Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание и правильное принятие во внимание психологические особенностей структуры мастерства выступает важным условие успешности практической подготовки персонала ПОО.




(А.М. Столяренко)

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников. Особый, важныйвид профессиональной практической подготовки персонала ПОО, отличающийся психологически обоснованной педагогической системой занятий и мер и основанный на применении специальных современных интенсивных психолого-педагогических технологий. Цель ППП – подготовка сотрудников к преодолению психологических трудностей профессиональной деятельности и решению сложных, психологически насыщенных задач. Психологическая цель – формирование у сотрудников профессионально-психологической подготовленности (см. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника). Практика стихийно повышает психологическую подготовленность профессионалов, но процесс этот идет медленно, неравномерно, с пробелами и упущениями. Целенаправленная ППП позволяет добиться в течении 3-4 месяцев уровня подготовленности, который добросовестный практик стихийно достигает за 8-10 лет.

Основными задачамиППП выступают: вооружение профессионалов ПОО прикладными психологическими знаниями, необходимыми для осмысленных действий в психологически насыщенных условиях решения правоохранительных задач; формирование профессионально-психологических навыков и умений (аналитико-психологических, технико-психологических и тактико-психологических); профессиональное развитие психологических качеств (способностей); повышение профессионально-психологической устойчивости; формирование умения владеть собой; тренинг в высококачественном выполнении всех профессиональных действий при стрессе и большой психической напряженности; развитие профессионально-психологической ориентированности личности, выражающейся в постоянном внимании, стремлении, привычке к выявлению и учету психологических аспектов при выполнении любых профессиональных действий.

Эти задачи определяют содержание профессионально-психологической подготовки. Существует основная (во многом общая по содержанию - для всех сотрудников) и специальные виды ППП, дифференцированные по категориям персонала, профессиональным задачам, действиям, условиям, времени проведения. Организация ППП предполагает проведение специального цикла занятий, а так же попутное решение ее задач в ходе занятий по другим видам подготовки и дисциплинам. Формами специальных занятий являются лекции, уроки, тактические летучки, семинары, практические занятия, стрельбы, психологический тренинг, психотехнические игры, тактические игры, учения, просмотр специальных фильмов. Практические формы обучения составляют до 90 % учебного времени.

В основе методики ППП лежит метод у чебного психологического моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников. Назанятиях это достигается приближением к реальным внешних условий и трудностей и внутренних, психологических: напряжений, переживаний, умственных и волевых трудностей. Нужно насыщение занятий трудными задачами, повышенной ответственностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, трудностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения обстановки, противодействия, самостоятельности, интенсивным наращиванием трудностей, длительностью больших нагрузок и др. (см. Психологическое моделирование служебных ситуаций на занятиях). Обязательно при этом принятие мер безопасности, снижающих до минимума возможность получения травм обучающимися.

Поведение ППП требует создания специальной учебной базы (см. Полигон профессионально-психологической подготовки).

Разработка педагогической системы ППП осуществляется ЮП совместно с юридической педагогикой. Специальными психолого-педагогическими критериями эффективности занятий определены: 1) профессионально-психологическая нацеленность (задач, содержания, методики) 2) профессионально-психологическая плотность (степень насыщенности элементами психологических трудностей от начала до конца занятия), 3) профессионально-психологическая реалистичность (содержания, условий, трудностей), 4) степень экстремальности, 5) психолого-педагогическая результативность (итоговый результат, выраженный в формировании компонентов профессионально-психологической подготовленности).

(А.М. Столяренко)

Литература: В.К. Коломеец. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложным условиям. – Свердловск. 1975; Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны: Методические материалы / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 1990; Прикладная юридическая психология…С. 268-275.

Профессионально-психологическая подготовленность руководителя ПОО. Обязательный компонент управленческой подготовленности руководителя. Необходимость его определяется реальными требованиями управленческой деятельности. Управление в любой социальной системе это: 1.) управление людьми, сотрудниками и коллективом, 2.) деятельность людей осуществляющих управление (управленческая команда, руководители среднего, низшего звена и др.), 3) воздействие на состояние законности и правопорядка, представляющее собой юридически значимое и оцениваемое поведение людей на обслуживаемой территории, реальная обеспеченность их прав и свобод. 4) самоуправление руководителя собственным поведением. Повышенная значимость психологической подсистемы управления ПОО (см. Раздел 11. Психология управления правоохранительными органами) связана с особой психологической насыщенностью, выраженностью и остротой ситуаций, с которыми имеют дело сотрудники и руководитель, и значимостью психологически эффективного решения их проблем.

Профессионально(управленнчески)-психологическая подготовленность руководителя включает общие с профессионально-психологической подготовленностью сотрудников элементы (см. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника) исвоеобразные. К последним относятся: а) понимание психологии сотрудника и коллектива ПОО, владение умением психологически грамотно работать с персоналом, б) понимание психологических особенностей всех видов правоохранительной деятельности, осуществляемых подчиненными и умение оказывать психологическую помощь в их эффективном осуществлении, в) понимание психологических факторов, влияющих на законность и правопорядок на обслуживаемой территории, и умение использовать все возможности ля целенаправленного влияния на них, г) умение оказывать психологическую помощь подчиненным руководителям, д) психологическая подготовленность к управлению в экстремальных условиях, е) понимание широких и сильных социально-психологических влияний свой личности, деятельности, стиля управления, поведения, образа жизни на персонал, умение совершенствовать и использовать их при управлении, ж) понимание назначения и возможностей психологической службы, практических психологов и умение поддерживать их работу и использовать при решении задач управления. Эти отличия показывают, что профессионально-психологически подготовленный руководитель не просто отлично подготовленный сотрудник, а по-особому подготовленный управленец, способный достигать много большего, чем тот, кто не имеет такой подготовки.

(А.М. Столяренко)

Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника. Обязательный компонент его профессионального мастерства (см. Психологическая структура профессионального мастерства сотрудника). Это то, что он фактически приобрел в результате проведенной с ним профессионально-психологической подготовки, либо стихийно сформировалось у него в результате научения в практическом опыте. Именно наличие такой подготовленности определяет возможность сотрудника успешно преодолевать все психологические трудности ПД. Она имеет свою, профессионально обусловленную структуру, которая включает:

1. профессионально-психологические знания (см. Профессионально-психологические знания) - «работающие», психологические знания, адаптированные к осуществляемой сотрудником правоохранительной деятельности;

2. профессионально-психологические навыки и умения - освоенные профессионалом способы выполнения различных профессиональных действий, ориентированные на практический учет их психологических аспектов. Есть три группы их: а) аналитико-психологические умения (см. Аналитико-психологические умения), б) тактико-психологические навыки и умения (см. Тактико-психологические навыки и умения) и в) технико-психологические навыки и умения (см. Технико-психологические навыки и умения);

3. профессионально развитые познавательные качества (развитые профессиональные способности) (см. Профессионально развитые познавательные качества),

4. профессионально-психологическая устойчивость (см. Профессионально-психологическая устойчивость).

Структура профессионально-психологической подготовленности сотрудника и ее особенности у разных категорий их, для решения различных профессиональных задач, выполнения действий в разных ситуациях выступает основой для выбора задач, содержания и методики ее проведения.

(А.М. Столяренко)

Литература: А.М. Столяренко. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987.

Профессионально-психологическая устойчивость. Важный компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий. ППУ – комплексное качество человека. В его психологическую структуру входят особенности психической деятельности сложившиеся у сотрудника в предшествующей жизни, а так же сформированные и целенаправленно развитые в процессе профессионально-психологической подготовки. Структура включает: 1) опыт действий в сложных и опасных условиях (моделируемых при проведении профессионально-психологической подготовки), 2) пониженная эмоциональная реактивность на эмоциогенные факторы и ситуации, свойственные профессиональной деятельносити, 3) развитые волевые качества – способность к самомобилизации, выдержка, мужество, храбрость, смелость, 4) эмоционально-волевая устойчивость, 4) надежно сформированные умения и навыки действий в сложных и опасных условиях, 5) умения и навыки саморегуляции своих психических состояний и поведения, 6) некоторые психофизиологические качества – возбудимость, эмоциональность, уравновешенность, стойкость к риску, толерантность, сила нервных процессов, устойчивость к напряжению и перенапряжению. ППУ сотрудника можно и нужно повышать и это одна из важнейших задач профессионально-психологической подготовки.

(А.М. Столяренко)

Профессионально-психологические знания. Сведения из области ЮП, ставшие достоянием сознания, памяти и регуляторами в профессиональной деятельности сотрудника. Это знание определенного объема общих положений ЮП и конкретных сведений по психологии осуществляемой деятельности; система знания, сочетающая психологическую фундаментальность и профессиональную адресность, теоретичность и практичность. Полезность знаний повышается, когда они профессионально и практически осмыслены сотрудником, оценены как конструктивные для осуществляемой ПД, если в их системе есть и операциональные знания – конкретные сведения о способах применения знаний, с помощью которых можно повысить эффективность решения профессиональных задач. Совокупность ЗПП, необходимых сотрудникам, имея общую основу (знания основ ЮП), вместе с тем, конкретизируются с учетом специфики осуществляемой данным сотрудником, группой ПД. Формирование таких знний – одна из задач профессионально-психологической подготовки.

(А.М. Столяренко)

Профессионально-психологические навыки и умения. Это освоенные сотрудником ПОО способы действий, ориентированных на практический учет психологических аспектов осуществляемой деятельности. Есть три важнейшие группы их: а) аналитико-психологические умения (см. Аналитико-психологические умения), б) тактико-психологические навыки и умения (см. Тактико-психологические навыки и умения) и в) технико-психологические навыки и умения (см. Технико-психологические навыки и умения).

(А.М. Столяренко)

Профессионально-психологический отбор в ПОО. ПО – представляет собой – специализированную процедуру изучения и вероятностной оценки готовности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. Обор в ПОО включает социально-правовой (возраст, образование, гражданство и т.п.), медицинский (пригодность по состоянию здоровья), психологический (наличие соответствующих психологических качеств и способностей) аспекты.

Психологический отбор как составной элемент ПО может быть эффективным, если он строится на основе диагностики способностей личности к правоохранительной деятельности, которые являются предпосылкой профессионального успеха, определяют скорость, легкость и степень овладения деятельностью, продуктивность ее осуществления и последующий непрерывный рост.

В правоохранительной сфере можно выделяют следующие виды профессиональной деятельности: оперативную, профилактическую, следственную, пенитенциарную, охранную, диспетчерскую, административно-надзорную, инженерно-техническую, управленческую и другие виды. Приоритетное значение в ПОО во всех случаях отдается социально-лояльным качествам личности. Если при этом кандидат соматически и психически здоров, то можно подобрать определенный вид деятельности, отвечающий его способностям (хотя это может не отвечать его желаниям), и отбор сочетается с профориентацией: какой вид правоохранительной деятельности наиболее подходит конкретному человеку. При отборе на должности, специальности, службы с высокими требованиями к определенным способностям кандидатов, отбираются с высоким уровнем развития способностей. При наличии нескольких кандидатов всегда отбирается обладающий более высоким уровнем развития способностей.

На основании изучения психологических характеристик (познавательных, мотивационных, личностных, психофизиологических и д.р.) для разных категорий сотрудников ПОО, предложены критерии психологической пригодности, позволяющие с вероятностью 0.75 – 0.85 рекомендовать кандидатам наиболее адекватный для них вид правоохранительной деятельности.

(Б.Г. Бовин)

Литература: Прикладная юридическая психология…. С. 247-252; Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД / Под редакцией Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. – М., 1997, С. 14-16;

Профессионально развитые познавательные качества. К числу важнейших принадлежат: профессионально развитые ощущения (повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, определению на ощупь температуры тела, чувствительность «бокового поля» зрения, чувствительность «ночного» зрения и др.), профессионально развитые восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенно развитая способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске, фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам, деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, показаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела и др.); профессиональные представления(развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.), профессиональное мышление, профессиональный артистизм (способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.), профессиональная бдительность и др. Все эти качества представляют собой развитые (актуальные) профессиональные способности. Их развитие – одна из важных задач профессионально-психологической подготовки.

(А.М. Столяренко)

Профессиональное самосознание сотрудника. Отражение, осознание, оценивание сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Разновидность социально-специфического самосознания. ПС формируется на основе рефлексивных процессов самопознания, самоотношения, самооценивания и саморегулирования. Итоговым продуктом процессов ПС является профессиональная Я-концепция, в структуре которой выделяются: 1) профессиональный Я-образ - система представлений сотрудника о себе как субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимыми качеств, свойств, способностей, знаний, навыков и умений; 2) профессиональная самооценка - отношение сотрудника к себе как субъекту профессиональной деятельности, своей ценности, значимости, оценка себя как профессионала. Содержательная сторона профессионального самосознания раскрывается в осознании сотрудником профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления профессиональной деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе своей профессиональной деятельности, в принятии профессиональных требований и ценностей, следовании профессиональным эталонам, нормам, традициям.

ПС формируется под воздействием профессиональной среды и активного участия сотрудника в профессиональной деятельности. Детерминантой развития ПС является межличностное взаимодействие сотрудника с другими людьми в процессе профессиональной деятельности и общения. Основными механизмами формирования ПС считаются: идентификация, социальное сравнение, межролевой и внутриролевой конфликты, когнитивный диссонанс. Факторами, способствующими развитию ПС выступают: 1) профессиональная деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются профессионально важные качества, становящиеся объектом рефлексии; 2) общение с представителями своей профессиональной общности, при котором происходит усвоение сотрудником профессиональных эталонов, ценностей, традиций и т.д.; 3) направленность сотрудника на самопознание, саморазвитие, профессиональное самосовершенствование; 4) способность сотрудника к рефлексии.

Для психодиагностики ПС применяются: стандартизированные самоотчеты (тест-опростники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники и специально разработанные анкеты. Наиболее часто применяются: контрольный список прилагательных Г. Гоха, методика Р. Бернса “Автопортрет”, методика М. Куна “Кто Я?”, автобиографический рассказ, Q-классификация В. Стефенсона, опросник самоотношения В.В. Столина, 16-ти факторный опросник Кеттела, шкала локуса контроля Дж. Роттера, шкала самоуважения М.Розенберга, семантический дифференциал Ч.Осгуда, тест ролевых конструктов Г. Келли, модификации метода “незаконченные предложения”, адаптированные варианты методики К. Маховера “Рисунок человека” и ТАТ Г. Мюррея.

(Ф.К. Свободный)

Литература: Залесская С.Н. Соотношение представлений о профессионально-важных качествах и особенностях самооценки сотрудников милиции / Автореф. дисс. …. канд. психол. наук. - Тверь, 1999; Прикладная юридическая психология….. С. 163-164.

Психодиагностика профессионального становления профессионала в юридическом вузе. Психодиагностика перемен, происходящих в личности студента, курсанта, слушателя юридического вуза и их оценка как показателя становления профессионала, призвана обеспечить целенаправленное, с обратной связью руководство профессиональным становлением будущих юристов, повысить качество их личностной подготовки к труду в ПОО. Поскольку такая диагностика, если ее проводить ежегодно и охватывать всех обучающихся, требует огромных затрат времени и сил, предложено использовать Психодиагностическую модель личности профессионала-юриста. диагностировать только такие компоненты личности, которые имеют решающее значение Она разрабатывается на основе Общей психологической модели личности профессионала–выпускника высшего юридического образовательного учреждения») с выделением в ней качеств,, наиболее показательных для профессионального становления (таких качеств выделено 38). Для их изучения и оценки предлагается банк методик, обеспечивающий не менее чем двукратную перепроверку каждого из компонентов психодиагностической модели. В общем случае в него могут входить общеизвестные методики: «Шестнадцатифакторный опросник личности Р. Кеттелла» (форма «а»), «Опросник терминальных ценностей» (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича), а также специальные типа: «Опросник выраженности морально-психологических и волевых качеств», «Опросник выраженности профессионально значимых качеств, входящих во все группы психологической модели личности выпускника», «Ситуативно-рисуночная методика (СРМ)», «Опросник экспертов», «Шкала проявления профессионально значимых качеств».

(А.В. Кокурин)

Литература: Кокурин А.В. Психологическая диагностика профессионального становления личности курсантов и слушателей (на материалах высших образовательных учреждений МВД и МЮ России). Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2001

Психодиагностическая модель личности сотрудника. Система иерархически взаимосвязанных относительно устойчивых психологических качеств сотрудника с частью выделенных в соответствии целями и возможностями психодиагностического обследования) наиболее важных, но диагностически достаточных. Базируясь на системном подходе к изучению личности сотрудника, обеспечивает ее целостное изучение. Теоретический подход к структуре личности преломляется, таким образом, сквозь призму практики - психодиагностических методов исследования. Однако существует проблема применения традиционных («классических») концепций и моделей личности в психодиагностической практике.

В настоящее время практическими психологами при работе с кадрами применяются различные психодиагностические модели личности сотрудников ПОО, адаптируемые к специфике ПОО и служб, пригодность к работе которызх оценивается.

(В.Е. Петров.)

Литература: Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике (для практических психологов). Книга первая. – М.,1994; Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. – М., 1997.

Психограмма милиционера-бойца отряда милиции особого назначения. 1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: интерес к работе в спецподразделении, легкость включения в групповую активность, способность убедить собеседника в беспрекословном подчинении предъявленному требованию или в целесообразности изменения его поведения, тактичность. 2. Интеллектуальные качества: умение принимать правильные решения в ситуации опасной для жизни и здоровья при дефиците времени и неполной информации, оптимистическое восприятие ситуации (умение подметить, вычленить позитивное из массы негативного и получить удовлетворение от этого). 3. Внимание и наблюдательность: повышенный уровень произвольного внимания; способность вести наблюдение одновременно за большим количеством объектов. 4. Волевые качества: склонность к разумному риску, но с соблюдением осмотрительности, осторожности и бдительности; умение оценивать свои реальные, потенциальные возможности и способности в обычных, напряженных и экстремальных условиях. 5. Эмоциональные особенности: устойчивость к повышенным нервно-эмоциональным нагрузкам, ситуативная надежность (выполнение профессиональных задач без ошибок) в ситуациях опасных для жизни и здоровья себя и ближайшего окружения, отсутствие эмоциональной деструкции в дистрессовых ситуациях, низкая эмоциональная лабильность, способность к самоконтролю в экстремальных ситуациях. 6. Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; устойчивость к тремору; способность к быстродействию в условиях дефицита времени; быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений (высокая моторная реактивность); способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера; владение приемами самообороны; разумная жестскость поведения и агрессивности. 7. Противопоказания к деятельности: недостаточная мотивация к работе в специальном подразделении; недостаточные физические данные и акцентуации в поведении; повышенный уровень тревожности, допуск ошибок и неточностей в напряженных и экстремальных условиях.

(В.Н. Смирнов)

Литература: Андреев Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников отряда милиции особого назначения. // Автореф….канд. психол. наук. - М. 1991; Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г Бовина, Н.И Мягких, А.Д. Сафронова. – М.,1997

Психограмма оперуполномоченного специального отдела быстрого реагирования. 1. Направленность, мотивация, коммуникативные качества: направленность и интерес к работе в специальном отделе быстрого реагирования; способность располагать людей к сотрудничеству, отзывчивость, наличие собственного мнения; готовность к работе в команде, но расчет на свои силы. 2. Интеллектуальные качества: способность к анализу и синтезу информации, быстро и точно ориентироваться в новой, незнакомой обстановке; нахождение наиболее эффективного и приемлемого в данной ситуации пути решения задачи; осознание сути проблемы; оценка степени важности поступающей информации, степени риска принимаемого решения; способность к распознанию объекта по малому количеству признаков; быстрота, большой объем и точность мышления, запоминания, оптимистический взгляд на ситуацию. 3. Внимание и наблюдательность: способность подмечать изменения в окружающей обстановке и исследуемом объекте, не сосредотачивая сознательно на них внимание; способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители; способность к концентрации и переключению внимания. 4. Волевые качества: самодисциплина, самоконтроль, решительность и смелость; склонность к разумному риску, но с соблюдением требований личной и коллективной безопасности; способность объективно оценивать свои силы и возможности в любых обстоятельствах. 5. Эмоциональные особенности: высокий уровень психической выносливости в любых условиях; эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений в напряженных и экстремальных условиях деятельности; способность к самоконтролю, быстрота, точность и безошибочность выполнения профессиональных задач в ситуации опасной для жизни и здоровья себя и ближайшего окружения. 6. Психомоторные свойства и физические качества: устойчивость к психофизическим нагрузкам; хорошая координация движений; способность к быстрым и точным действиям, быстрая реакция в условиях риска для жизни и здоровья; владение приемами самозащиты и рукопашного боя; значительная жестскость поведения и умеренный уровень агрессивности. 7. Противопоказания к деятельности: недостаточная мотивация к работе в спецподразделении; низкий уровень психологической устойчивости, надежности в экстремальных условиях; преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе; недостаточные физические данные, медицинские и психофизиологические противопоказания.

(В. Н Смирнов)..

Литература: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие. // Под ред. Б.Г Бовина., Н.И Мягких., А.Д. Сафронова– М., 1997; Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка личного состава специальных подразделений ОВД к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций // Материалы конференции практических психологов ОВД: Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы ОВД. - М., 1998

Психологическая подготовка в ПОО. Комплексное понятие, объединяющее систему работы с персоналом, вулючающую профессионально-психологическую подготовку (см. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников) и морально-психологическую (см. Морально-психологическая подготовка сотрудников).

Психологическая напряженность труда сотрудников ОВД. Под напряженностью труда в психологии понимают эргономические условия и характер труда (профессиографические критерии), которые, действуя на человека, вызывают напряжение функциональных систем психики и организма. Попытки классифицировать труд по степени тяжести и напряженности предпринимали Н.И. Наенко, М.И. Дьяченко, А.Б. Леонова, А.О. Навакатикян. Проблемами напряженности труда сотрудников ОВД Л.Я.Зыбковец, Л.Р. Никандрова.

Согласно нормативному документу “Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса” (1994), при оценке напряженности труда учитываются: интеллектуальные нагрузки (содержание работы, информация, степень сложности задач, характер выполняемых работ), сенсорные нагрузки (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов и сообщений, число объектов одновременного наблюдения, пространственные характеристики, работа с оптическими приборами, наблюдение за экранами видеотерминалов, нагрузка на слуховой анализатор), эмоциональные нагрузки (степень ответственности, значимость ошибки, степень риска для жизни, ответственность за безопасность других людей), физические нагрузки (фактичекая продолжительность, сменность). В деятельности основных специалистов ОВД доля интеллектуальных нагрузок преобладает над физическими.

Существующий методический подход делит нагрузки на три класса: 1 - оптимальные - напряженность труда легкой степени; 2 - допустимые - напряженность труда средней степени; 3 - напряженный труд 1, 2, 3 степени. Все виды деятельности в ОВД относятся к двум категориям: напряженный труд 1 степени (борьба с экономическими преступлениями, инспекции по делам несовершеннолетних, ОМОН, вневедомственная охрана, группы задержания, патрульно-постовая служба) и напряженный труд 2 степени (уголовный розыск, участковые инспектора милиции, пожарная охрана, дежурная служба, служба "02").

Оценка напряженности труда основных служб в ОВД дает следующий ранжированный по степени убывания напряженности ряд: 1 - дежурные части милиции; 2 - участковые инспектора милиции; 3 - уголовный розыск; 4 - служба “02”; 5 - профилактика правонарушений среди подростков; 6 - пожарная охрана; 7 - отряды милиции особого назначения; 8 - борьба с экономическими преступлениями; 9- группы задержания; 10- патрульно-постовая служба; 11- вневедомственная охрана.

(Л.Р. Никандрова)

Литература: Зыбковец Л.Я. Психофизиологическая классификация основных служб ОВД по напряженности труда. // Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. – М., 1997; Зыбковец Л.Я., Никандрова Л.Р. Напряженность труда в основных службах органов внутренних дел. // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований (ГУК МВД России). – М., 1997, № 4.

Психологические факторы в деятельности профессионально-образовательного учреждения. Профессионально-образовательное учреждение (ПОУ) юридического профиля, наряду с другими характеристиками, может характеризоваться как общность людей, объединенных в профессионально-образовательном процессе для достижении важной цели – подготовки высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов. Наряду с другими факторами, влияющими на достижение этой цели, принадлежит психологическим факторам. Есть две основные группы их: 1) внутренние - присущие общности людей, работающих и обучающихся в ПОУ, и профессионально-образовательному процессу, их участию в нем, 2) внешние – присущие внешней среде функционирования ПОУ.

К числу основных внутренних психологических факторов относятся: психология управления ПОУ, психология коллектива вуза, психология педагогического коллектива, психология коллектива обучающихся, психология личности преподавателя, психология преподавания, психолого-педагогические технологии осуществления образования, психология личности обучающихся, психология учения обучающихся, психология педагогического взаимодействия, психология внеаудиторной работы с обучающихся, психология досуга и быта обучающихся (в ПОУ, общежитии) в свободное от занятий время

Внешние факторы имеют социально-психологическую природу и образуют среду, от которой исходят социально-психологические влияния на происходящее в ПОУ: психология общества, ее состояние, социальные изменения, политика и практика государственного управления; психология и практика системы образования в России и ее реформ;психология профессиональной общности, к жизни и деятельности в которой готовятся обучающиеся данного ПОУ; территориальные (региональные и местные) особенности функционирования данногоПОУ, особенности состояния и деятельности территориальных правоохранительных учреждений; условия жизни научно-педагогического состава вуза; условия жизни и связи обучающихся вуза за его пределами в свободное от занятий время.

Роль психологических факторов в деятельности ПОУ повышена в сравнении с другими учреждениями и организациями, ибо в них формируются специалисты, личности, их сознание, психология, способности. Игнорирование или недооценка этих факторов, неумелое влияние них (см. Психолого-педагогические условия эффективности профессионально-образовательного процесса) ущербны для конечной цели их деятельности – подготовки современных высококвалифицированных специалистов сферы правоохраны. В разработке мер по их выявлению и совершенствованию ЮП взаимодействует с юридической педагогикой и педагогической психологией.

(А.М. Столяренко)

Литература: Социальная психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко.– М., 2001. Раздел VI.

Психологическое моделирование служебных ситуаций на занятиях. ПМ представляет собой учебное моделирование на занятиях внешних и внутренних (психологических) условий решения правоохранительных задач, максимально приближенных к реальным служебным, служебно-боевым и боевым, в которых сотрудники готовятся выполнять различные действия, задания, упражнения, обеспечивающие формирование их профессионально-психологической (см. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника) и экстремально-психологической подготовленности (см. Экстремально–психологическая подготовленность). Создаваемыми условиями активизируются профессиональные мысли, мотивы, переживания, эмоции, напряжения, воля, проявления качеств причем максимально похожих на те, которые будут в реальных условиях. При многократных проявлениях на занятиях это обеспечивает формирование нужных сотруднику компонентов психологической подготовленности, а поэтому и успех действий в сложных ситуациях. ПМ достигается применением комплекса средств, способов, приемов, условий, позволяющих руководителю подготовки решить эту задачу.

Есть два взаимосвязанных пути психологического моделирования. Первый путь - приближение внешних условий занятий к условиям реальных служебных ситуаций (воспроизводству внешней картины, «лица» их).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...