По отдельным темам студенты дают правовую оценку ситуации, возможные варианты ее решения с применением правовых норм, квалифицируют юридически значимые деяния. Также студенты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентного подхода предусматривает преимущественное использование интерактивных методов проведения занятий по большинству дисциплин, в частности:

– Метод работы в малых группах;

– Метод групповых дискуссий, с помощью которого приобретаются навыки коллективного взаимодействия;

– Метод конкретных ситуаций, позволяющий выработать умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач;

– Использование дистанционных форм подготовки для ознакомления с необходимым материалом через восприятие текстового и схематической индивидуальной практики, что способствует процессу интеллектуального развития.

Применение интерактивных методов работы на семинарских занятиях представлено выше, применительно к планам семинарских (практических) занятий.

Рекомендации по темам:

При изучении темы «Финансы, финансовая система, финансовая деятельность государства (муниципальных образований)» следует учитывать, что отдельные категории, которыми оперирует наука финансового права - «финансы», «финансовая система» - являются экономическими категориями. В настоящее время в экономической теории существует множество подходов к определению их содержания. В целях изучения финансового права важно провести разграничение таких категорий как «финансы» и «деньги», указав различие их функций. При характеристике финансовой деятельности государства и муниципальных образований необходимо выделить ее специфические черты, которые обусловлены ее двойственным характером: финансовая деятельность одновременно является экономической деятельностью и разновидностью государственного управления. Важно обратить внимание, что финансовую деятельность осуществляют буквально все органы государственной власти и органы местного самоуправления, при этом отдельные органы власти специально созданы для осуществления финансовой деятельности в государстве. В связи с этим целесообразна классификация органов власти на две группы - органы общей компетенции и органы специальной компетенции. При характеристике первой группы органов власти необходимо раскрыть полномочия в сфере финансовой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. К органам специальной компетенции, правовой статус которых изучается в рамках учебной дисциплины «Финансовое право», относятся Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Банк России. При характеристике правового статуса государственных органов власти, наделенных специальной компетенцией, следует указать основные задачи, для реализации которых они созданы, охарактеризовать специальные функции и полномочия в сфере финансовой деятельности. При изучении правового положения Министерства финансов Российской Федерации, учитывая широкий круг его полномочий, рекомендуется классифицировать их по сферам финансовой деятельности (в бюджетной, налоговой сфере, сфере государственного долга и т.д.). При рассмотрении статуса Федерального казначейства надо учитывать, что основная функция этого органа власти - обеспечение исполнения федерального бюджета, а также кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При характеристике правового положения Банка России важно отметить его двойственный характер: с одной стороны - это кредитная организация, с другой – выполняет функции государственного управления, в том числе, осуществляет правовое регулирование. Банк Росси выполняет самостоятельные функции в сфере финансовой деятельности, а также осуществляет надзор за банковской деятельностью в стране.

Для того чтобы дать оценку взаимоотношениям, существующим между органами различных ветвей власти, следует указать в каком порядке назначаются на должность руководители органов специальной компетенции.

С учетом того, что Россия является федеративным государством с тремя уровнями публичной власти, важно рассмотреть вопросы компетенции органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере финансов.

При изучении темы «Финансовое право как отрасль российского права, финансово-правовые нормы, финансовые правоотношения, источники финансового права» важно понять, что финансовое право – одна из основополагающих отраслей российского права, поскольку имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Однако ранее (в середине прошлого века) не все ученые признавали самостоятельность финансового права как отрасли права; по их мнению, финансовое право являлось составной частью административного или государственного права. В последнее время также появляются научные высказывания о том, что финансовое право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль права или законодательства. Во многом такая позиция основывается на мнениях отдельных авторов о самостоятельности таких подотраслей финансового права как бюджетное право и налоговое право. Однако указанные мнения не нашли серьезной поддержки в ученой среде. Дискуссия о месте финансового права в системе российского права – одно из проявлений специфики финансового права.

Еще одна отличительная черта финансового права заключается в предмете правового регулирования. Входящие в предмет финансового права отношения отличаются большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства.

Разнообразен также и круг субъектов финансового права: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и физические лица, которые взаимодействуют между собой в области финансов. Важно уяснить особенности правосубъектности каждой группы участников финансовых правоотношений: публично-правовых образований; организаций; физических лиц.

При характеристике метода правового регулирования следует обратить внимание, что каждый их приемов и способов правового регулирования (обязывания, запреты, дозволения, согласования и т.д.), которые в совокупности образуют метод правового регулирования, имеют специфику в финансовом праве.

Значительную сложность и одновременно большой интерес для изучающего финансовое право представляет система источников российского финансового права. Источники финансового права отличаются большим разнообразием. В конституционных федеральных законах заложены правовые основы финансовой системы Российской Федерации, определен правовой статус органов власти, осуществляющих полномочия в сфере финансовой деятельности. К источникам финансового права также относятся Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации. Действует значительное количество федеральных законов в сфере финансовой деятельности: «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате Российской Федерации» и др. Отметим, что значительная часть финансово-правовых предписаний закрепляется актами меньшей юридической силы – указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами. В частности, в таких документах определяется правовой статус органов, осуществляющих финансовую деятельность: Минфина России, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы и др. Важно обратить внимание на особенности такого специфического правового акта, присущего исключительно финансовому праву как финансово-плановый акт.

Необходимо отметить специфику отношений, регулируемых финансовым правом, и провести их классификацию.

При характеристике финансово-правовой нормы следует подчеркнуть, что ее специфика заключается в санкции финансово-правовой нормы.

При изучении темы «Финансовый контроль» необходимо усвоить определение понятия финансового контроля, определить его значение. Существенное внимание следует уделить изучению основных принципов финансового контроля. Следует указать, какие формы финансового контроля выделяются в зависимости от времени его проведения; провести классификацию видов финансового контроля в зависимости от субъектов, которые его осуществляют. Требуется перечислить методы осуществления финансового контроля и отдельно остановится на характеристике ревизии как основного метода финансового контроля.

Студенты должны изучить основные задачи, функции, полномочия органов финансового контроля - Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральной налоговой службы. Отдельно требуется раскрыть полномочия органов общей компетенции при осуществлении финансового контроля - Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Важно знать органы, осуществляющие внутрихозяйственный контроль, и особенности их правового статуса.

При изучении вопросов аудита как вид финансового контроля необходимо дать определение аудита и аудиторской деятельности. Целесообразно провести сравнение аудита и ревизии, что позволит выделить специфику аудита как вида финансового контроля. Студенту необходимо указать, что аудит может быть инициативным и обязательным, перечислив критерии последнего.

Также необходимо провести сравнительную характеристику правового статуса Счетной палаты Российской Федерации и правового статуса Росфиннадзора, указав в отношении каждого из указанных государственных органов финансового контроля сферу реализации контрольных полномочий, их функции и полномочия.

При изучении темы «Правовые основы денежной системы государства» необходимо дать определения понятий «денежная система», перечислив ее основные элементы, и «денежное обращение». Необходимо указать, какие нормативно-правовые акты составляют правовую основу денежной системы и денежного обращения в России, определить, какие государственные органы обеспечивают разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Студенты следует рассказать, в каком порядке осуществляется эмиссия денег в Российской Федерации. При ответе на вопрос о безналичных расчетах, необходимо отметить, что эти правоотношения имеют специфику, обусловленную их двойственным характером: они регулируются как нормами гражданского, так и нормами финансового права. При этом следует определить, в каких случаях и в каких целях осуществляется финансово-правовое регулирование расчетных правоотношений. Студенту необходимо рассказать о правилах ведения кассовых операций, а также о правилах им целях применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в наличной форме.

При изучении темы «Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации» необходимо выучить определение понятий «резидент», «нерезидент», «валютные операции», «валютные ценности». закон о валютном регулировании и валютном контроле классифицирует валютные операции на три группы: валютные операции между нерезидентами, валютные операции между резидентами и валютные операции между резидентами и нерезидентами. в соответствии с этой классификацией осуществляется валютное регулирование указанных операций. студенту важно знать, что за последнее время государственная политика в сфере валютного регулирования двигалась и продолжает двигаться по пути постепенной либерализации: значительная часть валютных ограничений была отменена с 1 июня 2006 года и с 1 января 2007 года. обязательно следует различать статус органов валютного регулирования (правительство российской федерации, банк россии), органа валютного контроля (федеральная служба финансово-бюджетного надзора) и агентов валютного контроля (федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг).

При изучении темы «Финансово-правовые основы банковской деятельности» необходимо раскрыть структуру банковской системы России, охарактеризовав каждый ее элемент и указав на различие правового статуса банка, кредитной организации, небанковской кредитной организации, иностранного банка. Важно определить место банковской системы государства в финансовой системе. Также студент должен изучить полномочия Банка России в сфере банковского регулирования и банковского надзора, а также права и обязанности Внешэкономбанка и Агентства по страхованию вкладов физических лиц как субъектов банковский правоотношений. Студенту необходимо раскрыть сущность финансово-правового регулирования банковской деятельности.

При изучении темы «Правовые основы налоговой системы России» нужно дать определение понятий «налог» и «сбор», четко определив их отличительные особенности. Студент должен знать элементы юридического состава налога, а также виды налогов (прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные). Необходимо изучить задачи, функции и полномочия налоговых органов в сфере налогового администрирования.

При изучении темы «Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации» необходимо определять категорию «бюджет» в экономическом, материальном и правовом аспекте, а также как форму образования и расходования публичных денежных фондов (легальное определение этого понятия). Бюджетная система Российской Федерации трехуровневая и включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Студенту необходимо уяснить бюджетные полномочия публично-правовых образований каждого уровня власти.

При характеристике доходов бюджетов необходимо сформулировать определение понятия «доходы бюджета», а также назвать виды доходов бюджетов. Отдельно необходимо остановиться на изучении нефтегазовых доходов федерального бюджета, указав их значение, состав, а также порядок использования. При изучении расходов важно уяснить разницу между понятиями как «расходные обязательства публично-правовых образований», «публичные расходные обязательства публично-правовых образований», «бюджетные обязательства», «денежные обязательства». Следует знать виды бюджетных ассигнований. Соотношение доходов и расходов бюджетов можно охарактеризовать с помощью таких категорий как «дефицит» и «профицит». Студентам необходимо знать, какие меры предусмотрены бюджетным законодательством для «борьбы» с профицитом бюджета и дефицитом бюджета.

Важным механизмов бюджетного регулирования является предоставление межбюджетных трансфертов: дотаций, субсидий, субвенций и др. Денежные средства в указанном качестве предоставляются, как правило, из целевых бюджетных фондов, и при соблюдении определенных условий. Необходимо охарактеризовать целевые бюджетные фонды, являющиеся источниками для предоставления межбюджетных трансфертов. Достаточным минимумом при этом будет характеристика целевых бюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет - Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций, Федерального фонда софинансирования.

Также необходимо знать цель, порядок формирования и использования резервных фондов Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, Инвестиционного фонда, Федерального дорожного фонда, нефтегазового Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

При изучении темы «Правовые основы бюджетного процесса» важно отметить специфику правового регулирования этого вида деятельности государства (муниципальных образований): на федеральном уровне он регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – Бюджетным кодексом Российской Федерации, где заложены основы бюджетного процесса, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Следует четко знать стадии бюджетного процесса, после чего на примере Российской Федерации раскрыть компетенцию федеральных органов представительной и исполнительной власти на каждой стадии бюджетного процесса. Особо следует остановиться на характеристике Бюджетного послания Президента Российской Федерации, с которого начинается ежегодный бюджетный процесс (на примере Бюджетного послания текущего года). Указав, что федеральный закон о бюджете рассматривается и утверждается в четырех чтениях, необходимо знать предмет рассмотрения каждого чтения. Также важно раскрыть сущность казначейского исполнения бюджетов, принцип единства кассы. Отдельно нужно остановиться на рассмотрении правового статуса главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета.

При изучении темы «Правовые основы государственного (муниципального) кредита» нужно указать на двойственный характер отношений, возникающих в сфере государственного (муниципального) кредита: публично-правовые образования могут выступать как заемщиками, так и заимодавцами. Необходимо знать, в каких формах осуществляются заимствования; на какой срок осуществляются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные заимствования; чем отличаются внешние и внутренние заимствования. Следует охарактеризовать полномочия Правительства Российской Федерации, Минфина России и Банка России по управлению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

При изучении темы «Финансово-правовые основы страхования в Российской Федерации» необходимо охарактеризовать страховое правоотношение, отметив, что финансово-правовое регулирование осуществляется относительно обязательных видов страхования. Необходимо уяснить содержание определения категории «целевые внебюджетные фонды», которые формируются как результат отношений по обязательному социальному страхованию; отметить отличительные черты этих фондов в сравнении с бюджетом как фондов общего назначения. Следует отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации целевые внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации) также входят в бюджетную систему Российской Федерации. Подобная позиция законодателя не всегда находит поддержку среди ученых, которые выделяют внебюджетные целевые фонды как отдельное звено финансовой системы государства. Следует остановиться на характеристике действующих в настоящее время целевых внебюджетных фондов: состав доходов и расходов; правовое положение лиц, осуществляющих управление денежными средствами фондов.

При изучении темы «Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг» необходимо уяснить содержание понятия «инвестиции», классифицировать инвестиции, а также раскрыть механизм финансово-правового регулирования инвестиционных отношений. Отдельно следует остановиться на рассмотрении понятия «рынок ценных бумаг», изучить его значения для финансовой системы государства. Необходимо охарактеризовать правовой статус профессиональных участников рынка ценных бумаг (дилер, брокер, регистратор, биржа и др.).

 

Планы семинарских (практически) занятий

 

Семинар 1 (2 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...