Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 7. «Ощущения уверенности»




Коррекционная программа

Цель программы: развитие умения справляться с чувством тревоги и с изменчивостью настроения.

Задачи:

· Формировать навыки общения;

· Формировать у ребенка адекватные эмоциональные реакции в отношении себя, своих возможностей.

· Снизить уровень тревожности

· Повысить уверенность в себе.

 

 

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 24 часа. Частота встреч: 3 раза в неделю, продолжительность каждого занятия: 40 минут. То есть, работа рассчитана на 10 коррекционных занятий.

 


Занятие 1

Цель:
1) знакомство психолога с ребенком и установление доверительного контакта;
2) выявление основных трудностей, которые ребенок испытывает в школе.

Оборудование: бумага, ножницы, цветные карандаши, фломастеры или краски.

 

Вводная часть

Упражнение 1.«На что похоже моё настроение?»

Инструкция: Ребенок при помощи сравнения говорит, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе», потоп ребенок продолжает.

 


Основная часть

Упражнение 2. «Закончи предложения»
Цель: упражнение способствует повышению уверенности в себе, в свои силы.

· Меня зовут …

· Я люблю заниматься…

· Меня больше всего радует, когда…

· Я люблю, когда меня…

· У меня возникают трудности, когда …

· Я пришел на занятие к психологу, чтобы.......

Я хочу, чтобы…

 

Упражнение 3. «Имя превратилось»

Психолог дает инструкцию ребенку представить себе Страну Волшебных Имен, в которой его имя превратилось в животное. Придумай, в какое животное могло бы превратиться твое имя и нарисуй это животное.

 

Обсуждение

· Какое животное ты выбрал?

· Где это животное обитает?

· Чем это животное питается?

· У этого животного есть семья?

· Как к нему относятся другие животные?

· Как это животное относится к другим?

Упражнение 4. «Нарисуй животное»

Психолог дает ребенку инструкцию, нарисовать животное, о котором он рассказывал в предыдущем упражнении и которое он связывал со своим именем.

· Это домашнее животное или живущее в лесу?

· С этим животным другие разговаривают?

· Кто с ним разговаривает?

· О чём с ним разговаривают?

· Что оно чувствует, когда с ним разговаривают?

 

 

Заключительная часть

5. Упражнение на рефлексию.
В конце занятия ребенку предлагается ответить на вопросы психолога либо ему лично, либо взять наиболее понравившуюся ему игрушку и ей ответить на эти вопросы:

· Что у тебя получилось лучше всего?

· Что у тебя не получилось и почему?

· Что было самым трудным?

· Что было самым интересным?

· Что нового ты узнал сегодня?

 

 

Занятие 2

Цель: умение расслабляться, снятие напряжения

Вводная часть

Упражнение 1.«На что похоже моё настроение?»

Инструкция: Ребенок при помощи сравнения говорит, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе», потоп ребенок продолжает.

Основная часть

Упражнение 2. «Приятное воспоминание».

Психолог дает инструкцию ребенку представить себе ситуацию, в которой он испытывает полный покой, расслабление.

· Удалось ли тебе представить?

· Хочется ли тебе вернуться в то время?

· Как часто ты испытываешь покой и расслабление?

Упражнение 3.“Воздушный шарик”


Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем.

Упражнение 4. Упражнение «Маска – я»

Ребенку предлагается нарисовать маску, какое настроение преобладает у него на данный момент. Обращаем внимание на процесс рисования и на сам характер изображения (как изображены глаза, рот, что в ряде случаев является проективным выражением тревожности или агрессии). После того, как маска готовы, примеряем на себя, рассматриваем себя в зеркало. Психолог может попросить показать с помощью мимики то настроение, с которым подросток делал маску. Когда маска готова, предлагаю придумать имя, наделить ее характером, что любит, чего боится. В ходе подведения итогов выявляются общие черты маски с ее автором, подчеркиваются положительные качества. Качества, которые вызывают дискомфорт, обсуждаются в ходе беседы, доводятся до осознание истинные причины негативных эмоциональных проявлений.

Упражнение 5.«Мысленная тренировка. Доведение до абсурда»

Психолог предлагает смоделировать ситуацию, вызывающая тревогу. Все заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение. Психолог помогает ребенку, задавая наводящие и уточняющие вопросы, просит описывать свои эмоции в ходе выполнения упражнения. Далее психолог просит представить тревожную ситуацию в чрезмерно преувеличенном виде (доведите до абсурда). В результате явного преувеличения ребенок понимает, что ситуация не такая и пугающая, безысходная и вполне может поддаваться контролю.

Упражнение 6. «Дыхание».

Психолог рассказывает о значении дыхания в стрессовой ситуации. Предлагает способы использования дыхания для снятия напряжения, поясняя тем, что человек, испытывающий стресс, дышит учащенно, что может усилить тревогу и уменьшить переносимость стресса. На выполнение требуется около 5 минут. Упражнение выполняется под контролем психолога и предполагает последовательное выполнение следующих инструкций:
1. Вы садитесь в кресло.
2. Положите руку на живот.
3. Дышите так, как вы это делаете обычно, при этом следите за движением живота и груди во время дыхания.
4. Попробуйте дышать "животом" - так, чтобы в дыхании участвовали мышцы живота, а грудь оставалась неподвижной.
5. Теперь попробуйте медленно вдыхать через нос, считая до 5 и ощущая, как животом мягко подталкивает лежащую на нем руку.
6. На счет 5 задержите дыхание.
7. Медленно выдохните через нос, считая до 5, мягко нажимая рукой на живот.
8. Дышите так в течение 5 минут.
9. Если во время упражнения у Вас начинается тревога - прервите упражнение.
10. Сначала Вы можете делать упражнение в течение меньшего периода времени, постепенно увеличивая его до 5 минут. Не забывайте выполнять его 2 раза в день.
11. Вскоре Вы сможете не замечая этого дышать так в течение всего дня.
12. Когда Вы обучитесь этому упражнению - Вы можете делать его во время тревоги и при стрессе. Вы почувствуете облегчение.
13. Не отчаивайтесь, если у Вас не получается делать это упражнение сразу. Чтобы научиться его делать, требуется время.
14. Не бойтесь, что оно спровоцирует тревогу. Если Вы почувствуете себя некомфортно - Вы можете остановиться в любой момент.
Когда упражнение выполнено, психолог предлагает подростку проанализировать свое состояние и как оно менялось в процессе выполнения упражнения, а также обращает внимание на то. Что подобные методики могут быть эффективными в стрессовой ситуации или при появлении необъяснимой тревоги у подростка.

Упражнение 7. «Ощущения уверенности»

Психолог предлагает ребенку обратиться к своим воспоминаниям о своих достижениях в прошлом, после чего постараться сознательно вызвать в себе ощущения уверенности в себе, которые ассоциируются с тем событием или свершением в своей жизни. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Психолог предлагает установить своего рода «психологический якорь» в виде этих положительных эмоций, прибегать к которому стоит в ситуациях, когда подросток сталкивается с тревогой и ощущением собственного бессилия. Далее следует подведение итогов занятия. Психолог делает акцент на положительных достижениях подростка, тем самым стимулируя его поддерживать подобный настрой.

Заключительная часть

Упражнение на рефлексию 8. В конце занятия ребенку предлагается ответить на вопросы психолога либо ему лично, либо взять наиболее понравившуюся ему игрушку и ей ответить на эти вопросы:

· Что у тебя получилось лучше всего?

· Что у тебя не получилось и почему?

· Что было самым трудным?

· Что было самым интересным?

· Что нового ты узнал сегодня?

 



Занятие 3

Цель:снятие тревожности, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.

Вводная часть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...