Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы присутствия автора в произведении. Сказ и его функции




Действительность в произведении отражается автором. Автор - инстанция всего произведения. Материально автор не может изменить композицию, то есть оказывается выброшен за его пределы.

Автор не отождествляется с автором реальным. Человек-автор существует в двух в двух планах. В момент творчества он - другой - это образ автора.

Автор - творец, создатель жизни. Как Бог создал мир, так автор создает художественный мир своими словами. В том числе автор порождает и образ автора в своем произведении.

Ерофеев «Москва-Петушки». Центральный персонаж, тезка автора, - Венечка Ерофеев. Мы, неразумные студенты, можем предположить, что это автор. Но это образ автора, впитавший черты автора. У Венечки своя логика поведения, в конце произведения он умирает, а реальный Ерофеев живет и творит.

2) Безличная форма («Легкое дыхание»)

Две природы автора в худ. произведениях:

1) Человек, присутствующий в произведении. (Лирические отступления в «Мертвых душах»)

Автор - инстанция самого произведения. Материально автор не может изменить композицию, то есть оказывается выброшен за его пределы.

Сказ - художественная имитация монологической речи, воплощающий в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке хронологического говорения. Характерны:

- смешение диалектных слов с разными жанрами письменной речи;

- создание монологов, определяющих построение;

- влечёт цепь чужих языковых сознаний, речевых особенностей.

Отправной точкой для начала дискуссии по поводу специфики сказа как повествова тельной формы послужили исследования представителей «формальной школы», в частности Б. Эйхенбуама («Иллюзия сказа», 1918; «Как сделана «Шинель» Гоголя», 1919), который определял сказ как высвобождение словесного творчества от письменности, средство введения в литературу слова в качестве «живой, подвижной деятельности, образуемой голосом, артикуляцией, интонацией», с присоединением жестов и мимики. С позиций исследователя, сказ существует в двух видах: «повествующий» —

характерная, мотивированная манеру повествования, отражающая кругозор и характер повествователя, и «воспроизводящий» —

игра в различные словесные жесты, в которых повествователь функционирует лишь в качестве актера, носителя языковых масок.

Понятие и типология сказа Б. Эйхенбаума было уточнено Ю. Тыняновым, выделяющим сказ «ремизовский, лирический, почти стиховой» и сказ «юмористический», берущий начало в прозе Лескова, разрабатывающийся Зощенко и подчеркивающий роль читателя. В противовес Б. Эйхенбауму и Ю. Тынянову, в рамках собственной «науки о языке художественной

литературы» В. В. Виноградов полагает при определении сущности сказа необходимым акцентировать внимание вовсе не на установке на устную речь, поскольку сказ — это «литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа», «художественная имитация монологической речи», которая выстраивается в процессе ее непосредственного говорения. Виноградовской позиции, направленной против подхода к сказу формалистов как установке на устную речь, созвучна точка зрения М. М. Бахтина, отмечающего ориентацию сказового типа повествования на речь «неавторскую», заключающую в себе «другую» смысловую

позицию, систему оценок, «чужую» писателю: сказ — установка на чужую речь, и как следствие, на речь устную — вводится именно ради «чужого», социально определенного, голоса.

Функции: сказ передает специфические особенности устной речевой манеры героя-повествователя, конструируя тем самым его речевую маску как особую повествовательную позицию автора, который создает двуплановую структуру повествования, — «передоверяет», посредством сказовой манеры, процесс «рассказывания» герою, становящемуся нарратором, обретающим собственный голос, позицию и передающим события с резко выраженной оценочной коннотацией.

45. Литературоведение и литературная критика.

ЛВ и ЛК -не одно и тоже. Это два рода внутри филологии. ЛК - публицистика, литература о литературе. ЛВ - объективная оценка современной худ. литературы, показывает развитие народов мира, место современной литры в современном обществе, анализирует литературу прошлых эпох.

Общее: ЛВед и ЛКритик - люди пишущие, занимают активное место в жизни, не равнодушны к предмету, о котором пишут, олицетворяют исторически-прогрессивное начало (это относительно - и +, и -, потому что когда приходит новое, уходит старое, иногда хорошее).

Различия:

1. ЛК пишет о современной литературе, ЛВ - о литературе прошлого.

2. -ЛВ обладает законами как и любая наука в рамках гуманитарного знания. ЛК включает элементы науки, синтез науки, искусства и публицистики и находится на стыке с журналистикой.

- ЛВ уходит от 1 лица ед. ч. (мы). Это свидетельствует о стремлении подняться над субъективностью личной точки зрения, борются за устойчивую бесспорность. ЛКритик же сам говорит о литературе, всегда в ед.ч. Это начитанный человек, знающий теорию литературы и лит. прошлого и современности.

ЛК вносит элемент субъективности, социальной принадлежности к группе людей, порождая элементы художественности в статье, которую он порождает через субъективность. Нет абсолютной границы - проницаемость.

ЛК - субъективность, ЛВ - субъективность возможна, но стремление к объективности.

- ЛВ как наука учитывает контекст произведения. Произведение существует в определённом контексте, не только литературном, но и историческом. Умение историзировать произведение - одно из главных достоинств ЛитВеда. История быть в подтексте исследования, отказ исследовать этот подтекст - отказ от стремления к объективности. Так, чтобы понять Пушкина нужно прочитать то, что читал Пушкин, но лучше забыть то, чего он прочитать в свое время не мог.

- Для ЛК восстановление контекста неважно, важно стремление не к полноте охвата произведения, а к изоляции произведения, чтобы увидеть нечто важное, найти разрешение всего комплекса идей. Критика изменяет контекст произведения. Писарев перетолковал значение Пушкина. Белинский меняет отношение к действительности в зависимости от личного мнения о преимуществе, важности того или иного аспекта + суждение об оценке других авторов (критика на критику, Писарев спорил с Добролюбовым), учет максимального количества высказываний о произведениях.

- ЛВед - оценка чего-либо, замеченная в письмах Пушкина, не важная для Пушкина, не являвшаяся для него лит-ой истиной, для ЛитВеда важна, На основании этого он может строить выводы.

- Для ЛКритика важно взглянуть на произведение свежими глазами, выбрать из существующего то, что совпадает с его точкой зрения или чтобы опровергнуть - этот писатель неправильно понимал, нужно так-то и так-то, потому что. Но чаще для ЛитКрит произведение важно само по себе. Это связано с тем, что, хотя невозможно объективировать, ЛК чаще обращается к явлениям современным. Своё суждение является доминантой.

- Научные особенности ЛВ: он смотрит на предмет изучения с отстраненностью.

Позиция ученого, смотрящего на предмет: ученый (астроном) - понимает больше, а художник (публицист, поэт) видит красивее

- Наука отделена от публицистического начала, события в сфере искусства. Публицистика - стремление изменить мир, в котором существует человек, изменить представления людей о мире. Изменение - новый взгляд - важно для критика, для ЛВеда важно то, что кажется правильным и объективным. (Известный ЛитВед - Бонди)

- ЛК на первый план выносит одну черту, забывая все остальное, важное. ЛКритик не может отойти от мнения аудитории.

- Свойство ЛК - связь с печатными изданиями. Позиция выбирается в зависимости от позиции издания. Некоторые проводят свою линию, отличающуюся от политики издания (Розанов рубрика «В своем углу» в журнале «Новый путь») Критик связывается с журналистикой все больше, практически теряет независимость. Чувствует свободу, выходя в другие виды искусства - написать книгу = выйти из пределов журналистики.

- ЛитВед  литератор.

Однако Некоторые люди могут быть одновременно и ЛВедами и ЛКритиками (Новиков). Совмещение разных эпостасий ведет к реализации потенций личности, к смене внутренних границ при переходе из ЛВ в ЛК.

- ЛВ - наука со всеми особенностями науки, ЛК - синтез трех сфер деятельности: науки, искусства, публицистики, это наука об искусстве.

На деле - двуединое существование, трудно распознать границы между ЛВ и ЛК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...