Н.В. Аншакова, М.Б. Беляева
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Н.В. Аншакова, М.Б. Беляева Базовые конструкции и
(Turbo Pascal 7.0. Начальный курс. Практикум.)
Уфа РИО БашГУ
УДК ББК Рецензенты: 1. заведующий кафедрой Математики и Информатики МПСИ, кандидат технических наук, доцент Т.Х. Агишев; 2. заведующий кафедрой ЕМД МГОПУ им. Шолохова, кандидат физико-математических наук, доцент А.В. Дорофеев.
Н.В. Аншакова, М.Б. Беляева Базовые конструкции и стандартные типы данных в Паскале. (Turbo Pascal 7.0. Начальный курс. Практикум.) Учебно – методическое пособие к выполнению лабораторных работ 2005. – 124с.
Настоящее пособие может быть использовано при обучении курса «Программирование» на младших курсах ВУЗов и в старших классах школ с углубленным изучением программирования. В пособии приводится краткий теоретический материал, дифференцированная система заданий к лабораторным работам, с разобранным вариантом решения, а также рекомендации по написанию и оформлению программ. Пособие будет полезно студентам, изучающим программирование по специальности «Математика и информатика», «Прикладная математика и информатика», «Прикладная информатика (в экономике)», слушателям ОЗО, а также преподавателям.
© Аншакова Н.В., Беляева М.Б.,2005 г. © БашГУ, 2005 г.
Пояснительная записка.
На самых ранних стадиях развития программирования выяснилось, что до 70% времени создания программы уходит на ее отладку, т.е. на выявление всевозможных семантических ошибок. К 60-м годам 20 века развитие программного обеспечения ЭВМ стало существенно отставать от развития аппаратного обеспечения. Одним из путей преодоления возникшего кризиса стало совершенствование языков программирования и технологий программирования.
К современным технологиям программирования, получившим всеобщее признание, можно отнести технологии структурного программирования, модульности и технологию пошаговой детализации программного проекта. В стандартах технических специальностей, связанных с программированием, кроме курса «Программирование», ориентированного на изучение возможностей языков программирования, для формирования навыков технологий программирования предусмотрен специальный курс «Технология программирования». В стандартах педагогических специальностей, отдельная дисциплина «Технология программирования» отсутствует, и обучение программированию часто сводится к изучению операторов языка программирования. Однако, в школьных курсах информатики в разделе алгоритмизация названные технологии занимают центральное место и несут основную общеобразовательную нагрузку. Часто будущие учителя информатики узнают о важности технологий программирования только при изучении методических дисциплин, что недостаточно для формирования соответствующих умений. В силу указанных выше причин авторами разработана система лабораторных заданий, нацеленная не только на изучение конкретного языка программирования, но и на формирование навыков использования технологий программирования при составлении программ. Для достижения указанной цели, в частности, изменена последовательность изложения материала, традиционно принятая в вузовских курсах программирования. Изучение материала начинается с изучения средств, позволяющих использование технологии модульности и пошаговой детализации программного проекта - подпрограмм и модулей. Одной из целей всех остальных тем является формирование навыков составления программ с использованием соответствующих технологий.
Кроме того, авторы считают, что задания лабораторных работ должны быть дифференцированы по сложности. Студентам, претендующим только на удовлетворительную оценку по дисциплине, достаточно выполнить только простые задания (задачи в заданиях под номером 1), а студенты, желающие по предмету иметь хорошую или отличную оценки, обязаны справиться с заданиями более сложными (задачи в заданиях под номером 2). Ниже приводится система заданий к лабораторным работам по теме «Базовые конструкции» и образцы решений. Целью заданий лабораторных работ является формирование у студентов навыков структурного программирования, принципов модульности и грамотного использования в программах базовых конструкций, простых и структурированных типов данных. Данные материалы могут быть использованы при обучении курсу «Программирование» на младших курсах ВУЗов и в старших классах школ с углубленным изучением программирования. В частности, материалы были апробированы при обучении программированию студентов специальностей: 010502 Прикладная информатика (в экономике), 050502 Технология и предпринимательство МГОПУ им. Шолохова, и Математика и информатика СГПА.
Содержание Тема 1. Линейные алгоритмы. 7 Пустой и составной операторы 7 Простейший ввод и вывод данных 7 Оператор присваивания 8 Стандартные функции 10 Некоторые команды текстового редактора. 11 Лабораторная работа №1. 12 Тема 2. Процедуры и функции. Организация ветвлений_ _ 23 Процедуры и функции 23 Разветвляющиеся алгоритмы 26 Условный оператор 26 Оператор выбора 26 Оператор перехода 27 Лабораторная работа №2 27 Тема 3. Организация циклов. Модули 43 Циклические алгоритмы 43 Циклы с условием. 43 Циклы с параметром. 44 Создание модулей в Turbo Pascal 44 Лабораторная работа №3 46 Тема 4. Массивы 62 Сортировка массивов 64 Сортировка обменом (методом "пузырька") 64 Лабораторная работа №4 67 Тема 5. Строки. Записи. Множества. Работа с файлами_ _ 86 Строки 86 Записи 89 Множества 91 Работа с файлами 94 Средства обработки файлов. 96 Текстовые файлы 98 Типизированные файлы 100 Нетипизированные файлы 102 Лабораторная работа №5 102 Список рекомендуемой литературы 123
Алгоритмические действия над исходными данными и рабочими объектами языка, необходимые для решения поставленной задачи описываются при помощи операторов Турбо Паскаля. Операторы разделяются точкой с запятой, их последовательность и составляет тело программы. Наиболее простой случай представляют собой линейные алгоритмы. При выполнении линейных участков алгоритма операторы выполняются последовательно друг за другом в том порядке, в котором они перечислены в программе. При этом могут использоваться операторы присваивания, операции ввода и вывода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|