Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-нравственное и личностное развитие




Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

· познавательные процессы и способности (воображение, пространственное мышление и т.д.);

· мотивационно-потребностную сферу ребенка и произвольность поведения;

· знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);

· интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности; к труду взрослых по созданию окружающих предметов, истории их создания;

· активную игровую деятельность детей (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную) для формирования всех познавательных психических процессов и речи;

· способность к перевоплощению в игровую роль;

· игровые действия;

· межличностные отношения в условиях игры;

· личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);

формировать:

· интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

· положительное отношение к себе и позитивную самооценку;

· адекватную самооценку, способность к оцениванию своего поведения, действий, их результатов;

· жизненно необходимые умения и навыки: самообслуживания, здорового поведения; безопасной жизнедеятельности; элементарные трудовые навыки;

· коммуникативные умения;

· умение использовать заместители вместо реальных предметов (кирпичик становится утюгом или паровозиком; карандаш - термометром и т.д.);

· сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил в игре;

· предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем рукотворном мире;

· определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам в различных сценках по составленным сценариям;

· позицию созидания, преобразования действительности, творческого осмысления сторон жизни взрослых на основе их воспроизведения с помощью ролей и игровых действий в условиях разных видов игр;

· обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах; о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения;

· представления о труде взрослых и их роли в создании предметов;

воспитывать:

· чувство собственного достоинства, уважение к себе;

· потребность в соблюдении гигиенических правил, способствующих укреплению здоровья;

· качества личности (трудолюбие, отзывчивость, ответственность, настойчивость в достижении цели, умение договориться и т.д.);

· патриотические чувства;

· основы гуманного отношения к людям;

· бережное отношение к предметам рукотворного мира, желание бережно обращаться с игрушками, окружающими предметами;

· положительное отношение и уважение к труду, результатам человеческого труда и к тем, кто их создавал;

· желание принимать посильное участие в элементарных трудовых процессах хозяйственно-бытового труда, в индивидуальных и коллективных поручениях;

· культуру выполнения трудовых действий;

· доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности, желание помочь или, наоборот, поблагодарить за помощь;

· интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Самопознание

Представления о:своем росте и развитии;собственной уникальности и неповторимости;положительной самооценке;своих социальных ролях.

Умения:осознавать себя;называть свою фамилию, имя, возраст;замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью ко взрослым, сверстникам;проявлять уверенность в деятельности.

Здоровье и личная гигиена

Представления о:правилах здорового поведения;путях созидания своего здоровья;взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на его здоровье;направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания;требованиях к гигиене;культуре поведения.

Умения:заботиться о чистоте тела (перед едой самостоятельно быстро и тщательно мыть руки и лицо, после посещения туалета, а также при необходимости; чистить зубы утром и вечером, пользоваться расческой, носовым платком, мыть ноги);самостоятельно готовить постель ко сну;замечать неполадки в прическе, одежде, обуви, устранять их самому или с небольшой помощью взрослого;сохранять правильную осанку в различных жизненных ситуациях;соблюдать распорядок дня (вовремя ложиться спать, принимать пищу, гулять на свежем воздухе);бережно и внимательно относиться к своему здоровью: не ходить во влажной одежде, в мокрой обуви; здоровью окружающих людей;понимать важность охраны зрения и слуха;обращаться ко взрослому при малейшем недомогании и дискомфорте.

Культура питания

Представления о:профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта;полезности продуктов питания;сервировке стола;принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице.

Умения:выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;готовить несложные блюда.

Безопасность жизнедеятельности

Представления о:поведении при возможных случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте и т.п.);мерах предупреждения некоторых заболеваний (инфекционных);назначении лекарственных препаратов, которые без контроля взрослых принимать нельзя (никаких лекарств, витаминов, напитков, жевательных резинок и др.);номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, "скорой помощи".

Умения:

свободно ориентироваться в помещениях детского сада;набирать нужный номер служб помощи;применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Представления о:совместном участии мальчиков и девочек в выполнении заданий с учетом традиционных представлений о мужских и женских ролях;соблюдении правил совместной деятельности и последовательности действий в коллективном труде;бережном отношении к продуктам деятельности (взрослого, сверстников);соотношении поступка и реакции окружающих на него (выражение взрослым положительных чувств, похвалы и положительной оценки или отрицательных переживаний по поводу деятельности ребенка).

Умения:проявлять отзывчивость и содействовать переживаниям сверстников, взрослых;приветливо здороваться и прощаться;называть сверстника по имени; доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого;выполнять просьбы, поручения взрослого (сервировать стол, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, родителям);включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем и действовать в соответствии с новой игровой позицией.

Адаптивное социальное поведение

Представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми.

Умения:сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме, подчиняться правилам и нормам;использовать способы общения, принятые в обществе.

Познание социума

Представления о (об):именах родителей, других членов семьи;видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);разных эмоциональных состояниях человека;том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском языках, столица Беларуси - Минск;своем поселке, улице, городе;национальном флаге, гербе, гимне, о народных героях, белорусских праздниках.

Умения:видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит;понимать других людей;приобщаться к празднованию основных праздничных дат государства.

Рукотворный мир

Представления о (об):взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от назначения (машины - самосвал, "скорая помощь", подъемный кран; жилой дом - магазин, городской дом - сельский дом);предметах рукотворного мира, качествах и свойствах, присущих предметам, материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса);распространенных видах транспорта по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); замечать многообразие пассажирского и грузового видов транспорта;существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (игрушки, продукты питания, одежда);материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (столяр - рубанок, программист - компьютер, повар - сковорода и т.д.);трудовом процессе взрослых по созданию необходимых вещей, предметов; о разных видах трудовой деятельности, имеющих наглядно выраженный продукт, направленность на заботу о людях (продавец, швея).

Умения:ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;группировать предметы по существенным видовым признакам (назначение, строение), дифференцировать предметы одного рода (посуда - чайная, кухонная, столовая);различать и сравнивать предметы одного вида (ботинки - кроссовки, гольфы - носки, платья разного фасона);различать и называть транспорт по среде передвижения (наземный, воздушный, подземный), по назначению (грузовой, пассажирский); в зависимости от строения предметов;использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т.д.).

Игровая деятельность

Особенности игровой деятельности. Выполнение роли является для воспитанника значимым мотивом в игровой деятельности. Развивается желание выполнять ту или иную роль, формируется избирательное отношение к ролям. Необходима помощь взрослого для распределения ролей между детьми. Смысл игры заключен в отражении отношений между персонажами. Дети изображают отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. Ролевая речь становится средством взаимодействия.

Содержание сюжетно-ролевой игры. Основным содержанием игры становится выполнение игровых действий, связанных с отношением к ролям, выполняемым другими детьми. Выделены роли и правила в игре. Ролевые функции взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

Представления о (об):последовательности (цепочке) игровых действий в сюжетно-ролевой игре разной тематики: бытовой (игра в семью, детский сад); производственной, отражающей профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, парикмахерскую, строителей, транспорт и т.д.);отношениях между людьми.

Умения:решать игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий;определять линию развития сюжета игры;соблюдать правила в игре, логику и последовательность игровых действий для решения игровой задачи;имитировать в игре определенные отношения между людьми;выделять роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им;распределять роли между детьми;называть себя в соответствии с ролью;выделять игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры (если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается "детям" на обед, и т.д.);подчинять свои действия действию других игроков;понимать друг друга, оказывать взаимопомощь в совместной игре;высказывать оригинальные идеи.

Игра со строительным материалом

Представление об объектах окружающего мира в процессе игры.

Умения:анализировать предметы окружающей действительности;коммуникативные умения и технические, "строительные" навыки, приводящие к получению результата в виде постройки;заранее распределять функции игроков в строительной игре.

Трудовая деятельность

Самообслуживание

 

Представление о необходимости самообслуживания (с точки зрения необходимости для красоты, здоровья, привлекательности, самостоятельного выполнения действий, не обращаясь за помощью ко взрослому).

Умения:самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (с небольшой помощью взрослого: застегнуть верхнюю пуговицу на шубе, молнию на платье и т.д.), пуговицы расстегивать и застегивать (спереди), выворачивать одежду на левую сторону, складывать одежду и аккуратно вешать на стульчик; ставить обувь на место, очищать обувь и одежду от снега;самостоятельно завязывать шнурки;выполнять трудовые действия по самообслуживанию осознанно, понимая необходимость их выполнения.

Хозяйственно-бытовой труд

Представление о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей (поддержание чистоты, порядка необходимо "для здоровья", "для того, чтобы было приятно находиться в чистом помещении", "чтобы разбросанные игрушки не мешали другим детям" и т.д.).

Умения:

совместно с педагогом поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (убирать игрушки, вытирать с них пыль, протирать игрушечную мебель, столы, стулья, подоконники, стенки аквариума, мыть горшки для цветов, расчищать дорожки от мусора, снега, перекапывать песок в песочнице);

осуществлять простейшие процессы хозяйственно-бытового труда (сервировка стола, уход за предметами и игрушками, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли, стирка салфеток и др.) в собственной трудовой деятельности;

совместно с педагогом стирать кукольное белье, подклеивать книжки, ремонтировать коробки из-под настольных игр;

помогать педагогу в украшении групповой комнаты к праздникам;

выполнять обязанности дежурного по столовой (раскладывать ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставить хлебницы, салфетницы, после еды убирать все на место);

с помощью взрослого ставить цель трудовой деятельности, планировать трудовые действия, оценивать результат;

выполнять обязанности дежурного по подготовке к занятиям (раскладывать принадлежности для рисования, аппликации, конструирования и др., после занятия убирать все на место);

совместно с педагогом приводить в порядок орудия труда, инвентарь;

выполнять совместную со сверстниками трудовую деятельность.

Труд в природе

Представления о (об):условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха в помещении, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб) и др.);

правилах посадки семян растений (бобы, фасоль, настурция, тыква, горох, редис, овес, свекла, репчатый лук, тюльпан, нарцисс, картофель и др.), ухода за растениями (полив, рыхление), в том числе за комнатными растениями;

правилах ухода за животными (приготовление кормов, воды, чистка клеток, поддержание в чистоте поилок, аквариума, кормушек).

Умения:совместно с педагогом осуществлять посев растений: семена крупной и средней величины; с помощью педагога сажать бобы, фасоль, настурцию, тыкву, редис, горох, овес, свеклу, тюльпан, нарцисс, картофель; самостоятельно сажать лук, определяя при помощи условной мерки расстояние и глубину посадки;

определять необходимость полива и рыхления почвы растений в уголке природы и на участке, правильно рыхлить растения (у комнатных растений по краям горшка, на участке - между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем);

самостоятельно готовить и давать корм и воду животным (крошить, отмерять количество воды при помощи условной мерки);

помогать педагогу менять воду в аквариуме, чистить клетки, мыть поилки, кормушки.

Ручной труд

Представления о:необходимости ручного труда (поделка в подарок маме, для украшения группы и т.д.);свойствах и качествах материалов, из которых изготавливаются игрушки, поделки;способах изготовления поделок из различных материалов посредством аппликации, конструирования и т.д.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: формирование интереса к математическим характеристикам окружающего мира, к математике.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:психические процессы;настойчивость;любознательность;

формировать:

элементарные представления о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространстве и времени;

умения группировать и классифицировать предметы и явления по 1 - 2 признакам одновременно;

воспитывать:

культуру познания, интеллектуальные чувства;

чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Количество и счет

Представления о (об):

цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания);

независимости числа от качественных и пространственных признаков множеств;

понятии "половина";

отношениях между частью и целым.

Умения:

сосчитывать группу предметов количественным счетом (до 10);

считать порядковым счетом;

устанавливать отношения между группами предметов: практическим путем (наложением, приложением, графически); опосредованно (через число, полученное в результате счета);

находить единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве.

 

Величина

Представления о (об):

упорядоченных по возрастанию или убыванию величины рядах предметов;

различных способах сравнения предметов или их изображений по величине (практически, на глаз, с помощью посредника).

Умения:

сравнивать предметы по величине (практически и с помощью глазомера);

строить сериационные (упорядоченные ряды) и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов;

сравнивать два предмета при помощи третьего, выступающего в роли посредника.

 

Геометрические фигуры и форма предметов

Представления о:

геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр и др.) на основе зрительного и осязательно-двигательного обследования;

словесном обозначении в активной речи известных геометрических фигур.

Умения:

различать, называть и обследовать геометрические фигуры осязательно-двигательным путем под контролем зрения (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр, ромб, трапеция, конус, пирамида);

определять форму предметов без деталей, называть ее.

 

Пространство

Представление о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина - центр листа, вверху посередине, внизу посередине, справа, слева, между, в уголках вверху, в уголках внизу).

Умения:

определять и обозначать словами положение объектов на листе бумаги (в середине - центре листа, вверху посередине, внизу посередине, справа, слева, между, в уголках вверху, в уголках внизу);

ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от себя;

двигаться в заданном направлении.

 

Время

Представления о:

последовательности частей суток;

смене суток (понятия "вчера", "сегодня", "завтра");

последовательности времен года.

Умения:

называть последовательность времен года; частей суток;

адекватно ситуации использовать слова "вчера", "сегодня", "завтра".

 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА

 

Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями;

желание заботиться о них;

формировать:

представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;

воспитывать:

гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания;

стремление оберегать природу;

познавательное отношение к окружающей природе;

сострадание к людям с ограниченными возможностями, понимание их затруднений.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Неживая природа

Представления о:

погодных явлениях каждого сезона: температуре, осадках, долготе дня;

свойствах воды, почвы, воздуха.

Умение замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды.

Дидактические игры: "Какая сегодня погода?" и др.

 

Растения

 

Представления о (об):

признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;

разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения;

растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка);

сезонных изменениях в состоянии растений;

отличительных признаках растений ближайшего окружения (4 - 5 деревьев (рябина, клен, каштан, сосна), 3 - 4 кустарника (малина, чубушник, снежноягодник), 3 - 4 растения цветника (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.), 5 - 6 растений огорода (свекла, капуста, кабачок, тыква, лебеда и др.), 4 - 5 комнатных растений (бегония, герань, агава, аспарагус и др.), 2 - 3 растения аквариума (роголистник, элодея, кабомба или др.).

Умения:

различать и правильно называть достаточно большое количество растений, их характерные признаки;

соотносить растения с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);

осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка.

Дидактические игры: "Продайте, что назову", "Найди такой листок, как на дереве", "Детки на ветке", "Опиши, мы отгадаем", "Найди дерево по описанию" и др.

 

Животные

 

Представления о (об):

разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и т.д.;

признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного;

животных огорода, сада, парка, цветника;

сезонных изменениях в жизни животных;

отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3 - 4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3 - 4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6 - 8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3 - 4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и др.).

Умения:

различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки;

соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);

осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, мытье кормушек и поилок, уход за аквариумом.

Дидактические игры: "Что сначала, что потом", "Птицы, рыбы, звери" и др.

Подвижные игры: "Охотник и пастух", "Кто что делает" и др.

 

Организм человека

 

Представление о функциях органов чувств человека, помогающих познавать окружающий мир (функции языка: помогает есть, говорить, ощущать вкус еды (сладкий, горький, кислый, соленый); функции кожи: помогает ощущать свойства предметов (холодный - горячий, сухой - мокрый, гладкий - шероховатый, круглый - угловатый и т.д.); ощущать прикосновение, боль, щекотку; гигиена кожи; функции носа: помогает ощущать запахи, дышать и т.д.; функции глаза: помогает ощущать цвет, форму, величину; функции уха: помогает слышать звуки).

Умение использовать органы чувств для познания объектов природы.

Дидактические игры: "Назови, что видишь", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Почему у нас два глаза?", "Звуки природы", "Звуки голоса", "Звуки предметов", "О чем сообщит нам язычок?", "Что в мешочке?", "Угадай, что тебе сказали руки", "Найди помощника", "Узнай помощника" и др.

 

Взаимосвязи в природе

 

Представления о:

природных сообществах, созданных руками человека (огород, сад, поле, цветник, парк) и их обитателях;

правилах поведения человека в природных сообществах, созданных руками человека;

сезонных изменениях природных сообществ, созданных руками человека.

Умение обосновать необходимость соблюдения правил поведения на огороде, в цветнике, саду и т.д.

Дидактические игры: "Так бывает или нет?", "Какое время года?" и др.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВIЦЦЁ МАЎЛЕННЯ

 

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. РАЗВIЦЦЁ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIН

 

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

обогащать словарный запас ребенка на основе представлений об окружающей жизни, содействовать правильному пониманию слов, их употреблению, уточнять обобщающие понятия, подвести к элементарному осознанию слова и словесных отношений;

расширять круг грамматических явлений, усваиваемых детьми, побуждать к активному поиску правильной формы слова;

развивать фонематическое восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться интонационными средствами выразительности, формировать правильное произношение всех звуков родного языка;

развивать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.

 

Мэта: фармiраваннеўстойлiвайцiкавасцi i станоўчыхадносiн да нацыянальнаймовы, жаданняавалодацьбеларускаймовай; выхаваннеасноўнацыянальнагасветапогляду.

Задачыразвiццявыхаванца ў дзейнасцi:

садзейнiчацьадрозненнюдзецьмiбеларускага i рускагамаўлення;

пабуджаць да ўзнаўленнякароткiхлiтаратурныхтвораў на беларускаймове, да разыгрыванняiх;

развiвацьэлементарныянавыкiзносiн на беларускаймове.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Словарь

 

Расширение активного словаря детей различными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами): названиями предметов, их качеств, свойств, действий.

Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, называть их.

Употребление обобщающих слов, обозначающих видовые (пальто, куртка; чашка, стакан) и родовые (игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, посуда) понятия.

Употребление слов, обозначающих материал (дерево, стекло, пластмасса и др.), пространственные отношения (далеко, близко, рядом, около и др.), свойства и качества предметов (твердый и мягкий, тонкий и плотный, прозрачный и непрозрачный и т.п.).

Понимание некоторых многозначных слов, сочетаемости разных слов (идет мальчик, идет автобус, идут часы и др.).

Умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (веселый - радостный; сильный - слабый, быстрый - медленный).

Умение подбирать разные слова и их формы для обозначения одного и того же объекта (кот - котик, киска, коток, Котофей, мурлыка).

Объяснение происхождения некоторых слов (подосиновик, заречный и т.д.).

Понимание смысла загадок, пословиц и усвоение образных выражений из них.

 

Слоўнiк

 

Узбагачэннебеларускагаслоўнiкадзяцейсловамi - назвамiпрадметаўасяроддзя, iхякасцей, дзеянняў.

Разуменне i ўжываннеабагульняльныхслоў (цацкi, посуд, адзенне, мэбля).

Засваеннеформаўветлiвасцi (добрайранiцы, добрыдзень, добры вечар, дабранач, да пабачэння, дзякуй, калi ласка, смачна есцi, прабач).

 

Грамматический строй речи

 

Освоение грамматического оформления высказываний: изменение существительных по числам, падежам; спряжение глаголов по лицам и числам, временам, образование глаголов повелительного наклонения (спой, попрыгай, ляг); образование уменьшительно-ласкательных наименований; согласование слов между собой (прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; глаголов с существительными в числе и роде).

Освоение трудных форм: родительного падежа единственного и множественного числа существительных; отдельных неизменяемых слов (играть на пианино, спрятаться за пианино) и др.

Образование слов:

названий детенышей животных, употребление их в единственном и множественном числе;

названий предметов посуды (сахар - сахарница, мыло - мыльница, но масло - масленка, соль - солонка); звукоподражательных глаголов (ворона кар-кар - каркает, поросенок хрю-хрю - хрюкает); отыменных глаголов (мыло - мылит, учитель - учит).

Стремление догадываться о смысле незнакомых слов.

Употребление разных типов предложений (простых с однородными членами, сложносочиненных, сложноподчиненных).

 

Граматычны лад маўлення

 

Засваенненекаторыхасаблiвасцейграматычнага ладу беларускагамаўлення: множнагалiкуназоўнiкаў (дамы, лясы, вокны); роднага склону назоўнiкаў (санак, лыжак, лялек); меснага склону назоўнiкаў (на назе, у руцэ, на двары); давальнага склону назоўнiкаў (дапамагчыАленцы, дапамагчы Янку); загаднага ладу дзеясловаў (мый, сядай, пi, паскачы); формаў 3-й асобыадзiночнага i множнагалiкудзеясловаў (iдзе, пiша, малюе, варыць, гуляюць, хочуць); асаблiвасцей роду некаторыхназоўнiкаў (смачныяблык, калматысабака).

Разуменне i ўменнесуадносiць з малюнкамiназвыжывёл i iхдзiцянят (кошка - кацяня, качка - качаня, лiса - лiсяня).

 

Звуковая культура речи

 

Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, использование умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности.

Усвоение правильного произношения согласных звуков: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р'].

Четкое произношение слов, фраз.

Осознание особенностей своего произношения.

Термины "звук", "слово", сравнение слов, близких и разных по звучанию, длинных и коротких; подбор слов на заданный звук.

Интонационное выделение звука в слове.

Последовательность произнесения звуков в слове.

 

Гукавая культура маўлення

 

Правiльнаевымаўленнеспецыфiчнабеларускiхгукаў: фрыкатыўных [г], [г']; заўсёдыцвёрдыхгукаў [ч], [р] iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гука ў у словах i фразах.

Дыферэнцыяцыя ў вымаўленнi i на слыхслоў, падобных у рускай i беларускаймовах (дети - дзецi, ложка - лыжка, река - рака, уши - вушы i да т.п.).

 

Связная речь

 

Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах).

Формирование диалогической речи детей при осуществлении совместной деятельности.

Умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

Составление рассказов по содержанию картины, из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

Описание игрушек (предметов), сравнение их.

Придумывание событий, предшествующих изображенному на картине и последующих.

Элементарное осознание структуры связного текста (начало, продолжение, конец); соединение некоторыми способами предложения и части высказывания между собой; включение в повествовательные тексты элементов описания, рассуждения, диалогов действующих лиц, точных и образных слов.

 

Звязнаемаўленне

 

Слуханне i разуменнемовывыхавальнiка, адказы на ягопытаннi.

Праслухоўваннебеларускiх народных забаўлянак, казак, твораўбеларускiхпiсьменнiкаў для дзяцей; адказы на пытаннi па iхзмесце.

Адказы на пытаннi па змесцекарцiн i прыапiсаннiцацак.

Стварэнневыказванняў, самастойных па задуме i моўнымафармленнi.

Садзейнiчаннестанаўленнюрэпрадуктыўнагамаўленнядзяцей на беларускаймове.

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

Образовательная область: ИСКУССТВО

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Цель: формирование у ребенка эстетического отношения к миру и его художественное развитие средствами изобразительного искусства.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать:

самостоятельность использования в рисунке выразительных средств, желание экспериментировать с изобразительными материалами;

эстетические чувства;

конструктивные способности;

творческое воображение в процессе занятий дизайном, экспериментирования с художественными техниками;

формировать:

способность к художественному восприятию и эмоциональный отклик на произведения искусства;

представления о средствах художественной выразительности произведения, его назначении и художественных материалах;

конструктивные умения;

представления о пластичности материалов для лепки и правилах их использования;

изобразительные умения по использованию средств выразительности (свободный выбор цветовой гаммы, формата листа для его создания, композиционное решение);

воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Восприятие произведений изобразительного искусства

 

Представления о (об):

книжной и прикладной графике (иллюстрации В.Сутеева, Ю.Васнецова, Е.Лось к книге "Светлячок" (сост. Р.Миронова); Т.Отчика к бел.нар. сказке "Аленка"; Н.Селещука к сказке З.Бядули "Скарб"; В.Савича к сборнику стихотворений В.Ковтун "Вясёлызаасад"; В.Басалыги к сказке "Пшанiчныкаласок");

скульптуре малых форм (Л.Шутко. "Олень"; В.Ольшевский. "Дружба", "Заяц и белка"; В.Данчук. "Силач"; Н.Пушкарь. "Белорусская картошка");

предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда, игрушки; изделия из соломки, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.);

архитектуре (памятники архитектуры, современные здания родного города, поселка и др.);

дизайне (дизайн интерьера: элементы интерьера современной квартиры, детского сада (посуда, мебель, ковры, светильники и др.); дизайн предметов бытового назначения: удобные и красивые одежда, обувь, ткани, игрушки и т.д.; дизайн упа<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...