Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сопряжение деталей электродвигателя




Взаимное ориентирование деталей и узлов машины обес­печивается системой сопрягаемых поверхностей называемых конструкторскими базами. Сопряжения по конструкторским базам бывают подвижные и неподвижные. Подвижное соеди­нение деталей предусматривает наличие гарантированного за­зора между спрягаемыми поверхностями с учётом допусков на их размеры. Наименьший зазор определяется как разница ме­жду наименьшим предельным размером охватывающей по­верхности и наибольшим предельным размером охватываемой поверхности. Сборка деталей с подвижными соединениями не требует применения специальных технологических усилий.

Неподвижное соединение деталей предусматривает на­личие гарантированного натяга между сопрягаемыми поверх­ностями. Наибольший натяг определяется как разница между наименьшим предельным размером охватывающей поверхно­сти и наибольшим предельным размером охватываемой по­верхности. Сборка деталей с натягом предусматривает упру­гую деформацию сопрягаемых поверхностей; увеличение ох­ватывающего размера и уменьшение охватываемого размера. Выполнение соединений предусматривает применение техно­логических усилий (усилие прес­совки). На рис.6 показан пример сопряжения цилиндрических де­талей.

Удельное давление в сопря­жении определяется по формуле

Рис. 6. Сопрягаемая пара.

 

 

где а = d2fd x;

d/ - номинальный диаметр охватываемой детали, м;

(I 2 - номинальный диаметр охватывающей детали;

5 = Nj/dj - относительный натяг;

N/ - абсолютный натяг по таблице допусков, м.

Зная удельное давление в сопряжении и коэффициент трения, можно определить усилие прессовки

P = P-f-S, ( 7 )

где /- коэффициент трения, равный 0,15;

S - поверхность сопряжения, равная л • т/, £, м2;

£ - длина охватываемой детали, м2.

Поскольку усилие прессовки определяет выбор техноло­гического оборудования, используемого в сборочной опера­ции, оно должно быть определено с учётом максимального на­тяга.

Кроме подвижных и неподвижных соединений в элек­трических машинах широко используются так называемые пе­реходные соединения деталей, когда в пределах указанных в чертежах допусков на размеры сопрягаемых поверхностей возможны случаи появления как зазоров, так и натягов. В та­ком сопряжении нельзя гарантировать ни подвижность соеди­нения, ни надёжную передачу усилия. Применение переход­ных соединений позволяет уменьшить погрешность взаимного ориентирования деталей при небольших технологических уси­лиях сборки. Возможность натяга в таком сопряжении приво­дит к необходимости применения технологических усилий, которые можно рассчитать по формуле (12).

Анализ конструкции электрической машины предусмат­ривает определение характера сопряжения деталей по конст­рукторским базам, расчёт технологических прессующих уси­лий, определение поверхностей деталей, к которым эти усилия могут быть приложены. Качественное соединение деталей по

 

 

конструкторским базам обеспечивается применением так на­зываемых “заходных” поверхностей, обеспечивающих перво­начальное взаимное ориентирование деталей. Заходные по­верхности бывают: конические (фаски), цилиндрические, скошенные, скругленные и др. В случае отсутствия заходных поверхностей на деталях необходимо применить специальные технологические приспособления, обеспечивающие первона­чальное взаимное ориентирование деталей.

К одной из главйых задач, решаемых при сборке элек­трической машины, можно отнести оптимальное ориентирова­ние её активных частей, обеспечивающее максимальный элек­тромагнитный момент, его равномерность, высокую электри­ческую прочность изоляции; плавный ход ротора с минималь­ными потерями в опорах. Как правило, решение этой задачи основывается на обеспечении оптимальных значений некото­рых замыкающих размеров, получаемых после сборки. Такие размеры называются замыкающими сборочными размерами. Для примера в асинхронном электродвигателе можно назвать: воздушный зазор между ротором и статором, осевой люфт ро­тора, радиальный люфт ротора, взаимные осевые смещения активных частей машины, промежутки между лобовыми час­тями статорной обмотки и поверхностями корпусных деталей и др. Сборочные размеры обусловливаются размерами и до­пусками на размеры отдельных деталей или сборочных еди­ниц.

Для определения замыкающих сборочных размеров со­ставляют размерную цепь. Конфигурация и число звеньев раз­мерной цепи зависят от того, какой размер рассматривается в качестве сборочного размера, а также определяется конструк­цией машины и принципами простановки размеров на деталях. При конструировании машины и каждой детали стремятся к тому, чтобы число звеньев в размерных цепях было мини­мальным. На рис. 7 показан пример размерной цепи для расчё­та осевого люфта одного из простейших исполнений асин­хронного электродвигателя. Здесь приняты обозначения раз­меров:

 

А - расстояние между упорными буртиками зам­ков корпуса двигателя;

В - расстояние между упорными буртиками замка и опорной поверхностью Рис. 7. Размерная цепь. крышки подшипника под­

шипникового щита;

С - высота буртика крыши подшипника;

D - осевая длина шарикоподшипника;

Е - расстояние между упорными буртиками цапфы вала;

X - осевой люфт вала, показанный на схеме в предполо­жении, что ротор сдвинут влево до упора.

Перечисленные размеры показаны на конструктивной схеме двигателя, представленном на рис.8. Номинальное зна­чение замыкающего размера можно рассчитать по выражению, которое составляется при обходе размерной цепи (рис. 7):

X = B + A + B-C-D-E-D-C (8)

Это уравнение используется для расчёта отклонений от номинального размера. Следует помнить, что в уравнение (13) со знаком “плюс” входят так называемые увеличивающие, а со знаком “минус” - уменьшающие размеры. При подсчёте верхнего отклонения замыкающего размера в уравнение (13) подставляются верхние отклонения увеличивающих размеров и нижние - уменьшающих. При подсчёте нижнего отклонения - наоборот.

Осевой люфт обеспечивают подбором регулировочных шайб под крышки подшипников, а осевое смещение ротора - изменением числа регулировочных шайб под левой и правой крышками. Регулировочные шайбы играют роль компенсато­ров погрешностей сборочного размера.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...